Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей.




Стиль - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления взаимодействия. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру. Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что: * оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков); * оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития); * оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании. Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что: 1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др); 2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком; 3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию; 4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми: * экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т.п. * предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; * речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие. В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети). Общение со взрослыми в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя "двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства" (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную. Параметры общения: 1) форма общения: * вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет); * внеситуативно-личностное (5-6 лет). 2) содержание потребности в общении: * потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет); * потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет). 3) ведущий мотив общения: * Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет); * Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет). 4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка: * первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления; * приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет). Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье -первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него со стояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к

нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья. Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. Выделяются следующие стили родительского воспитания: Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как

послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией. Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания. 1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей. 2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим. 3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни». Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема

психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Ребенок и «детское общество». «Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, — отмечала А. П. Усова,— является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей. (...)Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе». Я. Л. Коломинский (1984) рассматривает дошкольную группу как генетически раннюю ступень социальной организации людей, сменяющуюся затем школьным коллективом, имеющую свою внутреннюю структуру и динамику. Дети тянутся к обществу сверстников, но не всегда легко удается наладить благоприятные отношения с ними. Одни дети ведут себя в группе очень активно, они самоуверенны, им «легко дышится» в среде сверстников. Другие же не встречают здесь благоприятный «эмоциональный климат», чувствуют себя неуверенно, несколько подавленно, нередко находятся в подчинении у первых. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивность. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению. Важно, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Характер взаимоотношений детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе (Я. Л. Коломинский, А. Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, дружелюбные, веселые, эмоциональные, развитые в умственном отношении, имеющие определенные художественные способности, активно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные. Вывод: Итак, в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные виды отношений с другими детьми, которые в значительной степени определяют становление его личности. В выявлении системы межличностных отношений детей в группе воспитателю помогает наличие психологической и социально-психологической наблюдательности, а также специальные методы исследования (беседы> социометрические методы, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Важно изучить эти отношения, с тем чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

 

20. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие. Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б.Эльконин). Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. Изодеятельность дошкольников. Изодеятельность привлекала вниманием многих педагогов и психологов.

Существует ряд направлений, точек зрения на развитие изодеятельности дошкольников. 1 точка зрения В.Штерна – символизм детского рисунка. Суть: изображение рисунка – это не изображение конкретного предмета, а изображение того, что ребенок знает об этом предмете. Т.е. рисунок – это символ какого-либо понятия ребенка. 2 точка зрения – концепция комплексных переживаний. Суть: ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. 3 точка зрения – изодеятельность характеризуется не результатами, а самим процессом рисования. 4 точка зрения – отечественные психологи понимают изодеятельность ребенка как процесс отражения реальной действительности и это отражение различное. Ребенок не механически переносит то, что он видит, а отбирает одни черты и отбрасывает другие. В процессе изображения участвует вся личность в целом, а не отдельные функции. Рисование есть средство выражения личности и одновременно отражение мира. Особенности изодеятельности дошкольников: ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что знает (футболисты без рук); прозрачность рисунка; проекция – очень часто дети рисуют предметы на виде сверху; незаслоняемость; рисунки не имеют перспективы. Мышление ребенка наглядно-образное, и рисунки конкретны и образны. Изодеятельность тесно связана с личностью, в ней проявляются интересы ребенка, темперамент и половые различия. Развитие изодеятельности: 1. этап каракулей (2-3 г.); 2. изобразительный этап (3-4 л.); 3. примитивная выразительность детского рисунка (до 5 л.); 4. качественное изображение предметов (5-7 л.) В процессе изодеятельности у ребенка развивается зрительно-двигательная координация. Ребенок помогает рисовать себе словом. Роль изодеятельности в психическом развитии ребенка С овладением изодеятельностью у ребенка создается внутренний план действий, где рисунок – это одна из опор. В рисунке ребенок снимает с себя эмоциональный блок, который зачастую тормозит развитие. Рисунок – это своеобразная детская речь, графический рассказ о чем-либо, подготовительный этап письменной речи. Рисунок – то модель действительности (по Эльконину). Каждый раз в модели выступают новые характеристики: цвет, форма, величина, детали, что определяется свойства этого предмета, т.е. рисунок готовит ребенка к абстрагированию.Формирование экспрессивной функции – ребенок выражает свое отношение к действительности. Конструктивная д-ть – д-ть по созданию какого-то реального продукта. Выразительными ср-вами явл-ся: форма, размер, последовательность, вес. Конструирование более сложная д-ть требует предварительного планирования д-ти. требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами). Типы конструирования: 1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у ∆; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа); 2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой); 3) констр-е по замыслу (требует от р-ка игровая д-ть). Конструктивная д-ть развивает у р-ка способность к планированию. В детском возрасте изоде-ть и констр-ние тесно связаны с игрой и игровой ситуацией, усложнение этих видов д-ти связано с обновлением и обогащением личного опыта. Музыкальная деятельность дошкольников. Структура музыкальной деятельности: восприятие музыки; исполнительство; творчество. Каждый из этих компонентов оказывает особое влияние на развитие музыкальных способностей и на развитие личности в целом. Музыкальное восприятие развивается в процессе слушания музыкальных произведений, где формируется умение выслушивать произведение до конца, запоминать, узнавать и различать основную идею и характер этого произведения. В музыкальном восприятии тесно переплетены интеллектуальные и эмоциональные процессы. На протяжении дошкольного возраста формируется дифференцированное и целостное восприятие музыки. Исполнительство – практическая деятельность: 1) игра на музыкальных инструментах; 2) пение; 3) ритмические движения. Дети дошкольного возраста учатся играть на колокольчиках, бубнах, металлофонах. Пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности, где в процессе этой деятельности развивается муз. сенсорные способности, голос, формируется эстетическое отношение к окружающему. В процессе ритмично-музыкальных игр, упражнений и танцев дети учатся передавать музыкальные образы в соответствии с музыкой. Это благоприятно сказывается на развитии двигательной сферы, ритмики, создает радостный жизненный тонус ребенка.

Особое место в муз. деятельности занимает творчество: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на муз. инструментах. Художественное творчество невозможно без внутренней активности ребенка, поэтому задача педагога – побуждать творческую активность ребенка. Важным условием для успешного формирования художественного творчества является стиль педагогического общения воспитателя.

Трудовая деятельность дошкольников Трудовая деятельность – сложная деятельность, которая предполагает определенный уровень психического и физического развития. В дошкольном возрасте подготовка к труду осуществляется в формировании предпосылок к трудовой деятельности: умение действовать целесообразно;

развитие произвольных движений руки; развитие способности заранее предвидеть результат действий и спланировать их. В продуктивной деятельности происходит развитие произвольных действий, формирование двигательных навыков и эти виды деятельности предъявляют требования к ребенку, к целесообразному использованию тех или иных предметов и простейших инструментов. В этих видах деятельности происходит формирование специальных навыков – «орудийных операций». Особое значение для формирования трудовой деятельности имеет игра. В ней складываются мотивы будущей общественной деятельности. Игра отражает трудовые действия взрослых, в игре ребенок осваивает некоторые трудовые операции и формирует положительное отношение к труду.

Становление трудовой деятельности. С помощью родителей, воспитателей, выполняя их требования, ребенок постепенно привыкает к выполнению трудовых поручений. Ребенок выполняет задания, результат которых важен для окружающих. Формирование трудовой деятельности развивает волевые и нравственные стороны личности и подготавливает ребенка к будущей полезной деятельности. Особенности трудовой деятельности дошкольника: труд носит подражательный характер; участие в трудовой деятельности носит игровой характер. Дошкольники любят помогать взрослым. Вначале помощь носит символический характер, ребенок участвует в этой деятельности с удовольствием, и получает удовольствие от ощущения своей причастности к серьезному делу (зарождаются корни трудолюбия). При умелой поддержке положительных эмоций уже в дошкольном возрасте можно создать положительное отношение к труду. Влияние трудовой деятельности на психическое развитие ребенка Труд привлекает внимание детей разнообразным содержанием, что в свою очередь развивает его способности, создает возможность радоваться творчеству, вовлекает в определенные трудовые отношения и способствует приобщению ребенка к миру взрослых. Трудовая деятельность в значительной степени является источником общего развития личности, где развивается устойчивость поведения, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности и стремление выполнять ту или иную работу. Трудовая деятельность формирует социально-психологическую готовность к труду, которая состоит из следующих компонентов: мотивационный (направленность на результат); когнитивный (развивающий); эмоционально-волевой. Труд развивает все психические качества детей, в том числе помогает выработать наблюдательность, образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение. В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о тех или иных предметах. Понимание возможности принести пользу другим формирует положительное отношение к труду и развивает трудолюбие.

Вывод: Продуктивные виды деятельности активно влияют на психическое развитие дошкольников. Ребенок, осваивая эти виды деятельности, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.

 

21. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на развитие личности дошкольников.

При обучении и воспит-и ∆ учитывать индивидуальный характер (особенности). Индивид-ые особенности – темперамент, способности, уровень разв-я интеллекта. Если индивид-ые особенности у ∆ не учитывать, то более способные и развитые ∆ задерживаются в своем умственном и личностном развитии, снижается позноват-я активность, формир-ся качества лень и безответственность. Слабые ∆ тем более страдают, если отсутствует индивид-ый подход. У каждого р-ка существует свой индивид-ый путь разв-я, но существует общие закономерности психич-го разв-я. Необходимо учитывать не только индивид-ые особенности, но и возратные особенности. Н-р, в дошк-ом возрасте ведущей д-ть – ролевая игра, необходимо соотнести с индивид-ми особенностями – распределить роли. Зная темперамент ∆ учитывать в воспит-и (как наказать их – косо посмотреть, громко сказать). Темперамент – это совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей, своеобразия проявлений психики (Р.С. Немов).

Темперамент складывается из следующих компонентов: 1)интенсивность и объем взаимодействия индивида со средой; 2) внешнего поведения и реакций на возможные действия; 3)моторики (быстроты и количества движений); 4) речи (темпа, силы голоса); 5)эмоциональность. Физиологическую основу темперамента составляет тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения). Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшем - при засыпании, в процессе сна и бодрствования. В раннем и дошкольном возрасте свойства темперамента проявляются в играх, бытовых процессах, в общении со взрослым и сверстниками. Первый признак темперамента заключается в том, сколько и как ребенок кричит в течение суток, насколько интенсивны сосательные движения и насколько скоординированы первые спонтанные движения младенца. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а в определенной последовательности, которая обусловлена: - общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики; - созреванием эндокринного аппарата; - особенностями типа высшей нервной деятельности. К специфическим возрастным особенностям нервной системы ребенка относятся: слабость нервной системы (быстрое истощение, пониженная работоспособность, повышенная возбудимость и чувствительность). Педагог должен оберегать нервную систему ребенка, определять допустимую силу стимула. Неуравновешенность нервных процессов (малая выносливость, быстрое утомление, охранительное торможение, когда ребенок перестает слышать взрослого, участвовать в деятельности, что говорит о перегрузке нервной системы и ребенку требуется отдых). Слабость торможения выражается в нарушении запретов (импульсивность поведения); преждевременных реакциях (ребенок напоминает холерика). Высокая чувствительность. На основе слабости нервной системы характерными возрастными особенностями ребенка являются: быстрое восстановление сил; ситуативность поведения ребенка; плохой перенос ограничений (во времени); быстрое забывание обид, огорчений, обещаний; неустойчивость привычек.

Темперамент ребенка характеризуется пластичностью, которую воспитатель должен учитывать и направлять деятельность детей, способствуя тренировке тех свойств нервной системы, которые необходимы. Таким образом, в дошкольном возрасте может происходить следующие изменения темперамента: изменение отдельных свойств; частичное изменение типа темперамента вследствие повышенной впечатлительности, склонности к подражанию; складывающихся черт личности. Характеристика детей с разными типами темперамента САНГВИНИК 1. Преобладание хорошего настроения, жизнерадостен. 2. Активен, подвижен, с богатой живой мимикой, яркие положительные эмоции. 3. Легко приспосабливается к новым условиям, коллективу, но настроения неустойчивы. 4. Может руководить и подчиняться; бросая начатое дело, легко берется за новое; высокая работоспособность при наличии интереса к деятельности. 5. Легко засыпает и просыпается, предпочитает шумные игры и двигательную активность. 6. Чувствительность к стимулам понижена, поэтому не реагирует на тихие замечания. 7. Речь громкая, энергичная, темп быстрый. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт: распыленность, разбросанность интересов. Учет свойств темперамента сангвиника Формирование устойчивых привязанностей и интересов. Требование доводить начатое дело до конца. Воспитание уважительного отношения к достоинствам других; умения считаться с их мнением. ХОЛЕРИК: 1.Частая смена настроения. Эмоции имеют крайние проявления (рыдания, хохот). 2. Бурная реакция на внешние раздражители, вспыльчивость, несдержанность. 3. Большая активность и подвижность (просто бегает по группе). 4. Трудности в переключении внимания; с дисциплиной; импульсивность. 5. Нарушения правил поведения. 6. Бурный протест на запреты взрослых; плохое засыпание и сон; не сдерживает чувство голода. 7. Речь быстрая, сбивчивая, непонятная. Возможные отрицательные черты: несдержанность, резкость, неуживчивость, легкомыслие. Учет свойств темперамента холерика Направление энергии на полезные дела, решение сложных заданий. Исключение перевозбуждения, реализация потребности в двигательной нагрузке. Систематический контроль за соблюдением правил, требований взрослого. МЕЛАНХОЛИК: 1. Очень раним, долго помнит переживания и обиды, подвержен страхам. 2. Повышенная чувствительность; чутко улавливает настроение других, сопереживает. 3. Мимика и движения вялые. 4. Нервная система быстро истощается, особенно в новой обстановке. 5. Нуждается в длительном отдыхе и восстановлении сил. 6. Не стремится к общению со сверстниками, предпочитает одиночные игры. 7. Речь очень тихая, невыразительная. Возможные отрицательные черты: застенчивость, замкнутость, неуверенность, повышенная обидчивость. Учет свойств темперамента меланхолика Повышенная теплота, доброжелательность, такт. Одобрение, поддержка положительных эмоций, уверенности ребенка. Создание ситуаций успеха. Развитие активности, смелости. ФЛЕГМАТИК: 1. Низкая эмоциональность, неявное выражение эмоций. 2. Невыразительная бедная мимика. 3. Высокая работоспособность; высокая концентрация и тщательность в выполнении заданий. 4. Медлительность; навыки формируются крайне медленно, но очень устойчивы. 5. Предпочитает спокойные одиночные игры; избегает двигательной нагрузки. 6. Болезненное переживание изменений обстановки, плохо сходится с детьми. 7. Легко засыпает, много спит. 8. Речь медленная, негромкая, с длительными паузами. 9. Возможные отрицательные черты: безынициативность, апатия, вялость, лень. Учет свойств темперамента флегматика Тренировка процесса торможения. Запас времени для выполнения задания. Спокойный ровный тон в общении с ребенком. Любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.

Вывод: Важность учета индивидуально-типологических особенностей в развитии личности ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; у холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

 

22. Проблема готовности к школьному обучению. Социальная ситуация развития при переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст К концу дошкольного возраста у ребенка появляются следующие новообразования: богатый спектр эмоциональных процессов; сознательное содержание нравственных норм и правил; открытие социальных взаимоотношений; представление о себе как о члене общества; осознание себя, своих внутренних качеств и процессов. Данные преобразования приводят к смене главных противоречий в психике ребенка и несоответствию между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями ребенка. Происходит изменение социальной ситуации развития – ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой деятельности. «Дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность – происходит вступление в новую, более широкую социальную общность. Поступление в школу знаменует изменение отношения ко взрослым; сверстникам; самому себе. Взрослый: входит новый взрослый – учитель. В общении с воспитателем прощались капризы. Отношения были доверительными, непосредственными; оценка больше положительная. Учитель – социальное лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе, следовательно, максимально авторитетный. Сверстники: взаимоотношения связаны с коллективным характером обучения. Это не игровые, а учебные отношения, основанные на общей ответственности. Главный критерий в оценке сверстниками друг друга и определения положительного отношения в классе – отметка и успех в учебе. Учебная деятельность в отличие от игровой обязательна для всех детей, подчиняется строгому регламенту, правилам, которые ребенок должен соблюдать. Меняется отношение взрослых к ребенку и ребенка к самому себе: ему предоставляется большая самостоятельность. Основные симптомы кризиса семи лет. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется (возраст «вытягивания») – быстро вытягивается в длину, появляются первые постоянные зубы. Манерничание (без всякой причины начинает капризничать; в поведении появляется кривляние, вертлявость, которая не мотивирована внешне, что вызывает не смех, а осуждение других. Душа ребенка становится закрытой, он начинает играть роль, что-то при этом скрывая). Утрата непосредственности (вычурное поведение является одним из наиболее очевидных проявлений). По Л.С.Выготскому, главная причина – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, изобразить, чего нет на самом деле (переживания опосредуются представлениями «как надо»). Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он это скрывает. Непослушание, игнорирование призывов взрослых. Стремление к выполнению «взрослых» обязанностей. Зачастую проявление агрессии. Интерес к своему внешнему виду (отвергает предлагаемую одежду под предлогом «Я не маленький». Установленные взрослым правила становятся воплощением «детского» образа жизни, который отвергается. Ребенок стремится встать на позицию взрослого, чтобы утвердить себя в новой роли. Психологические новообразования кризиса семи лет 1. Опосредованность и произвольность психической жизни. 2. Осознание собственных переживаний, которые опосредуют действия и переживания ребенка. 3. Интерес к общим вопросам как свидетельство расширения сферы интересов ребенка, стремления найти свое место в широком мире. 4. Расширение сферы социальных контактов, «внеконтекстное» общение (подчиненность правилу). 5. Интерес к собственному будущему. Начинает выделять социальный статус человека (профессия, положение в обществе, семейный статус). 6. Внутренняя позиция школьника (система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность). 7. Готовность к школьному обучению (способность и потребность в социальном функционировании). Данная способность реализуется в позиции ученика, которую ребенок занимает с переходом в школу. Понятие школьной зрелости Одной из причин затрудненной адаптации детей к школе специалисты считают несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Школьная зрелость (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это определенный уровень развития у ребенка необходимых функций, который позволяет без ущерба для здоровья, нормального развития, чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. Недостаточная школьная зрелость чаще всего определяется не общим, а частичны отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы, прежде всего: быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения; восприятия и активной речи; произвольной регуляции психической деятельности и поведения (способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность; умение сохранять рабочую позу); развития мелких мышц кисти, координации движений пальцев, необходимых для освоения письма и рисования. Анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за вышеперечисленное, только оформляется к семи годам. Критерии школьной зрелости Морфологические: абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг); пропорции тела (филиппинский тест); смена зубов. Физиологические: моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску); работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум, в течение 15 минут); чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях. Показатель зрелости детского организма – это «полуростовой скачок». Его переживают дети в 5 –6-летнем возрасте. Психологическая (общая) готовность к школе Обеспечивает успешность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности в начальной школе. Включает следующие компоненты. Мотивационная (личностная) – стремление к новой социальной позиции школьника. Показатели: отношение к школе; отношение к учебной деятельности; отношение к учителю; отношение к самому себе как ученику. Стремление ребенка занять новую позицию школьника не всегда связано со стремлением и умением учиться. Многих детей привлекает прежде всего внешняя атрибутика школьной жизни (школа – игра во взрослость). Мотивационная готовность должна включать не только широкие социальные мотивы («занять свое место в обществе»), но и познавательные интересы, которые предлагает учитель. Ребенок должен отделить для себя учебное содержание от фигуры взрослого. Ребенок видит в учителе главное действующее лицо, не замечая учебного предмета, т.е. содержание обучения выпадает. Главным в данном случае остаются отношения с учителем, а цель – не решить задачу, а угадать, чего хочет учитель, чтобы угодить. Главным является: произвольность поведения; соподчинение мотивов; сформированность элементов волевого действия Эмоционально-волевая – способность к подчинению правилам и требованиям взрослого; эмоциональная устойчивость. Показатели: произвольность поведения; способность действовать по правилу, заданному учителем; способность контролировать свои эмоциональные состояния. Интеллектуальная – требуемый уровень развития познавательных процессов. Сами знания не выступают показателями готовности к школе. Показатели: способность ребенка к замещению (знаково-символическая функция), моделированию; аналитическое мышление; наличие рационального подхода к действительности (солабление роли фантазии); произвольная память; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; умение видеть в предмете его отдельные стороны – только тогда можно переходить к предметному обучению; умственная активность и познавательные интересы ребенка. Коммуникативная (готовность в сфере общения) – способность устанавливать продуктивные контакты и взаимодействие с новыми взрослыми и сверстниками. Показатели: умение общаться (коммуникативные навыки); умение учиться у взрослого, регулировать свою деятельность. Диагностика психологической готовности к школе Предметом ее должны быть следующие составляющие обучаемости: чтение, письмо, образное мышление. Диагностические методики: Тест школьной зрелости Керна-Йерасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности; степени зрелости зрительно-моторной координации; интеллекта. Тест включает: рисунок фигуры мужчины по представлению; копирование прописных букв во фразе «Он ел суп» копирование группы точек. Йерасек ввел дополнительно вопросник из 20 вопросов, позволяющих судить об уровне развития социальных контактов, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций. Методика для оценки уровня развития предпосылок учебной деятельности Е.А.Бугрименко. Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина. «Образец и правило», «Лабиринт» Л.А.Венгера.

Вывод: Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с шести лет. Ей посвящено множество исследований и монографий (В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова и др.). В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных