Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные философские школы. В Древнем Китае сложился ряд философских школ и направлений, к ос новным из которых относятся конфуцианство (кит

В Древнем Китае сложился ряд философских школ и направлений, к ос новным из которых относятся конфуцианство (кит. жу цзя, досл. «школа об разованных людей»), даосизм (кит. дао цзя, досл. «школа дао»), легизм (кит. фа цзя, досл. «школа закона/законников»), моизм (кит. мо цзя, досл. «школа (философа) Мо»). Конфуцианство, легизм и моизм являются преимущественно этико-политическими учениями, направленными на разработку теории государ ственности и социоаксиологической проблематики.

Основателем конфуцианства является китайского мудрец Конфуций, или, по-китайски, Кун-цзы (ок. 551-479 гг. до н.э.). Труды самого Конфуция до нас не дошли, сохранились лишь краткие конспекты его бесед с учениками. Основа учения Конфуция изложена в трактате «Лунь юй» («Рассуждения и ре чи [Конфуция]»). Со II в. до н.э. по 1913 г. конфуцианство являлось официаль­ной идеологией Китая.

Конфуцианство является своего рода социально-этической антропологи­ей: его основное внимание сосредоточено на человеке, проблемах его врожден­ной природы и благоприобретенных качеств, поведения в обществе, взаимоот­ношений с другими людьми. Основой конфуцианских теоретических построе­ний является учение об идеале личности - «благородном муже» (цзюнь-цзы). Под «благородным мужем» понимается человек, обладающий «пятью добро­детелями», к которым относятся гуманность (жэнь), благопристойность (ли), справедливость (и), мудрость (чжи) и верность (син). Категория жэнь опреде­ляет способность человека относиться ко всем окружающим его живым суще­ствам и предметам как связанным с ним кровным родством. Через категорию ли определяются обрядовые акции, этикетно-ритуальное уложение, а также принципы взаимоотношений между людьми и поведения каждого отдельного человека как члена социума включая детали его внешнего вида. Категория и совмещает в себе значения «долг», «справедливость», «ответственность», «доб­ропорядочность», «правильность», то есть передает способность человека под­чинять свои субъективные потребности объективным требованиям. Категория чжи определяет всю умственно-познавательную деятельность человека: уро­вень его способностей, степень эрудированности и образованности, а также та­кие качества, как проницательность, умение разбираться в людях, обладание аналитическими способностями. Категория син тоже охватывает целый спектр понятий: от преданности стране, государю, непосредственному начальнику, от­цу до верности собственным убеждениям.

Человеческую жизнь Конфуций рассматривал как постоянный и вечно незавершенный процесс учения и воспитания. Смысл учения заключался, по Конфуцию, в «исправлении имен» (чжэн мин), под которым понималось со­гласование прав и обязанностей человека с нормами традиции. Известно разъ­яснение данного тезиса, принадлежащее Конфуцию: «Правитель да будет пра­вителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном».

Конфуций создал также патриархальную теорию государства, согласно которой общество и государство являются большой семьей. Он указывал, что как во главе семьи стоит отец, так во главе общества стоит государь, как отец проявляет заботу обо всех членах своей семьи, так и государь заботится о по­данных. Конфуций утверждал, что каждый человек находится на определенной ступени социальной лестницы и должен выполнять определенные функции.

Даосизм выделился в качестве отдельной философской школы в IV-III вв. до н.э. Центральными теоретическими сочинениями данного направле­ния являются два древнейших трактата «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». «Дао дэ цзин» («Канон дао и дэ») приписывается легендарному мудрецу Лао-цзы (досл. «Старый учитель»). Трактат «Чжуан-цзы» приписывается философу Чжуан Чжоу, достоверных сведений о котором практически не сохранилось.

Согласно даосизму, жизнь природы и людей протекает по определенному пути - дао. Дао - закон спонтанного бытия космоса и человеческого общества, космогоническое порождающее начало, генетически предшествующее миру «оформленных вещей». Дао предстает в двух основных ипостасях. Первая из них - одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, дающее первоисток Небу и Земле и принципиально недоступное ни восприятию, ни словесно-понятийному выражению начало. Вторая ипостась дао - всеохватное, всепроникающее, подобно воде, изменяющееся вместе с ми­ром, действующее и проявляющее себя в «оформленных вещах» начало, что определяется в даосской философии как его благая сила дао - дэ. В этой ипо­стаси дао доступно восприятию и может быть выражено посредством словесно­го имени или понятия. Стандартный для даосизма образ дао - безбрежный и постоянно изменяющийся поток.

Следующим важнейшим постулатом даосизма является тезис о единстве и нерасчлененности дао. В дао-Вселенной все уравнено и объединено в целое. Все противоречия гармонизированы, субъект и объект не представлены, разли­чия не имеют сущностного характера и не принадлежат объектам самим по се­бе. Даосы отрицают какие-либо абсолютные нравственные (добро, зло), мо­рально-эстетические (красота, безобразность) ценности и критерии и, как след­ствие, принятые в человеческом обществе их оценки (слава, позор), а также их социальные последствия (богатство, почести, нищета, изгнание). Поэтому ис­тинной целью человеческого существования даосизм провозглашает состояние полной идентичности с сущностью мира, достигаемого через растворение своей самости в природе и через слияние с дао как универсальной первоосновой бы­тия. Это и есть даосский «принцип естественности» (цзы жань). Главным методом достижения состояния «естественности» является «не-деяние» (у вэй), то есть отказ от любой целенаправленной деятельности, так как она заведомо не согласуется с дао. Для обретения такого состояния в даосизме предлагаются специальные практики психотренинга и психической саморегуляции, направ­ленные на выявление изначально заложенных в человеческой природе «косми­ческих зачатков» и на подчинение психофизиологических процессов космиче­ским закономерностям.

Изложенные положения полностью распространяются и на даосские со­циально-политические концепции. Видя в человеческом обществе органиче­скую и неотъемлемую часть дао-Вселенной, даосы полагали, что его бытие и развитие подчиняется тем же самым универсальным и находящимся вне их по­знания людьми процессам. Поэтому любые попытки целеполагающей и органи­зационной (мироустроительной) деятельности вели, по их мнению, лишь к на­рушениям «естественности» социальных процессов. Социальный идеал «Дао дэ цзин» - маленькая патриархальная страна, максимально обособленная от дру­гих.

Основоположником моизма считается философ Мо Ди, живший в V -начале IV в. до н. э. Предполагается, что взгляды Мо Ди изложены в ряде глав трактата «Мо-цзы» - главного теоретического памятника этой школы. Моисты доказывали равенство политических возможностей всех жителей Поднебесной, правомерность и необходимость социальной мобильности человека в зависимо­сти от его врожденных способностей и наклонностей. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными» -таков центральный постулат данного учения. Потенциальное социально-политическое равенство обосновывается в моизме наличием единого для всех социальных сословий критерия нравственности. Основой этической системы в моизме выступает так называемый «принцип высшей любви и взаимной выго­ды», подразумевающий, во-первых, взаимное уважение и помощь друг другу всех жителей страны и, во-вторых, соизмерение каждым человеком собствен­ных желаний и поступков с общественными нуждами, его осознанный отказ от всего того, что могло бы нанести ущерб благосостоянию народа.

В III в. до н.э. школа моистов распалась на три течения, начав постепенно утрачивать свои общественные позиции и популярность.

Особое направление в общественно-политической мысли эпохи Древнего Китая составляла школа так называемых легистов, или законников (фа цзя). Мыслители этого направления занимались разработкой концепций и методов управления, которые должны были обеспечить наибольшую эффективность го­сударственной администрации как орудия абсолютной власти правителя. Цен­тральное место в легистской традиции занимало учение о законе как средстве укрепления самодержавной власти. Его создателем можно считать знаменитого реформатора из царства Цинь Шан Яна. Согласно Шан Яну, закон должен быть един и обязателен для всех подданных государства, тогда как сам прави­тель стоит над законом и изменяет его по своему усмотрению. Любая критика и даже публичное обсуждение закона недопустимы и заслуживают самой суро­вой кары.

Резко отделяя политику от этики, легисты стремились выработать меха­низмы власти, которые позволили бы претворять волю правителя независимо от его личных качеств. Государственная машина, по представлениям легистов, должна была функционировать как бы сама по себе, без вмешательства извне и видимого принуждения. Этой цели служило, в частности, использование закона как средства разобщения и запугивания.

Отдельное течение в легизме представлено теорией бюрократического аппарата. Его основоположником был современник Шан Яна, сановник царст­ва Хань Шэнь Бухай. Он сформулировал основные процедуры, которые позво­ляли правителю эффективно контролировать чиновничество, не прибегая к ре­прессиям. К ним относятся экзаменационные испытания и оценка заслуг исходя из соответствия профессиональных качеств служащего занимаемой им должно­сти. Искусство управлять, согласно Шэнь Бухаю, состояло в том, чтобы дер­жать под контролем чиновников, предоставляя им возможность заниматься ру­тиной.

Третьим компонентом легистской традиции принято считать рассужде­ния о «власти», или «могуществе» (ши), то есть о том, как добиваться своей це­ли в любых обстоятельствах

 

28.Структурный аспект мифа, структура родства, язык

 

29. Николай Кузанский (1401 – 1464) кардинал, ученый и философ, автор многочисленных философских и математических трактатов («Ученое незнание», «О предположениях», «Об опыте с весами» и др.) был одним из наиболее последовательных пантеистов своей эпохи. Он полагал, что сущностью бытия является находящийся во всех вещах Бог. Бог как бесконечность и единство не противостоит конечным и состоящим из частей вещам, а тождественен с ними. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

С другой стороны, Николай Кузанский характеризовал Бога как «актуальную бесконечность» (то есть, бесконечность абсолютную, непостижимую), а мир – как «потенциальную бесконечность», где в процессе познания можно добиться некоторых успехов и достичь некого предела, но за ним всегда откроется новая непознанная реальность.

Николай Кузанский стремился подчеркнуть наличие в мире математических закономерностей: «Бог при творении мира расположил все мерой, числом и весом». Математическая гармония мироздания, особенно выраженная в геометрии, арифметике и музыке, является доказательством наличия Божественного разума в мире. При помощи математики Николай Кузанский даже пытался проиллюстрировать некоторые «божественные истины». Например, тринитарный догмат: «Божественная Троица» - это треугольник, имеющий три прямых угла, и являющийся, поэтому, бесконечностью. Аналогичным образом, Бога можно сравнить с бесконечным кругом.

Мир в понимании Николая Кузанского – это огромная «космическая машина», подобная организму, где камни – это кости, реки – жилы, растения – волосы, а животные – насекомые. Бог – это душа мироздания, обеспечивающая единство мира и его целостность. В духе гуманистических традиций эпохи мыслитель утверждал, что человек – это «второй Бог», имея в виду, прежде всего, человеческий интеллект и способность к созиданию, творчеству. Иисус Христос – это не богочеловек, а «человекобог», «максимум человека». В сближении человека с Богом в концепции Николая Кузанского проявилась одна из наиболее характерных черт ренессансного гуманизма – возвеличивание человека.

При жизни Николая Кузанского его идеи не оказали сколько-нибудь существенного влияния на духовную жизнь Италии, но через несколько десятилетий его гуманистический пантеизм получил дальнейшее развитие. Трансформация Бога из сверхъестественной, надприродной силы в силу, имманентную природе, побуждала ученых к поиску законов мироздания в самой природе, что привело к существенным сдвигам в области естественнонаучной мысли.

 

ФИЧИНО

(Ficinus) Марсилио (1433—1499) — ведущий представитель платонизма в Италии эпохи Возрождения, глава флорентийской платоновской Академии. В философии Ф. неоплатоновская метафизика и теология Августина дополнялись многими новыми, оригинальными идеями. Ф. развил иерархическую систему универсума (Бог, ангельское сознание, душа, качество, тело) и привел большое число доводов в поддержку бессмертия души. Человек рассматривался им как центр универсума, а человеческая жизнь интерпретировалась как восхождение души к Богу. Теория «платонической любви» Ф. оказывала существенное воздействие на ит., фр. и англ. литературу на протяжении всего 17 в. Ф. принадлежат блестящие лат. переводы Платона, Плотина и др.греч. философов; эти переводы дали западноевропейской философии новые важные материалы и широко использовались вплоть до 19 в. Ф. перевел также «Corpus Hermeticum», чем способствовал усилению интереса к магическим и герметическим темам и идеям. Сам Ф. был озабочен примирением магико-герметической традиции с христианской догматикой. Находившийся под сильным его влиянием Дж. Бруно взял за основу герметизм, но истолковал его не как дорогу к терпимости, а как восстановление традиции, благодаря которой религиозные проблемы исчезнут. В конце концов Бруно поставил под сомнение божественную природу Христа и основные догматы христианства. Платоновская метафизика, развивавшаяся и пропагандировавшаяся Ф., стояла за научными поисками Н. Коперника. Находясь в Болонье, последний познакомился с флорентийской школой неоплатонизма и характерной для нее темой Солнца — символа божественности. «Книга о Солнце» Ф., однако, совершенно была лишена конкретных эмпирических данных и к.-л. математических расчетов.

Джордано Бруно — представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно — вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно — пантеист. Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин "пантеизм" состоит из приставки "пан"(греч. — все) и корневого слова — греческого "теос" (Бог).

Если Бог — это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое. Перед нами возрожденческий гилозоизм (от греч. "гиле" = материя и "зое"= «жизнь).

Пора уже включать и геометрию в картину бытия, без этого нет возрожденческого мыслителя. Коперник доказал, что Земля движется вокруг Солнца она вопреки античным и средневековым представлениям не является центром Вселенной. Небо как что-то достижимое отсутствует, следовательно, как позднее скажет Гегель, мир нигде не заколочен досками. Пространство бесконечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и бесконечное число других миров. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров — такова логика Дж. Бруно. Современный ученый с такой логикой вряд ли согласится. Он будет решать уравнения и уже исходя из полученных решений судить о свойствах пространства и численности миров. Но Дж. Бруно — не современный ученый, он представитель другой эпохи, эпохи Возрождения. К тому же он вообще не естествоиспытатель, как, например, Н.Коперник, а прежде всего философ, поэт. Обратите внимание, насколько смел Дж. Бруно в своих выводах.

Пантеизм Дж. Бруно уже не сдерживается ни античными, ни средневековыми, ни даже возрожденческими принципами. Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Для католической инквизиции Джордано Бруно был перерожденцем. Выдающийся мыслитель закончил свою жизнь трагически — он был сожжен на костре на площади Цветов в Риме. Шел уже 1600 год. Как часто люди не понимают и не хотят понять лучших из своих рядов! Как часто высоты духа, доступные героям, остаются неведомыми для мещан и филистеров! Философия по самому своему характеру не терпит посредственности, она готова относиться к ней снисходительно, но не более того. Высоты человеческого духа — вот главный маяк всякой философии. Но маяки философии не расставляются произвольно, по чьей-либо прихоти, их зажигают люди, такие, как Николай Кузанский и Джордано Бруно.

25. основные проблемы постклассической философии:

Проблема рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением универсума и человека, погруженного в него: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем; рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т. п. Сразу же оговорюсь, что поставленные вопросы не корректны, ибо разведение рационального и иррационального по разным углам крайне не философично. Как нет единого без многого, бытия без небытия, левого без правого, дня без ночи, мужского без женского, так нет в философии рационального без иррационального. Пренебрежение или сознательное отвержение рационального или же иррационального пластов бытия приводит к поистине трагическим последствиям — возникает не просто неверная теоретическая схема, обедняющая действительность, но формируется заведомо ложное представление об универсуме и положении человека в нем. Вспомним наше, если можно так выразиться, ближайшее прошлое. Сталинско-брежневская идеология, не мудрствуя лукаво, попросту запретила иррациональное и приказала считать мир предельно рациональным, ясным и прозрачным. Власть предержащие учили философов и иже с ними «мыслить» бытие как исключительно посюсторонний, очень простой мир, каждую часть которого легко описать, объяснить и сделать понятной всем без исключения. Л. Гозман и А. Эткинд убедительно показали, как на основе подобного теоретического постулата строились соответствующие нравственные, политические и научные конструкции, приобретшие прямо-таки карикатурный характер (добавлю — с точки зрения теории, но не жизни, где все это выглядело далеко не смешно). Например, пишут авторы, носителем подлинной нравственности и добра считался «простой» человек, который «в университетах не обучался»[1]. Любое же непонятное, не укладывающееся в рационалистические рамки, объявлялось злонамеренным запутыванием стройного, не таящего никаких существенных тайн мира. Но если мир прост и понятен, то и вся работа ученых — бессмысленная трата народных денег, а их открытия и выводы — попытка заморочить людям головы. Широчайшее распространение получают научно-популярная литература и просветительские лекции, которые способствуют выработке у читателя и слушателя уверенности, что ему все ясно, за исключением того, почему в столь очевидных вопросах не могут разобраться специалисты.

15. Античная мифологическая парадигма: боги и герои (миф как литература)

Античная мифология

 

Античная мифология («antigues» с латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие античной мифологии включается греческая мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен). Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих и римских мифов или же под влиянием греко-римской мифологии в целом. Греческая мифология и римская мифология несут мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными. Между тем, греческая мифология и римская мифология имеют свои специфические особенности. Дадим краткую характеристику каждой. Греческая мифология. Что свойственно для любой мифологической системы, греческая мифология стремится познать и осмыслить окружающий мир, выявить законы его существования, дать объяснение явлениям природы и ответить на вопросы происхождения мира и человека. Многообразие окружающей жизни рождало в сознании древних греков понятие многобожия. Есть верховные греческие боги, обитающие на горе Олимп, во главе которых стоит грозный и мудрый Зевс, держатель молний. Каждый бог или богиня являются покровителем определенной сферы деятельности человека (есть боги-покровители плодородия, войны, охоты, любви и т.д.). При этом греческие боги являются носителями многих человеческих черт характера и страстей: им не чужды проявления любви, дружбы, гнева, ненависти; многие из них не гнушаются плести интриги друг против друга. Таким образом, греческие боги были приближены к людям, и их поступки были понятны человеку. Земной мир древних греков был населен различными мифическими существами, которые также были носителями человеческих качеств. Греки верили, что в лесах обитают дриады и сатиры, в озерах и морях – нимфы и океаниды, хранителями гор являются ореады. Многих других сказочных персонажей, таких как кентавры или гарпии, можно встретить в огромном и многообразном мире природы. Некоторые из этих существ являются злыми и негативно настроенными по отношению к человеку, другие сочувствуют ему и пытаются помочь. Древнегреческие мифы и легенды, с красочными и интригующими сюжетами, повествуют о жизни богов и людей, поэтизируют героическое прошлое и дают этико-эстетический заряд осмысления жизни. Некоторые мифы объединяются в циклы. Есть циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях. Римская мифология. Римская мифология во многом сформировалась на основе греческой мифологии, однако изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. Римские боги не были близки к человеку, они скорее выступали как некие грозные и страшные силы, расположение и поддержку которых можно было заслужить с помощью поклонения и специальных ритуалов. Ни одно дело римлянин не начинал без молитвенного обращения к богам, однако оно подчас носило формальный характер, и было вызвано страхом навлечь на себя божественную немилость. Следует отметить, что мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени. Римские боги не имели своего Олимпа, не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. Например, камень символизировал бога Юпитера, огонь ассоциировался с богиней Вестой, Марс отождествлялся с копьем. Под негласным покровительством таким образов-символов, с которыми отождествлялись римские боги, и проходила вся жизнь римлянина от рождения до смерти. Духи-божества, которые населяли природу (леса, горы, водоемы), также были обезличены и абстрактны. Выделялись божества, населяющие небесное пространство, духи смерти и загробного мира, божества, которые воплощались в нравственных качествах человека. Последними по степени почитания у древних римлян были герои и иноземные боги. Примерно в конце VI - начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры. Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти (начало этим представлениям положил Сципион Африканский). Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.) После смерти императорам было уготовано особое место в загробном мире и вечное блаженство. Особое отношение формировалось и к полководцам, они также пользовались милостью богов. Во времена, когда народ был отстранен от участия в государственных делах, а моральное разложение затронуло самую верхушку власти, миф о божественности правителя потерял свою актуальность. Ценность римской мифологии, по мнению ученых, выражается в сохранении и популяризации древнегреческой мифологической системы. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных