Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Когнитивный Эмоциональный Волевой




(процесс самопознания) эмоциональные переживания, организация

знание о себе оценочные суждения личностью

(образ своих качеств, (отношение личности своего

внешних особенностей, к тому, что она поведения

способностей, знаний, делает, узнает, (саморегуляция)

умений, навыков, понимает)

социальной значимости)

 

процесс самооценивания

(самооценка)

Самосознание не дается от рождения, а является продуктом развития человека, развиваясь в процессе собственной активности. Возникновение и развитие самосознания на протяжении первых 7 лет связано с развитием межличностных отношений ребенка с другими.

Самосознание формируется к концу дошк-го возраста благодаря интенсивному интеллект-му и личностному разв-ю, оно обычно считается центральным новообр-ем дошк-го детства. Содержание представлений о себе расширяется за счет разнообразия деятельности, общения со сверстниками, сравнения результатов своей деятельности с другими. Появляется Самооценка, которая зависит от оценки взрослого. Оценить себя ребенку всегда сложнее, чем сверстника. Самооценка дошкольника очень эмоциональна, часто он оценивает себя положительно. Позитивная «Я – концепция» у дошкольника включает: образ «Я», Кто «Я», хороший или плохой, мальчик или девочка, что Я умею. Позитивная «Я – концепция» формируется к 5 годам, благодаря взрослому. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Содержание представлений ребенка о себе представлено в отражении своих свойств, качеств, возможностей, отношения к себе на основе: разнообразной деятельности; общения со взрослым и сверстниками; сравнения результатов своей деятельности с другими; собственного практического опыта. Появляется самооценка, которая зависит от оценки взрослого (чем точнее оценочное воздействие, тем то точнее представление ребенка о результатах своей деятельности). Оценить себя ребенку сложнее, чем сверстника. Все более существенную роль играет общение со сверстником (взрослый – недосягаемый эталон), в котором складывается способность оценивать другого человека. Наиболее восприимчивы к оценке взрослого дети 4-5 лет; в 5-7 лет появляется критичное оценивание; в 6-7 лет – правильное понимание нравственных качеств. в среднем дошкольном возрасте происходит перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к самому себе (в Я ребенка выделяются качества, умения, способности, но только в сравнении с другими – сверстниками). Самооценка очень эмоциональна, ребенок легко оценивает себя положительно. Самооценка имеет завышенный характер. Причиной неадекватной самооценки является то, что ребенку очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом (признать, что сделал что-то хуже сверстников, значит признать, что хуже вообще). Характерно хвастовство как способ показать свое превосходство. В 6-7 лет отношение к себе снова существенно меняется. Ребенок начинает осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы (я хочу, я люблю, я стремлюсь). «Я» ребенка становится открытым для других людей, их радости и проблем. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения, предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью (охотно помогает, сопереживает). Ребенок чаще всего оценивает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. Критерии самооценки зависят от взрослого. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то образ себя у него становится преимущественно негативным, с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств). Взрослый должен: - помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим; - помогать формировать адекватную, высокую самооценку. «Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в постоянном напряжении. «Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение. «Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение к ним. «Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М.И.Лисиной)

Дети с адекватной самооценкой Дети с завышенной самооценкой Дети с заниженной самооценкой
Родители уделяют ребенку достаточно много времени Родители уделяют ребенку очень много времени Родители уделяют ребенку очень мало времени
Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников Оценивают ниже, чем большинство сверстников
Часто поощряют (не подарками) Очень часто поощряют (в том числе подарками) Не поощряют
Наказывают в виде отказа от общения Редко наказывают Часто наказывают, упрекают
Адекватно оценивают физические и умственные данные Очень высоко оценивают умственные данные; хвалят при других Низко оценивают
Прогнозируют хорошие успехи в школе Ожидают отличные успехи в школе Не ожидают успехов в школе и жизни

Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Старшие дошкольники начинают осмысливать мотивы своих и чужих поступков. Начинают интересоваться некоторыми психическими процессами. Происходит осознание себя во времени (с накоплением и осознанием своего опыта); ребенок просит рассказать, каким он был маленьким. Возникает, по мнению Д.Б.Эльконина, начальная форма осознания ребенком самого себя («личное сознание»), что обуславливает новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым – ребенок понимает, что он еще маленький. В дошкольном возрасте нередко можно наблюдать складывающиеся проблемные формы межличностных отношений детей, причиной которых выступает: повышенная конфликтность; застенчивость; неуверенность в себе; агрессивность. В основе перечисленных причин лежит фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного отношения к себе и другим. В отношениях ребенка со сверстниками можно выделить следующие позиции: эгоистическая позиция – ребенку безразличны другие дети, интересны только предметы (игрушки); ребенок допускает грубость, характерна агрессивность; конкурентная позиция – чтобы тебя любили и ценили, нужно быть послушным, хорошим, не обижать других; сверстник выступает как средство самоутверждения и оценивается с точки зрения собственных достоинств; гуманная позиция – отношение к сверстнику как к самоценной личности; ребенок получает радость и удовольствие от оказания помощи.

Развитие самосознания ребенка

Возраст Особенности самосознания Пример
3 года Отделяет себя от взрослого. О себе, своих качествах еще не знает «Я построю дом до звезд»
4 года Слушает мнения других людей. Оценивает себя на основе оценок старших. Стремится действовать в соответствии со своим полом «Я хороший – так сказала мама»
4-5 лет Слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам «Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо»
5-6 лет Оценка становится меркой норм поведения. Оценивает на основе принятых норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя «Мы с Сашей друзья. Он хороший. Но сейчас Саша сделал неправильно»
7 лет Старается оценивать себя более правильно и объективно «Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу сдержаться»

Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка. Дошкольный возраст является периодом развития личностных механизмов поведения, которые связаны с оформлением потребностно-мотивационной сферы ребенка. Поведение ребенка раннего возраста остается целиком во власти внешних впечатлений – переживания и поведение зависят от конкретной ситуации и эмоций. Мотивы равнозначны, их соотношение устанавливается извне, независимо от ребенка и связано с:

       
 
   
 


биологическими потребностями взрослым, который организует

(еда, сон и др.) и направляет деятельность

В дошкольном возрасте появляется устойчивое соотношение мотивов (одни выходят на первый план и подчиняют себе другие). А.Н.Леонтьев подчеркивает, что складывается соподчинение (иерархия) мотивов. Характерен феномен «горькой конфеты», когда внутренние переживания собственной неудачи оказываются для ребенка сильнее привлекательного утешительного приза. Значимые мотивы для дошкольников: 1) мотивы, связанные с интересом к миру взрослых; 2) поощрение; 3)мотивы, связанные с наказаниями; 3)мотивы, связанные с запретами; 4)игровые мотивы (интерес ребенка к самому процессу игры); 5)мотив сохранения и установления положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Хорошие отношения со стороны окружающих делают ребенка чувствительным к оценке и вызывают желание выполнять их требования и правила. 6)потребность в признании (мотив, который ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в обществе); 7)мотив личных достижений, самоутверждения. В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных и соревновательных мотивов. В основе первых – любознательность, в основе вторых – стремление победить. 8)нравственные мотивы, т.е. выражение отношения к людям, осознание нравственных норм и правил, что имеет важное значение в формировании поведения; 9)общественные – желание сделать что-то приятное, полезное, нужное людям.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы – бесполезно требовать от него обещаний. Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность. Соподчинение мотивов является важным новообразованием в развитии личности дошкольника, т.к. придает поведению определенную направленность. Наличие соподчинения мотивов позволяет ребенку отказаться от игрушки ради более важного, но скучного занятия. Мотивы деятельности приобретают для ребенка определенную систему, поведение из «полевого» (как в раннем детстве) превращается в волевое. Эмоциональное предвосхищение (заранее прочувствование смысла своих действий для окружающих) позволяет ребенку соподчинять отдельные мотивы своих действий и регулировать свое поведение.

В дошкольном возрасте происходит становление этических инстанций и социальных чувств

       
   
 
 

 


развитие морального становление моральной развитие социальных

сознания (этической саморегуляции чувств

оценки).

Младшие дошкольники оценивают действия по их последовательности, а не по намерениям детей.

Вывод: Самосознание ребенка и его отношение к другим развиваются в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном и объектном. Соотношение объектного и субъектного начала с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и к другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.

 

 

18. Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и импрессивного компонентов у дошкольников. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Экспрессия – внешняя форма проявления чувства. Импрессия – внутренние переживания.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Дошкольник еще не может управлять своими чувствами – они быстро вспыхивают, ярко выражаются, быстро гаснут. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям (сочувствует сломанному цветку). Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). В дошкольном возрасте продолжают развиваться высшие чувства. Характерна слитность чувств: Хороший – значит красивый (эстетические переживания); Хороший – значит добрый (этические переживания); Хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания). К концу дошкольного возраста высшие чувства становятся: мотивами поведения ребенка; регуляторами поступков, действий, желаний ребенка. К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций. Происходит их слияние с нравственным развитием ребенка. Эмоциональная сфера становится органической частью развивающейся личности. Нравственные чувства: чувство гордости, стыда, дружбы, доверия развиваются на основе имеющейся ситуации в семье и деятельности ребенка. Высокий уровень социальных чувств у дошкольников, по данным Т.Д.Марцинковской, положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта ребенка. Эстетические чувства у детей, посещающих детский сад и при активном участии родителей, быстро развиваются. Дошкольники, предпочитают красивые игрушки, одежду, картины. У них появляется интерес к стихам, сказкам, музыке. Движения под музыку развивают у них чувство ритма; растет наблюдательность и самостоятельность в художественном творчестве. Интеллектуальные чувства – удивление и любознательность – возникают еще в младенчестве и раннем возрасте. Чувство удивления, возникающее на новизну, способствует развитию чувства любознательности. «Это действительно интересно», - говорит взрослый и задает проблемные вопросы. Большим успехом пользуется ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Понятие эмоционального неблагополучия дошкольников Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка (Г.А.Урунтаева). Главной причиной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Негативное отношение взрослых провоцирует у ребенка: неуверенность, чувство незащищенности, страх, упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых. Типы поведения эмоционально неблагополучных детей: Первая группа – неуравновешенные, легко возбудимые дети. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и др. негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают. Вторая группа – дети с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь и т.д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с неделанием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателями или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту. Другой причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, ведущая к возникновению страхов). Причинами детских страхов могут выступать жизненный опыт ребенка, степень развития самостоятельности, воображение, эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожности, неуверенность. В 6-7 мес. младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство усиливается, если мать редко берет его на руки, относится к нему слишком сдержанно. В раннем возрасте для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов (суровые телесные наказания, искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка, постоянное запугивание, наличие страхов у самой матери). Развивающееся воображение приводит к тому, что к 3-м годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными персонажами, темнотой, пустой комнатой. С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольников, малым жизненным опытом, богатым воображением.

Вывод: Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных