Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи философии постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар).




Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренчески теоретической системы. исследование "того, что сделано" и иллюзий с этим связанных, поставило в центр постмодернистской проблематики осмысление того, "как это сделано", что выдвинуло на первый план проблемы, требующие прояснения роли знака, символа, языка и структуро порождающей деятельности.

Лиотар. Основное соч.: «Феноменология». В центре философской концепции Лиотара заложены концепция множественности и концепция плюральности. Он подчеркивает неповторимость события, ставит под вопрос традиционную модель единства и дает принципиально плюралистическое понимание действительности. Большое внимание Лиотар уделяет статусу знания в современной культуре. Он полагает, что концепция «языковых игр» применима к различным областям человеческой деятельности, основывается на договоренности.

Бодрийяр. Основные произведения: «Система вещей», «Соблазн». Концепция Бодрийяра выстраивается на основе гиперкритицизма и по стилю его произведений ближе к интеллектуальной прозе, чем к академическим философским работам. большое внимание уделяется сфере современного общественного быта – потребления товаров и вещей, что делается строгими научными методами. Знаки начинают взаимодействовать между собой, отрываются от своих референтов и к концу XX в. получают полную автономность сигналов – «симулякров». Симулякры воспроизводят и транслируют смыслы, неадекватные происходящему и имеющие различные толкования.

Деррида. известен прежде всего как создатель деконструктивизма. Изложение основ нового метода содержится в его знаменитой книге "О грамматологии". Деконструкция направлена на уничтожение "привнесенного", связаного с исторической и культурной традицией. Деконструкция включает несколько "шагов": открытие того, что текст "говорит" иное, кажется на первый взгляд; принятие множества смыслов, заложенных в текст и не связанных с его автором, понимание того, что текст рассказывает свою собственную историю, не связанную с автором и адресатом; осмысление того, что текст вступает в противоречие с самим собой; приятие вывода о том, что в конечном счете невозможно создать абсолютно деконструктивный текст, очищенный от любой метафизики. Одно из важнейших философских понятий, введенных в обращение Дерридой – "логоцентризм» превосходство слова устного над словом письменным. превосходство устного слова над письменным было внутренне противоречиво и даже несправедливо.

 

15. Категория "бытие" в философии. Эволюция философских воззрений на бытие. Монизм и плюрализм. Основные формы бытия.

Под бытием в самом широком смысле понимается общее понятие о существовании, о сущем. Бытие есть все то, что есть - это материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Противопоставлением бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга. Бытие не статично, переход в небытие мыслится как разрушение этого вида бытия и превращение его в другую форму. бытие в прошлом есть ничто. важнейшей категорией философии является материя. Она есть объективная реальность - причина, основа, содержание и носитель в итоге многообразия мира. Материя проявляется в бесчисленных свойствах. свойства материи - структурность, движение, пространство, время, отражение.

Над проблемой бытия, люди задумались, начав философствовать. Рассуждать о мироздании они стали гораздо раньше, чем началась философия, и до нас эти представления дошли в многочисленных мифах и сказаниях. Первым философом, кто выделил бытие как категорию, был Парменид, он выдвинул теорию о постоянной сущности истинного бытия. Платон вводит в философский оборот мир "иде­альных сущностей". В средневековой философии детально обсуждается вопрос о сверхъестественной реальности, о соот­ношении "тварного" и "нетварного" мира. Новое время откры­вает субъективную реальность, а также обращает особое внимание на проблему субстанции. Гегель обсуждает вопрос о ре­альностях сферы объективного духа, Маркс вводит понятие об­щественного бытия. В XX веке одной из центральных тем философствования становится проблема бытия как "жизни", проблема "экзистенции ", существования человека, с одной стороны, и проблема материи, с другой. Важным моментом в развитии современных взглядов на бытии стала философия космизма.

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции: монизм, плюрализм.
В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией. Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

Обычно выделяют два основных способа существования бытия, два мира:

— мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека;

— мир материальный, природный, мир физических состояний.

в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени. Обычно духовный мир делят на две разновидности:

— объективный дух

— субъективный дух

Субъективный дух — внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

Объективный дух —это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания.

 

16. Категория "субстанция", ее атрибуты.

Субстанция - то, что существует самостоятельно, само по себе, устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего. В понятии субстанции находит выражение важнейший аспект бытия. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом. Субстанция имеет атрибуты, составляющие ее сущность.

Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты не могут влиять друг на друга. Протяжение является определяющим признаком тела, к нему через «бесконечный модус движения и покоя» сводятся все «физические» характеристики вещей. Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной всего содержания и процессов сознания, как в самой себе: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу

Для субъективного идеализма материальные вещи есть мышление о них, комплекс ощущений человека, то есть материи как таковой не существует. Последовательное проведение этой идеи приводит к выводу, что в мире нет ничего, кроме собственного сознания. Такой подход в философии получил название солипсизм. Но сами философы не хотят считать себя солипсистами. И Беркли, и Фихте, чья философия вела к солипсизму, утверждали, что другие люди тоже существуют. Для объективного идеализма материя — это вид небытия, из которого мышление создает вещи, то есть тоже материи как таковой для человека не существует. Вещи в этом случае есть инобытие идеи. Так утверждали Платон и Гегель. Идеализм не отрицает существование вещей, которые мы воспринимаем, только объясняет не так, как материалисты. Основой, субстанцией вещей в идеализме является сознание. Материализм, заявляя, что кроме материи в мире ничего нет, объясняет мышление как свойство материи. То есть самостоятельно, само по себе мышление не существует. Отсюда, не может быть ни бессмертной, ни материальной души. Никаких биополей для объяснения сознания материалистам не требуется. Субстанцией наших ощущений, и представлений является материя. Если идеализм считает, что наше представление цветка состоит из особой идеальной субстанции, то материализм объясняет это представление особым состоянием материи. В данном случае образ цветка — это особое состояние высокоорганизованной материи — мозга. Из представлений о субстанции сложился субстанциональный подход при объяснении явлений мира. Этот подход все свойства вещей, их изменения объясняет изменениями состояния одной и той же субстанции. Итак, необходимость объяснения многообразия вещей в мире, их возникновения и уничтожения породила представления об основе всего существующего — субстанциях. Если признавалось существование только одной субстанции, то сразу возникала проблема объяснения многообразия бытия. Для идеализма такой проблемой является существование телесных вещей, а для материализма — существование мышления, сознания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных