Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские проблемы развития техники.




Развитие науки логически приводит к ситуации, когда, начиная с эпохи Нового времени, возникает и приобретает все большее значение для общества феномен техники. Наука и техника становятся взаимосвязанными. В философии существует специальная дисциплина, анализирующая проблемы, относящиеся к технической сфере жизни общества – это философия техники, занимающая анализом процесса становления и развития техники, отражением этого процесса в технических науках.

Техника – это искусство создание нового, ранее не существовавшего; это искусственно созданные средства деятельности человека; навык, мастерство, многосторонне умение, т.е. профессиональное искусство.

Различают:

1) пассивную технику(включает производственные помещения, ж/д., мосты, каналы, телефон, радио, телевидение);

2)активную технику (состоит из орудий (инструментов), машин и аппаратуры управления машинами).

Орудия: а) физического труда; б) умственного труда; в) жизнедеятельность человека.

В истории техники можно выделить три ступени развития:

1. орудия ручного труда или инструменты;

2. машины (на уровне механизации);

3. автоматы (на уровне автоматизации).

По Бердяеву в своём развитии человек проходит три этапа рабства:

1) раб природы;

2) раб государства, национальности и класса;

3) раб техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек;

Механизация, автоматизация и связанная с ними массовизация производства лишают людей

индивидуальности, создают разновидность социальных роботов. Человек оказывается в плену технологического блефа (Эллюль Ж.). Уже не человек является «мерой всех вещей»(протогор), а вещь становится мерой человека. Особенно это обнаруживается в случае военной техники, ибо часто именно она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. инженер с инструментальным разумом может действовать, как лишённый гибкого и нормального человеческого интеллекта робот, подчиняющий всё интересам техники и производства.

Бэкон: «Знание - это сила, но сила может быть разрушительной => возникает задача установления границ развития технического знания. Мерой оценки знания и его дальнейшего применения должен стать сам человек, его жизнь и здоровье».

Современное общество можно охарактеризовать как техническую цивилизацию, в которой человек не только конструктор мира, но и сам становится объектом конструирования.

«Технологическая уязвимость человеческого рода» - это экосоциальное явление, которое показывает.Она проявляется в:1. невозможности естественно-природного исправления и коррекции человеческих ошибок;2. перспективе перехода экологического хаоса в экологическую катастрофу;3. угрозе военного атома;4. в ограниченности возможностей современного научного познания в создании модели экологически чистого производства;

Всё это свидетельствует о превращении человека в заложника научно-технического прогресса. Это

проявляется в следующих моментах:

1) растёт число людей, которые затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты; так

телевидение нарушает у детей психику;

2) природные системы становятся предметом негативной человеческой деятельности; нарушение или разрушение их влечёт за собой изменение климата, лучевое поражение, технологическую эрозию;

3) возрастают возможности вмешательства и воздействия в области медико-биологических и экологических взаимосвязей;

4) сам человек становится предметом научного исследования, над ним проводятся научные и технические эксперименты;

5) в области генной инженерии возникает возможность искусственного, евгенического изменения вида другой жизни и себя самого;

6) человек превращается в объект техники: потенциальный с помощью генетических манипуляций

непосредственно через фармакологические воздействия и массовые внушения с помощью транквилизаторов или пороговых воздействий.

Техника служит облегчению и освобождению, но создаёт и новые тяготы и зависимости. Техника считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, но вызывает и бесчеловечные и разрушительные последствия. Техника – это только средство, сама по себе она не хороша и плоха. Всё зависит от того, что их неё сделает человек. Проблема техники – это одновременно проблема социальной и экологической ответственности, а также самоответственности человека, создающего её.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных