Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Успенский собор во Владимире.




АРХИТЕКТУРА

 

В древние времена на Руси строили в основном из дерева – материала достаточно прочного, удобного в обработке и доступного. Даже в начале XIX века Москва была на две трети деревянной. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X века – это Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира (не сохранилась, разрушена ещё татаро-монголами).

Самый древний сохранившийся храм — София Киевская. Строительный материал — плинфа (большой плоский кирпич размером 40x30x3 см). Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в Новгороде, предпочитали камень. Новгородский камень «серый плитняк» – природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.

Во Владимиро-Суздальской земле строили из ослепительно белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Поэтому стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

Московские зодчие XIV-XV века тоже строили из белого камня. В конце XV века на Руси появился новый строительный материал – пропорциональный кирпич. Его завезли итальянцы. В отличие от византийской плинфы он имел форму бруска с кратным размером сторон, примерно 30х14х7 см. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.

Устройство храма – крестово-купольная конструкция (два пересекающихся под прямым углом свода). В плане своды эти образуют крест – фигуру, символическую для христианства. На месте пересечения сводов водружается купол, поддерживаемый световым барабаном. Пространства между концами креста, образовавшегося пересечением сводов, обстраивали стенами и перекрывали дополнительными сводами. Внутри стены заменяли арками. Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах: чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. Храм делился на нефы: три-пять частей внутреннего пространства, заключенного между рядами опор и стенами.

Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары, повторяя очертания сводов (см. картинку ниже).

Венчали храм купола. Их форма менялась в русском зодчестве. Древнейшие, яйцевидные купола, заимствованные из Византии, венчали некогда Десятинную церковь и Софийский собор в Киеве. Новгородская София в древности имела шлемовидные купола, похожие на современные. В московском зодчестве больше прижились луковичные главки.

Различным было и количество куполов на храмах.

Количество куполов имело символический смысл. Один купол — единый Бог. Два купола – божественное и человеческое начала в Христе, три – три ипостаси Бога, пять – Христос и четыре евангелиста, тринадцать куполов символизировали Христа с двенадцатью апостолами. Храм всегда ставили алтарём на восток – навстречу Солнцу: снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам – полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма.

Обычно в храме три входа – в середине западной, северной и южной стен (главным считается западный вход) – декоративно оформленных порталами. В Древней Руси был распространен так называемый перспективный портал – несколько вставленных друг в друга и уходящих в глубь стен арочек на колонках.

Часто храмы обносили галереями. На Руси их называли гульбищами – от слова «гулять». Они окружали церковь со всех сторон, кроме восточной. Нередко к храму пристраивались приделы – это небольшие храмики, имеющие свой алтарь с престолом и отмеченные снаружи главкой. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько литургий – главных православных служб. С западной стороны в древних храмах устраивался притвор (в Византии – нартекс). Он отделялся от церкви глухой стеной с дверью посередине. В притворе во время службы находились те, кому за совершенные грехи временно запрещался вход в храм, а также готовящиеся принять крещение.

Из притвора дверь ведет в среднюю часть храма. Именно здесь находятся верующие во время богослужения. В древности в этой части храма, над западным входом, устраивали хоры – что-то вроде большого балкона. На хорах, отдельно от простых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными. На высоко расположенные хоры вели лестницы. В старину специально для них пристраивали к храму башни. Такие лестницы есть в Софийских соборах в Киеве и Новгороде. Позже лестницы стали делать прямо в толще кладки стены. В восточной части храма находится алтарь. В древние времена он был отделен невысокой преградой, уставленной иконами. Позже преграда превратилась в высокий русский иконостас. Перед ним – небольшое возвышение – солея, где по сторонам устраивают клиросы – места для певчих. Средняя часть солеи, выступающая в середину храма, называется амвон. Отсюда во время богослужения читается Евангелие, произносятся проповеди. В глубине алтаря находится главная святыня храма – престол. Это четырехугольный каменный стол, символизирующий гроб Господень. По религиозным представлениям, во время богослужения на престоле незримо восседает сам Бог. В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и диакон облачаются в ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.

В северо-восточной части церкви есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время литургии на нем готовят священные дары – хлеб и вино для совершения таинства причастия.

София Киевская.

Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный храм Константинополя. Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера. Тринадцатикупольный храм.

 

София Новгородская.

 

Название также не случайно — по образцу киевского храма. Новгородская София была пятиглавой. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами – лопатками. Когда-то собор был выше. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.

Успенский собор во Владимире.

В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в городе Владимире был заложен Успенский собор. На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов. Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился пятиглавый собор. Успенский собор был самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в.

Нарядный декор храма стал характерным для всего владимиро-суздальского зодчества второй половины XII – первой трети XIII в. Отчасти он будет заимствован и раннемосковской архитектурой. Дверные проемы украсили перспективные порталы. По вертикали стену расчленили тонкие полуколонки, а по горизонтали – аркатурно-колончатый пояс – непрерывная цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения – женские головки, морды львов. На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, Владимирский храм считался главным в Северо-Восточной Руси.

В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один – одноглавый, названный в честь святого Дмитрия Солунского Дмитриевским. И не случайно: его заказчик, князь Всеволод III, при крещении был наречен Дмитрием, а строился собор на месте княжеского двора. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Даже колонки аркатурного пояса и арки порталов не были гладкими. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений. Многие рельефы удалось расшифровать. На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста, на южном – мученики Борис и Глеб. Некоторые сюжеты особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре – сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре – композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Изображение языческого царя на православном храме может показаться странным. В XII в. на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть «Александрия», повествующая о жизни великого полководца. Скульптура не получила распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро-суздальских храмов уникальны.

В середине XII в. город был окружен деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые, сохранились до наших дней, правда, в сильно искаженном виде. Они напоминают высокую триумфальную арку. В древности над ней был водружен одноглавый храм, а створки ворот обиты листами начищенной, сверкающей меди. Отсюда и название ворот – Золотые. В 1237 г. Золотые ворота приняли главный удар татар, наступавших на город со стороны равнины. Враги не смогли прорваться через ворота и вынуждены были проламывать крепостные стены.

В 1158 г. в девяти километрах от Владимира Андрей Боголюбский заложил загородный замок-резиденцию. По преданию, место для него выбрала икона Богоматери Владимирской – отсюда название – Боголюбово. К сожалению, из всего комплекса сохранилась лишь часть одной из лестничных башен. Именно на ее ступенях в 1174 г. был убит боярами Андрей Боголюбский.

В трех километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с необычным для того времени названием – Покрова. В Византии не было праздника Покрова Богоматери. Он появился на Руси в XII в. в память о чудесном явлении Богородицы в одном из храмов Константинополя во время осады города. Предание гласит, что находившимся тогда на службе русским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиделась Богоматерь. Она распростерла над собравшимися свое покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси.

Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью, почти невесомостью.

 

Москва.

 

Самая древняя постройка в Москве – собор (главный храм) Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1410-1427 гг.)

 

Московский Кремль.

Московский Кремль имеет древнюю историю. Первые деревянные укрепления появились в 1156 г. Крепость возникла на высоком холме при слиянии рек Москвы и Неглинной. Есть свидетельства, что уже в конце ХIII в. на территории Кремля стояли первые каменные храмы.


Внук Ивана Калиты, князь Дмитрий Донской, готовясь к решительной схватке с татарами, заменил деревянный Кремль белокаменным. План крепости диктовал характер местности: две сливающиеся реки образовывали неправильный треугольник.

По периметру стен располагались 18 мощных башен – многоэтажных сооружений с 3-5 ярусами бойниц. Угловые башни для удобства обороны были круглыми, остальные – четырехгранными. Расставили их на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел штурмующих. Войти в Кремль можно было через шесть башен. В XVII в. царь обычно въезжал через Спасские ворота, а патриарх – через Троицкие. Боровицкие ворота использовались для хозяйственных нужд. Ныне только четыре башни – Спасская, Троицкая, Боровицкая и Никольская – сохранили свои ворота.

Главная площадь Кремля – Соборная. Сюда своими фасадами выходят основные кремлевские храмы – Успенский, Архангельский, Благовещенский, церковь Ризоположения, а также Грановитая палата и колокольня «Иван Великий».

Древнейший из существующих соборов Кремля – Успенский.

Болонский архитектор Фиораванти, построивший нынешний Успенский собор, был прозван Аристотелем за свой талант и знания. Иван III приказал архитектору взять за образец для строящегося храма Успенский собор во Владимире. В результате московский и владимирский соборы имеют много общего во внешнем убранстве. На протяжении нескольких столетий Успенский собор был главным русским православным храмом. В нем короновались московские князья, цари, а позже императоры, проходило поставление патриархов. Здесь же, в подклете, они находили свой последний приют.

Через площадь, напротив Успенского, стоит еще один собор, построенный итальянцами, – Архангельский. Его внешний облик необычен для Руси и больше напоминает венецианское палаццо (дворец), чем русский средневековый храм. Строителем собора был венецианский зодчий Алевиз Новый. Архангельский собор, посвященный предводителю ангельского воинства и покровителю русских князей и царей, стал их усыпальницей. В нем покоится прах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

 

К западу от Соборной площади в древности размещался государев двор–резиденция царя. За долгие века царский дворец многократно перестраивался. До наших дней сохранились лишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата. В конце XV в. ее построили итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Фасад палаты, обращенный к площади, облицован белым граненым камнем, отсюда и название – Грановитая. На втором этаже палаты находится огромный двухсветный, с двумя рядами окон, зал площадью почти 500 кв. м. Его своды высотой 9 м опираются на единственный четырехгранный столб, стоящий в центре. Столб и портал входа украшены нарядной резьбой и позолотой. В Грановитой палате устраивали праздничные обеды, здесь проходили приемы иностранных послов, заседали Земские соборы.

Комплекс царского дворца включал несколько храмов. Главным из них был Благовещенский собор. Он строился одновременно с Грановитой палатой, но русскими мастерами. Первоначально собор был трехглавым. Позже, в XVI в., его обнесли крытой галереей с четырьмя приделами, отмеченными главками, а над главным объемом надстроили еще две главы. Так у храма появилось девять золоченых куполов.

Благовещенский собор служил домовой церковью русских царей и соединялся переходом со стоящим рядом дворцом. Войти в храм можно только через окружающую его галерею.

Одно из самых знаменитых сооружений Кремля – колокольня «Иван Великий». Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому и получила название Ивановской. Ну а Великой ее прозвали за необыкновенную высоту – более 80 м. Колокольня долгое время считалась самым высоким зданием Руси.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных