ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные философские школы. В Древнем Китае сложился ряд философских школ и направлений, к ос новным из которых относятся конфуцианство (китВ Древнем Китае сложился ряд философских школ и направлений, к ос новным из которых относятся конфуцианство (кит. жу цзя, досл. «школа об разованных людей»), даосизм (кит. дао цзя, досл. «школа дао»), легизм (кит. фа цзя, досл. «школа закона/законников»), моизм (кит. мо цзя, досл. «школа (философа) Мо»). Конфуцианство, легизм и моизм являются преимущественно этико-политическими учениями, направленными на разработку теории государ ственности и социоаксиологической проблематики. Основателем конфуцианства является китайского мудрец Конфуций, или, по-китайски, Кун-цзы (ок. 551-479 гг. до н.э.). Труды самого Конфуция до нас не дошли, сохранились лишь краткие конспекты его бесед с учениками. Основа учения Конфуция изложена в трактате «Лунь юй» («Рассуждения и ре чи [Конфуция]»). Со II в. до н.э. по 1913 г. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая. Конфуцианство является своего рода социально-этической антропологией: его основное внимание сосредоточено на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретенных качеств, поведения в обществе, взаимоотношений с другими людьми. Основой конфуцианских теоретических построений является учение об идеале личности - «благородном муже» (цзюнь-цзы). Под «благородным мужем» понимается человек, обладающий «пятью добродетелями», к которым относятся гуманность (жэнь), благопристойность (ли), справедливость (и), мудрость (чжи) и верность (син). Категория жэнь определяет способность человека относиться ко всем окружающим его живым существам и предметам как связанным с ним кровным родством. Через категорию ли определяются обрядовые акции, этикетно-ритуальное уложение, а также принципы взаимоотношений между людьми и поведения каждого отдельного человека как члена социума включая детали его внешнего вида. Категория и совмещает в себе значения «долг», «справедливость», «ответственность», «добропорядочность», «правильность», то есть передает способность человека подчинять свои субъективные потребности объективным требованиям. Категория чжи определяет всю умственно-познавательную деятельность человека: уровень его способностей, степень эрудированности и образованности, а также такие качества, как проницательность, умение разбираться в людях, обладание аналитическими способностями. Категория син тоже охватывает целый спектр понятий: от преданности стране, государю, непосредственному начальнику, отцу до верности собственным убеждениям. Человеческую жизнь Конфуций рассматривал как постоянный и вечно незавершенный процесс учения и воспитания. Смысл учения заключался, по Конфуцию, в «исправлении имен» (чжэн мин), под которым понималось согласование прав и обязанностей человека с нормами традиции. Известно разъяснение данного тезиса, принадлежащее Конфуцию: «Правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Конфуций создал также патриархальную теорию государства, согласно которой общество и государство являются большой семьей. Он указывал, что как во главе семьи стоит отец, так во главе общества стоит государь, как отец проявляет заботу обо всех членах своей семьи, так и государь заботится о поданных. Конфуций утверждал, что каждый человек находится на определенной ступени социальной лестницы и должен выполнять определенные функции. Даосизм выделился в качестве отдельной философской школы в IV-III вв. до н.э. Центральными теоретическими сочинениями данного направления являются два древнейших трактата «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». «Дао дэ цзин» («Канон дао и дэ») приписывается легендарному мудрецу Лао-цзы (досл. «Старый учитель»). Трактат «Чжуан-цзы» приписывается философу Чжуан Чжоу, достоверных сведений о котором практически не сохранилось. Согласно даосизму, жизнь природы и людей протекает по определенному пути - дао. Дао - закон спонтанного бытия космоса и человеческого общества, космогоническое порождающее начало, генетически предшествующее миру «оформленных вещей». Дао предстает в двух основных ипостасях. Первая из них - одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, дающее первоисток Небу и Земле и принципиально недоступное ни восприятию, ни словесно-понятийному выражению начало. Вторая ипостась дао - всеохватное, всепроникающее, подобно воде, изменяющееся вместе с миром, действующее и проявляющее себя в «оформленных вещах» начало, что определяется в даосской философии как его благая сила дао - дэ. В этой ипостаси дао доступно восприятию и может быть выражено посредством словесного имени или понятия. Стандартный для даосизма образ дао - безбрежный и постоянно изменяющийся поток. Следующим важнейшим постулатом даосизма является тезис о единстве и нерасчлененности дао. В дао-Вселенной все уравнено и объединено в целое. Все противоречия гармонизированы, субъект и объект не представлены, различия не имеют сущностного характера и не принадлежат объектам самим по себе. Даосы отрицают какие-либо абсолютные нравственные (добро, зло), морально-эстетические (красота, безобразность) ценности и критерии и, как следствие, принятые в человеческом обществе их оценки (слава, позор), а также их социальные последствия (богатство, почести, нищета, изгнание). Поэтому истинной целью человеческого существования даосизм провозглашает состояние полной идентичности с сущностью мира, достигаемого через растворение своей самости в природе и через слияние с дао как универсальной первоосновой бытия. Это и есть даосский «принцип естественности» (цзы жань). Главным методом достижения состояния «естественности» является «не-деяние» (у вэй), то есть отказ от любой целенаправленной деятельности, так как она заведомо не согласуется с дао. Для обретения такого состояния в даосизме предлагаются специальные практики психотренинга и психической саморегуляции, направленные на выявление изначально заложенных в человеческой природе «космических зачатков» и на подчинение психофизиологических процессов космическим закономерностям. Изложенные положения полностью распространяются и на даосские социально-политические концепции. Видя в человеческом обществе органическую и неотъемлемую часть дао-Вселенной, даосы полагали, что его бытие и развитие подчиняется тем же самым универсальным и находящимся вне их познания людьми процессам. Поэтому любые попытки целеполагающей и организационной (мироустроительной) деятельности вели, по их мнению, лишь к нарушениям «естественности» социальных процессов. Социальный идеал «Дао дэ цзин» - маленькая патриархальная страна, максимально обособленная от других. Основоположником моизма считается философ Мо Ди, живший в V -начале IV в. до н. э. Предполагается, что взгляды Мо Ди изложены в ряде глав трактата «Мо-цзы» - главного теоретического памятника этой школы. Моисты доказывали равенство политических возможностей всех жителей Поднебесной, правомерность и необходимость социальной мобильности человека в зависимости от его врожденных способностей и наклонностей. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными» -таков центральный постулат данного учения. Потенциальное социально-политическое равенство обосновывается в моизме наличием единого для всех социальных сословий критерия нравственности. Основой этической системы в моизме выступает так называемый «принцип высшей любви и взаимной выгоды», подразумевающий, во-первых, взаимное уважение и помощь друг другу всех жителей страны и, во-вторых, соизмерение каждым человеком собственных желаний и поступков с общественными нуждами, его осознанный отказ от всего того, что могло бы нанести ущерб благосостоянию народа. В III в. до н.э. школа моистов распалась на три течения, начав постепенно утрачивать свои общественные позиции и популярность. Особое направление в общественно-политической мысли эпохи Древнего Китая составляла школа так называемых легистов, или законников (фа цзя). Мыслители этого направления занимались разработкой концепций и методов управления, которые должны были обеспечить наибольшую эффективность государственной администрации как орудия абсолютной власти правителя. Центральное место в легистской традиции занимало учение о законе как средстве укрепления самодержавной власти. Его создателем можно считать знаменитого реформатора из царства Цинь Шан Яна. Согласно Шан Яну, закон должен быть един и обязателен для всех подданных государства, тогда как сам правитель стоит над законом и изменяет его по своему усмотрению. Любая критика и даже публичное обсуждение закона недопустимы и заслуживают самой суровой кары. Резко отделяя политику от этики, легисты стремились выработать механизмы власти, которые позволили бы претворять волю правителя независимо от его личных качеств. Государственная машина, по представлениям легистов, должна была функционировать как бы сама по себе, без вмешательства извне и видимого принуждения. Этой цели служило, в частности, использование закона как средства разобщения и запугивания. Отдельное течение в легизме представлено теорией бюрократического аппарата. Его основоположником был современник Шан Яна, сановник царства Хань Шэнь Бухай. Он сформулировал основные процедуры, которые позволяли правителю эффективно контролировать чиновничество, не прибегая к репрессиям. К ним относятся экзаменационные испытания и оценка заслуг исходя из соответствия профессиональных качеств служащего занимаемой им должности. Искусство управлять, согласно Шэнь Бухаю, состояло в том, чтобы держать под контролем чиновников, предоставляя им возможность заниматься рутиной. Третьим компонентом легистской традиции принято считать рассуждения о «власти», или «могуществе» (ши), то есть о том, как добиваться своей цели в любых обстоятельствах
28.Структурный аспект мифа, структура родства, язык
29. Николай Кузанский (1401 – 1464) кардинал, ученый и философ, автор многочисленных философских и математических трактатов («Ученое незнание», «О предположениях», «Об опыте с весами» и др.) был одним из наиболее последовательных пантеистов своей эпохи. Он полагал, что сущностью бытия является находящийся во всех вещах Бог. Бог как бесконечность и единство не противостоит конечным и состоящим из частей вещам, а тождественен с ними. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». С другой стороны, Николай Кузанский характеризовал Бога как «актуальную бесконечность» (то есть, бесконечность абсолютную, непостижимую), а мир – как «потенциальную бесконечность», где в процессе познания можно добиться некоторых успехов и достичь некого предела, но за ним всегда откроется новая непознанная реальность. Николай Кузанский стремился подчеркнуть наличие в мире математических закономерностей: «Бог при творении мира расположил все мерой, числом и весом». Математическая гармония мироздания, особенно выраженная в геометрии, арифметике и музыке, является доказательством наличия Божественного разума в мире. При помощи математики Николай Кузанский даже пытался проиллюстрировать некоторые «божественные истины». Например, тринитарный догмат: «Божественная Троица» - это треугольник, имеющий три прямых угла, и являющийся, поэтому, бесконечностью. Аналогичным образом, Бога можно сравнить с бесконечным кругом. Мир в понимании Николая Кузанского – это огромная «космическая машина», подобная организму, где камни – это кости, реки – жилы, растения – волосы, а животные – насекомые. Бог – это душа мироздания, обеспечивающая единство мира и его целостность. В духе гуманистических традиций эпохи мыслитель утверждал, что человек – это «второй Бог», имея в виду, прежде всего, человеческий интеллект и способность к созиданию, творчеству. Иисус Христос – это не богочеловек, а «человекобог», «максимум человека». В сближении человека с Богом в концепции Николая Кузанского проявилась одна из наиболее характерных черт ренессансного гуманизма – возвеличивание человека. При жизни Николая Кузанского его идеи не оказали сколько-нибудь существенного влияния на духовную жизнь Италии, но через несколько десятилетий его гуманистический пантеизм получил дальнейшее развитие. Трансформация Бога из сверхъестественной, надприродной силы в силу, имманентную природе, побуждала ученых к поиску законов мироздания в самой природе, что привело к существенным сдвигам в области естественнонаучной мысли.
ФИЧИНО (Ficinus) Марсилио (1433—1499) — ведущий представитель платонизма в Италии эпохи Возрождения, глава флорентийской платоновской Академии. В философии Ф. неоплатоновская метафизика и теология Августина дополнялись многими новыми, оригинальными идеями. Ф. развил иерархическую систему универсума (Бог, ангельское сознание, душа, качество, тело) и привел большое число доводов в поддержку бессмертия души. Человек рассматривался им как центр универсума, а человеческая жизнь интерпретировалась как восхождение души к Богу. Теория «платонической любви» Ф. оказывала существенное воздействие на ит., фр. и англ. литературу на протяжении всего 17 в. Ф. принадлежат блестящие лат. переводы Платона, Плотина и др.греч. философов; эти переводы дали западноевропейской философии новые важные материалы и широко использовались вплоть до 19 в. Ф. перевел также «Corpus Hermeticum», чем способствовал усилению интереса к магическим и герметическим темам и идеям. Сам Ф. был озабочен примирением магико-герметической традиции с христианской догматикой. Находившийся под сильным его влиянием Дж. Бруно взял за основу герметизм, но истолковал его не как дорогу к терпимости, а как восстановление традиции, благодаря которой религиозные проблемы исчезнут. В конце концов Бруно поставил под сомнение божественную природу Христа и основные догматы христианства. Платоновская метафизика, развивавшаяся и пропагандировавшаяся Ф., стояла за научными поисками Н. Коперника. Находясь в Болонье, последний познакомился с флорентийской школой неоплатонизма и характерной для нее темой Солнца — символа божественности. «Книга о Солнце» Ф., однако, совершенно была лишена конкретных эмпирических данных и к.-л. математических расчетов. Джордано Бруно — представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно — вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника. Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно — пантеист. Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин "пантеизм" состоит из приставки "пан"(греч. — все) и корневого слова — греческого "теос" (Бог). Если Бог — это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое. Перед нами возрожденческий гилозоизм (от греч. "гиле" = материя и "зое"= «жизнь). Пора уже включать и геометрию в картину бытия, без этого нет возрожденческого мыслителя. Коперник доказал, что Земля движется вокруг Солнца она вопреки античным и средневековым представлениям не является центром Вселенной. Небо как что-то достижимое отсутствует, следовательно, как позднее скажет Гегель, мир нигде не заколочен досками. Пространство бесконечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и бесконечное число других миров. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров — такова логика Дж. Бруно. Современный ученый с такой логикой вряд ли согласится. Он будет решать уравнения и уже исходя из полученных решений судить о свойствах пространства и численности миров. Но Дж. Бруно — не современный ученый, он представитель другой эпохи, эпохи Возрождения. К тому же он вообще не естествоиспытатель, как, например, Н.Коперник, а прежде всего философ, поэт. Обратите внимание, насколько смел Дж. Бруно в своих выводах. Пантеизм Дж. Бруно уже не сдерживается ни античными, ни средневековыми, ни даже возрожденческими принципами. Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени. Для католической инквизиции Джордано Бруно был перерожденцем. Выдающийся мыслитель закончил свою жизнь трагически — он был сожжен на костре на площади Цветов в Риме. Шел уже 1600 год. Как часто люди не понимают и не хотят понять лучших из своих рядов! Как часто высоты духа, доступные героям, остаются неведомыми для мещан и филистеров! Философия по самому своему характеру не терпит посредственности, она готова относиться к ней снисходительно, но не более того. Высоты человеческого духа — вот главный маяк всякой философии. Но маяки философии не расставляются произвольно, по чьей-либо прихоти, их зажигают люди, такие, как Николай Кузанский и Джордано Бруно. 25. основные проблемы постклассической философии: Проблема рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением универсума и человека, погруженного в него: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем; рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т. п. Сразу же оговорюсь, что поставленные вопросы не корректны, ибо разведение рационального и иррационального по разным углам крайне не философично. Как нет единого без многого, бытия без небытия, левого без правого, дня без ночи, мужского без женского, так нет в философии рационального без иррационального. Пренебрежение или сознательное отвержение рационального или же иррационального пластов бытия приводит к поистине трагическим последствиям — возникает не просто неверная теоретическая схема, обедняющая действительность, но формируется заведомо ложное представление об универсуме и положении человека в нем. Вспомним наше, если можно так выразиться, ближайшее прошлое. Сталинско-брежневская идеология, не мудрствуя лукаво, попросту запретила иррациональное и приказала считать мир предельно рациональным, ясным и прозрачным. Власть предержащие учили философов и иже с ними «мыслить» бытие как исключительно посюсторонний, очень простой мир, каждую часть которого легко описать, объяснить и сделать понятной всем без исключения. Л. Гозман и А. Эткинд убедительно показали, как на основе подобного теоретического постулата строились соответствующие нравственные, политические и научные конструкции, приобретшие прямо-таки карикатурный характер (добавлю — с точки зрения теории, но не жизни, где все это выглядело далеко не смешно). Например, пишут авторы, носителем подлинной нравственности и добра считался «простой» человек, который «в университетах не обучался»[1]. Любое же непонятное, не укладывающееся в рационалистические рамки, объявлялось злонамеренным запутыванием стройного, не таящего никаких существенных тайн мира. Но если мир прост и понятен, то и вся работа ученых — бессмысленная трата народных денег, а их открытия и выводы — попытка заморочить людям головы. Широчайшее распространение получают научно-популярная литература и просветительские лекции, которые способствуют выработке у читателя и слушателя уверенности, что ему все ясно, за исключением того, почему в столь очевидных вопросах не могут разобраться специалисты. 15. Античная мифологическая парадигма: боги и герои (миф как литература)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|