Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мировая и национальная культура




Лекция 1

Понятия «культура», «мировая культура», «национальная культура»

1.1. История и логика становления понятия «культура»

Сущность культуры. Её роль и значение для человека и общества

Законы развития культуры

Мировая и национальная культура

Мы приступаем к изучению новой учебной дисциплины «Мировая культура и искусство». Термины «культура», «мировая культура», «искусство» входят в нашу жизнь, в том числе повседневную, но тем не менее нуждаются в научном определении.

Наша современная культура имеет в качестве предшественника период длиной в 5 тыс. лет «письменной» культуры и многие тысячелетия «дописьменного» периода. За это время сменилось 1200 поколений, множество непохожих друг на друга культур.

Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она и в ласковых словах материнской колыбельной, и в потоке родного языка, который слышит новорожденный. Она в тепле и уюте нашего дома, в устройстве быта и многом, многом другом.

На уровне повседневной практики у нас сложилось представление, что такое национальная культура (русская, французская, итальянская, китайская, японская и другие): это национальные особенности быта, привычки, традиции, образ жизни (одежда, кухня, архитектура, особенности построения интерьера и многое другое. Это тоже важные элементы культуры.

Культура – явление живое и развивающееся. Археологи в результате раскопок находят орудия труда, оружие, посуду. Они не похожи на современные, и в то же время предметы различные археологических культур отличаются материалом, техникой обработки, характером рисунком, символикой в изображении. Таким образом, культура заключает в себя навыки, знания, символы. Культура пропитывает собой все бытие человека. Само это бытие и является культурой. Культуру можно рассматривать как одно из самых универсальных и всеохватывающих понятий.

Жизнь человека проходит в накоплении навыков, знаний. Их сохранение и передача – тоже составная часть культуры. Знание привязано к субъекту, к человеку. У каждого человека – свое знание, у каждого общества – тоже. Культура представляет собой попытку подвести единое смысловое основание под восприятие мира.

Н.А. Бердяев (1874–1948), один из блистательных русских мыслителей, называл культуру неотвратимым путем человека и человечества.

1.1. История и логика становления понятия «культура»

1. Следует начать с того периода истории культуры, когда слова «культура» ещё не существовало. В античной Греции еще не было слова «культура». Его значение передавалось двумя словами – «техне» и «пайдейя». Но древнегреческие философы (Протагор, Антифонт, Гиппий, Продик, Критий, Гипподам) говорили о том, что наряду с миром природы существует мир, созданный волей, разумом и руками человека.

Российский культуролог М.С. Каган отмечал, что «то явление, которое человечество стало обозначать понятием «культура», было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как у римлян появилось это слово. Древнегреческое «техне»(«ремесло», «искусство», «мастерство», отсюда – техника ), не имея столь широкого обобщающего значения, как латинская «культура», значило в принципе то же самое – человеческая деятельность, преобразующая материальный мир, изменяющая форму природной предметности».

Пайдейя (от греч. pais – ребенок) – воспитание, обучение, образование, в широком смысле – обретение культуры, деятельность, в результате которой ребенок превращался в полноправного гражданина полиса. В этой обращенности к человеку и состоит непреходящее значение культуры, в основе которой лежал идеал человека, к формированию которого ведет культура: без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как культурной эпохи, ни западноевропейского мира культуры.

2. Слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Оно произошло от глагол «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234–149 до н.э.), написавший трактат « De agri cultura» (аграрная, сельскохозяйственная культура). Это значение сохранилось в сельскохозяйственных терминах: агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища, культиваторы и т.п.

Марк Порций Катон

3. В книге «Тускуланские беседы» (45 г. до н.э.) выдающийся римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон впервые применил слово «культура» в ином, переносном смысле – «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он обозначил всё созданное человеком, в отличие от мира природы. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию «натура» (природа). С тех пор культура воспринимается как результат деятельности людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.

Марк Туллий Цицерон

 

Цицерон ввел понятие «cultura animi» – обработка, совершенствование души: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят отличный результат».

Он считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю. Если рабы, представители низших сословий занимались физическим трудом, обрабатывали землю, то свободные граждане, особенно представители римской аристократии развивали мыслительные способности, совершенствовали ум и душу при помощи философии и красноречия. Культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. С того времени признаками культурного человека являются его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Термин культура используется для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества.

В римской античности родственное слово «культ» (cultus) означало поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Поэтому слово «культура» имело ряд производных значений и оттенков: воспитанность, образованность, утонченность.

Следовательно, по своему изначальному смыслу «культура» не что иное, как результат обработки и возделывания, какой-то плод работы человека над окружающими вещами мира и над самим собой, то есть нечто «пересотворенное» человеком.

4. В Новое время слово культура стало активно употребляться в Европе в XVIII в. В европейских языках – немецком, английском, французском – слово «культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. В философский, а затем научный и повседневный оборот его ввел немецкий просветитель Иоганн Кристоф А́делунг (1732–1806), выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

Иоганн Кристоф А́делунг

 

Спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника Иогана Готфрида Гердера (1744 1803) «Идеи философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает быть метафорой, наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер утверждал идею национальной самобытности искусства, исторического своеобразия и равноценности культуры различных эпох и народов. Он первым употребил слово культура во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.

Иогана Готфрида Гердера

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый – господство над природой с помощью знания и ремесел, второй – духовное богатство личности. О том, что новый термин ещё не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724–1804) и Гегель (1770–1831), почти не употребляли слово культура. Гегель заменял его термином «Bildung» (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлением чувства.

В России слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, словом «культура» не пользовались А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. И.В.Киреевский включал в понятие «просвещение» все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: сферу религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е гг. XIX в. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждается в научной и художественной литературе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных