Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ




План:

1. Основные средства обучения математике в начальных классах.

2. Учебник математики - важнейший элемент учебного процесса.

3. Наглядные пособия и их значения в реализации дидактического принципа наглядности на уроках математики.

4. Дидактический материал.

5.Технические средства обучения на уроке математике

6. Взаимосвязь средств, методов и принципов обучения математике.

Вопросы для самоконтроля.

1. Роль средств обучения математике.

2. Особенности учебников математики начальных классах.

3. Особенности обеспечения и использования наглядных пособий.

Литература -(1), (2), (3), (4), (5), (6),(7), (8), (9), (10)

Ключевые понятия.

– Средства - учебник, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.

– Средства, методы, принципы обучения, их различия, сходства, соответствие, основанность друг на друга.

Система средств обучения математике младших школьников должна складываться из следующих основных пособий:

1. Учебник по математике для начальных классов.

2. Учебные пособия, содержащие материал в дополнение к учебнику: Карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся; сборники задач для устных вычислений; материалы для проверки знаний учащихся и др.

3. Различного рода методические пособия для учителя.

4. Материально-предметные (иллюстративные) модели, к которым могут быть отнесены приборы, измерительные инструменты, таблицы, раздаточный материал и счетный материал и т.д. Учебник как основное средство обучения математике.

Учебники математики для начальных классов. Учебник систематически и полно раскрывают содержание курса математики, отражают уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Наряду с задачей - сообщать определенную информацию, учебники выполняют дидактические функции: помогают сознательно усваивать знания, учат приемам умственной деятельности, способствуют формированию определенных умений и навыков, в том числе и навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, помогают учителю воспитывать и развивать учащихся. Учебник, содержащий в себе иллюстрации, дает большие возможности для проведения разнообразной по форме и содержанию коррекционной работы.

Система расположения в учебниках иллюстраций и упражнений способствует развитию у детей абстрактного мышления, так как постепенный переход от предметной наглядности к условной дает возможность успешнее формировать у учащихся навыки моделирования математических понятий. Не меньшее значение имеет система представленных в учебнике иллюстраций для развития конкретного мышления детей.

Таким образом, содержащиеся в учебнике рисунки и сюжетные материалы, чертежи, схемы, таблицы, образцы математической записи помогают учащимся не только осознавать многие математические зависимости, но и дают материал для математических обобщений, знакомят их с различными сторонами окружающей действительности.

Успех применения рисунков во многом зависит и от того насколько быстро и хорошо дети научаться понимать изображения. Для этого в процессе работы необходимо знакомить учащихся с изобразительными средствами. Постепенно надо довести до их сознания, что основные контуры линии передают форму и строение предмета, а рельефные специальные штриховки разного типа, разграничительные и связывающие вспомогательные линии служат средством передачи в рисунке материальной фактуры предмета, раздельности и связи между его частями.

Наиболее эффективной является такая форма, когда восприятием ученика руководит учитель. Он направляет его внимание посредством системы наводящих вопросов, помогающих понять рисунок и осмыслить его суть. Руководство со стороны учителя должно принимать различные формы в зависимости от новизны и сложности воспринимаемого учащимся рисунка.

Например, проходя тему «Больше, меньше, столько же», беседу по одному из рисунков учебника можно построить так: «Найдите верхний левый рисунок. Что нарисовано на этой картинке? (учащиеся затрудняются ответить). Нарисовано то, с чем вы любите играть. Особенно мальчики! (машина) Что это за машина? Как она называется? (В такой ввозят хлеб и продукты). Давайте назовем её продуктовая машина. А что нарисовано правее? (Тоже продуктовая машина). Теперь найдите левый нижний рисунок. Что здесь нарисовано? (машина-бензовоз). А рядом? (тоже бензовоз) Сколько всего машин нарисовано? (четыре). Сколько из них продуктовых? (две ). А бензовозов (тоже две машины). А как по-другому можно сказать про эти машины? (Продуктовых машин столько же, сколько бензовозов, бензовозов столько же, сколько продуктовых машин).

Надо отметить, что хотя иллюстрации выполнены с учетом требований, предъявляемых к рельефному графическому рисунку, некоторые из них имеют недостатки.

Например, рассмотрим случай, когда на рисунке изображены два ряда одинаковых по форме и величине березовых листочков, отличающихся только тем, что одни из них гладкие, а другие: нанесена рельефно-точечная штриховка. Работать по этому рисунку неудобно, потому что неясно по каким признакам можно различать эти листочки. Называть их гладкими и шероховатыми неверно, так как березовые листочки всегда гладкие. В данном случае для восприятия с помощью осязания был адаптирован взятый из учебника для массовых школ плоский рисунок с изображением зеленых и желтых березовых листьев. Большой интерес у детей вызывает и работа с изображением геометрических фигур. Здесь следует только оговорить отдельные детали. Для иллюстрации состава чисел в учебнике часто используется изображения геометрических фигур. Например кругов, заштрихованных и не заштрихованных (иногда дан только рельефный контур) рельефной точечной штриховки.

Большое место в учебнике занимают иллюстрации, служащие наглядной основой при изучении геометрического материала, предусмотренного программой. Выполнение заданий геометрического содержания способствует развитию пространственных представлений у учащихся, умений наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать. Все задания геометрического содержания в рельефно-точечном варианте учебника, на наш взгляд, можно разделить на три группы.

К 1-ой группы мы относим задания, которые можно выполнить на основе иллюстрации учебника без изменений и дополнений, т.е. так, как указано в книге. Примерами таких заданий могут быть следующее:

Усмотрим рисунок и скажем, как называются эти фигуры. Найди среди четырехугольников прямоугольники. Найди среди прямоугольников квадраты. Ответ учащихся состоит в том, чтобы назвать номера, соответствующие тем или иным геометрическим фигурам.

Во 2-ю группу составили задания, которые учащиеся могут выполнить с помощью математического прибора. Например, задания типа

а) отметь точки, как показано на чертеже и соедини их отрезками так, чтобы получился четырехугольник.

К 3-ей группе мы отнесли задания, выполнения которых младшими школьниками сопряжено с большими трудностями и неоправданными потерями времени или даже невозможно.

Пример: Начерти на бумаге и вырежи один прямоугольник и четыре треугольника, как на рисунке. Составь из этих фигур: а) треугольник б) различные четырехугольники в) шестиугольники.

В связи с изучением понятия «миллиметр» в учебнике дано следующее пояснение: На нижнем рисунке 1 см показан в увеличенном виде. Под этим пояснением изображена часть линейки в 1 см, фактически длина которой - 5 см. Так как в начальных классах детей еще не знакомят с понятием «масштаб», иллюстрации могут отрицательно сказаться на формировании четких представлений о мерах длины у учащихся. В этом случае целесообразно воспользоваться пластмассовой линейкой с миллиметровыми делениями или использовать другой наглядный материал.

Учебные пособия, содержащие материал в дополнение к учебнику.

Одно из важных мест среди обучения занимают карточки с математическими заданиями. Эти пособия предназначены для того, чтобы помочь учителю в организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока. Они могут быть использованы для проведения контрольных и обучающих самостоятельных работ, организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, восполнение пробелов в знаниях детей. Использование карточек позволят решать ряд дидактических задач. С их помощью можно эффективно организовать фронтальную работу с классом при изучении нового материала, проводить самостоятельные работы по закреплению и проверке пройденного материала. Кроме того, работа по карточкам способствует воспитанию самостоятельности, развитию мышления, творческих способностей учащихся помогает осуществлять дифференцированный подход с учетом подготовленности каждого ученика.

Среди средств обучения математике младших школьников важную роль играет наборы, инструменты, приборы им модели. В одних условиях эти средства обучения сами являются объектами изучения, а в других применяются как дидактические пособия, с помощью которых формируются математические представления понятия, умения и навыки. Рассмотрим фланелеграф и наборное полотно. Фланелеграф облегчает детям ориентировку на парте (раздаточный материально рассеивается по всему столу, а лежит на фланелеграфе) и снимает шум при работе с палочками, монетами и другими предметами. Наборное полотно тоже облегчает ориентировку и служит подсобным средством во время использования раздаточного материала при изучении многих тем, предусмотренных программой. Рассмотрим конструкцию фланелеграфа и наборное полотно. Фланелеграф: обтянутый однотонной фланелью картонный прямоугольник, в качестве которого может служить обложка старой ненужной книги, изданной рельефно-точечным шрифтом. В некоторых школах фланелью оклеивается дно коробки (высота её около 2 см), края которой не позволяют скатываться расположенным на нем предметам, можно вложить фланель на дно крышки коробки, в различных отделениях которой лежит раздаточный материал (геометрические фигуры, камешки, игрушечные грибочки, уточки и т.д.) Наборное полотно размером 460 х 165 мм, расстояние между пазами 70 мм, а глубина паза 8 мм. Наборное полотно имеет рамку, чтобы вставляемые в пазы геометрические фигуры и карточки из них не выпадали. Основание описываемого полотна изготовлено из деревянных реек, а пазы образованы наложением на основание полотна трех пластмассовых пластинок. При отсутствии пластмассовых пластинок и фанеры наборное полотно такой конструкции можно сделать из плотного картона.

Раздаточный материал – также одно из основных дидактических средств наглядности при обучении детей. Виды и формы раздаточного материала весьма разнообразны. Его виды определяются изучаемыми материалами, их конкретным содержанием, что касается функций, то они в основном заключаются в том, чтобы раскрывать содержание новых понятий, закреплять изученный материал, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся, контролировать усвоение материала. Пользуясь раздаточным материалом на основе действий с конкретными знакомыми предметами, учащиеся под руководством преподавателя учатся считать, сравнивать различные группы предметов, устанавливают различные связи между числами. Основными видами раздаточного материала являются: счетные палочки, кубики, карточки (разрезные цифры, пособия с аппликационными изображениями и т.д.), монеты.

Счетные палочки - один из самых простых и ценных средств обучения. Их можно широко применять при изучении первого и второго десятка и темы «Сотня». С их помощью наглядно объяснить учащимся образование и состав чисел натурального ряда изучать арифметические действия. Кроме того, они применяются и при пропедевтике геометрии. Из палочек дети строят различные геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники и т.д. Примером использования палочек для контроля знаний является игра «молчанка», учитель называет число (1, 2, 3, 4, 5), а ученики берут в руки и называют соответствующие количество палочек.

Карточки используются на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении и закреплении нового материала, повторении пройденного и осуществлении контроля над знаниями учащихся. Разрезные цифры и знаки арифметических действий и отношений - это набор карточек с рельефными изображениями в виде аппликационного рисунка чисел (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90) и знаков (+,-, =>, ^).

Размеры таких карточек приблизительно 5-5,5 х 9,5 см - для однозначных чисел и знаков, 10-11 х 9,5 см - для двухзначных чисел. С помощью разрезных цифр и знаков арифметических действий можно эффективно организовать фронтальную работу.

Средства обучения к теме «мера длины, линейка, треугольник».

Ознакомление с понятием о прямой и отрезке, мерами длины, измерением и построением отрезков, видами углов занимает исключительно важное место в процессе обучения младших школьников. Для развития у детей представлений о прямой и отрезке, необходимо выяснить, в каких жизненных ситуациях они встречались с прямыми и отрезками.

Учебно-наглядные пособия для изучения геометрического материала.

При изучении предусмотренного программой геометрического материала необходимо пользоваться чертежными и измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль), чертежными приборами, индивидуальными карточками с изображением различных геометрических фигур, математическим приборам, наборам моделей геометрических фигур, иллюстрациями в учебнике к задачам с геометрическим содержанием. С треугольником дети знакомятся с 1 класса. Во 2 классе с помощью линейки они могут расширить (под руководством учителя) свои представления об этой геометрической фигуре. Измерив длины сторон различных треугольников, ученики 2 класса наглядно могут убедиться в существовании трех видов треугольников: разносторонних, равнобедренных и равносторонних. Такую геометрическую фигуру, как круг дети тоже знают с 1 класса. А вот с окружностью, её центром и радиусом учащиеся знакомятся позже. Уроки проводятся с помощью вырезанных из бумаги фигур, карточек с аппликационными изображениями (из бархатной бумаги) геометрических фигур, трафаретов.

Пособия для изучения тем «тысяча» и «многозначные числа».

При изучении этих тем большим эффектом пользуется два пособия; абак с подвижными цифрами и пособие для изучения многозначных чисел. Цифры и слова написаны как плоским, так и рельефно-точечным шрифтом. Данное пособие позволяет проводить с учащимися разнообразные упражнения по нумерации чисел в пределах 1000. Например: «покажи и прочитай число, содержащее 3 единицы первого разряда, 1 единицу второго разряда и 7 единиц третьего разряда, «покажи и прочитай число, содержащее 6 сотен, 4 десятка, 5 единиц. Кроме того, этот абак можно использовать при устном счете, когда производится действия в пределах 100. Пособие для изучения многозначных чисел представляет собой карточный лист, с двумя горизонтальными рядами карманчиков в каждом ряду. В нижние карманы вставляются карточки с цифрами, которые написаны плоским и рельефно-точечным шрифтом одновременно. В первый (если считать слева направо) карман вставляются карточки с цифрой 2 и т.д. Верхний ряд карманов предназначается для составления учащимися многозначных чисел. Такое пособие можно использовать при выполнении всевозможных, упражнений по нумерации чисел в пределах класса миллионов, а также при выполнении устного счета. Кроме того, это пособие можно применять как при объяснении нового материала, так и при закреплении и особенно при проверке знаний учащихся.

Счеты.

Счеты как наглядное пособие в школах для слепых детей можно широко применять на протяжении всех лет начального обучения. Во время подготовительного периода на уроках косточки счетов могут быть использованы в качестве счетного материала при усвоении последовательности натурального ряда чисел в прямом и обратном направлении. Например, по заданию учителя учащиеся могут откладывать по одной косточке справа налево и хором считать: «один, два, три» (в пределах изученного), а затем отбрасывая по одной косточке слева направо и пересчитывая оставшиеся, вести обратный счет. Опыт показал, что подобные упражнения способствуют сознательному прочному и более быстрому овладению слепыми детьми знаниями, предусмотренными темой «нумерация, которые им зачастую неподготовленным к школе” даются труднее, чемих зрячим сверстникам. Расположение косточек (параллельными горизонтальными рядами) можно использовать для сравнения двух множеств, форсирования понятий о равенстве и неравенстве. Так, используя счеты можно проводить упражнения, связанные с уравнением двух множеств, в одном из которых содержится больше элементов, чем в другом. На счетах могут быть проиллюстрированы свойства сложения и вычитания (прибавление суммы к числу суммы), вычитание суммы из числа и числаиз суммы, вычислительные приемы, основанные на применении этих свойств.

При изучении нумерации чисел в пределах сотни каждая проводка предназначена для иллюстрации определенного разряда чисел (разряд единиц, разряд десятков и т.д.), а каждая косточка - единицы соответствует разряду.

Мера времени.

Во время изучения этой темы у учащихся должны быть сформулированы представления о таких промежутках времени как минута, час, суток, неделя, месяц, год. Дети должны знать соотношения между минутой и часом, часом и сутками, неделей и месяцем, месяцем и годом, порядок следования дней недели и месяцев в году, уметь определять и показывать время на модели часов. На 1-ом году обучения надо уточнить представления учащихся о частях суток (утро, день, вечер, ночь),время года, последовательности и названиях месяцев, принадлежности месяцев к определенному времени года. Для обучения используют следующие пособия: табель-календарь на год, модели рельефных циферблатов с неподвижными стрелками, модели рельефных циферблатов с подвижными стрелками, карточки с таблицей мер времени, специальные будильники.

Итог.

Широкое использование средств обучения в практике учебно-воспитательной работы на уроках математике не только обеспечивает усвоение материала, но и способствует преодолению специфических трудностей в процессе усвоения математики младшими школьниками






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных