Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эллинистическая философия. Перипатетики и академическая философия




конец IV - II вв. до н. э. - эллинистический период. Он характеризуется появлением новых школ и философских систем: перипатитической и эпикурейской школы, скептицизма.

Перипатетическая школа создана учениками и последователями Аристотеля и была призвана разв. основные тенденции его учения.

Так, Теофроаст сделал ряд существенных дополнений к логике Аристотеля. Он предвосхитил операцию квантификации предикатов, пополнил систему модусов, собрал многочисленные сведения о ранних философских школах.

Карниад развивал теорию познания и этику. Рассуждая о критериях истины, он выступал против догматиков, разрабатывал учения о вероятности. Отрицая существование абсолютного критерия истины, он критиковал стоическое учение о «постигающем впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учил об «убедительном впечатлении», допускающем проверку, но не допускающем возможность твёрдо отличить истинное впечатление от ложного.

Эпикурейская школа – это прежде всего материалистическое, атомистическое учение Древней Греции.

Эпикур считал знание самостоятельной ценностью. В целях философии усматривал в обеспечении безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Источником знания он считал чувственные восприятия. Все заблуждения, по его мнению, возникают вследствие ошибок нашей мысли. Эпикур воспринял атомистическое учение Демокрита, дополнив его гипотезой о самопроизвольном отклонении атомов в их движении (благодаря этому и образуются различные тела). Он признал существование бесконечного числа миров в безграничном пространстве, миров, состоящих из бесконечного числа невозникающих и неисчезающих атомов.

Философия Эпикура оказала большое влияние на последующее развитие всей европейской философии.

 

 

15. Социальные теории эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, Т. Мор, Т. Компанелла.

Идеи абсолютизма находили отражение в социальных теориях Ренессанса. Крупнейшей фигурой такого плана был Никколо Макиавелли (1469-1527).

Макиавелли попытался подойти к проблеме государства со светских, а не с теологических, средневековых позиций. Он попы­тался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, особенностях человеческой психики, реальных общественных взаимоотношениях. Макиавелли рассматривал историю как столкновение страстей, потребностей, интересов, индивидов и сословий.

Важное значение в философской мысли эпохи Возрождения XVI в. имели также утопические учения. Наиболее значительные из них были созданы англичанином Томасом Мором, итальянцем Томмазо Кампанеллой и немцем Томасом Мюнцером.

Наиболее известное произведение Томаса Мора (1478-1535) - "Утопия" (1516), где он описывает жизнь на фантастическом острове. В Утопии все находится в общественной собственности. Благополучие общества невозможно, если существует частная собственность. Семейная жизнь носит патриархальный характер.

Знаменитая "Утопия" оказала большое влияние на многих реформаторов последующих столетий.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) - известный итальянский философ, поэт, политический деятель. Наиболее известное произведение Кампанеллы "Город Солнца". Кампанелла считает, что возможно достичь духовного единства человечества в соответствии с идеалами католицизма. Кампанелла не обращает большого внимания на экономические, хозяйственные проблемы. Ликвидация частной собственности возможна исходя из моральных заповедей христианства. Основа благоденствия связана с тем, что политическая власть переплетается с духовной, церковной.

В философии Кампанелла развивал учение о " двойном откровении " Природы и Писания, отстаивал необходимость опытного познания. Он выступил в защиту Галилея, но его учения о бесконечности Вселенной не принял.

 

19. Английская философия 17 века: Т.Гоббс, Д.Локк.

В Англии в 17 веке существовало философское направление – эмпиризм, которое утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк

Джон Локк разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма.

Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину

либерализма. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. Познание он делит на интуитивное (самоочевидных

истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локк явный рационалистический элемент.

 

40. Категории единичного и общего, явления и сущности.

Единичное есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее – это единое во многом. Или, по – другому, общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Над единичным “властвует” общее, которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего – то устойчивого: единичное умирает, но род живет. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности.

Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Явление же – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Относительный характер понятий «сущность и явление» означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка)– по отношению к его собственным проявлениям.

Явление и сущность – понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

 

41. Категории содержание и форма.

Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития.

форма – принцип упорядоченности, способ существования того

или иного содержания. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не

имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных