Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Московский Государственный Областной Университет

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Математика»

на тему «Статистическое исследование на выявление различий в уровне знаний физической и экономической географии России выходцами из государств Узбекистан и Киргизия, проживающими в г. Москве».

 

 

Факультет: истории, политологии и права.

Кафедра: истории, обществознания и педагогики.

Выполнил: студент 11 группы заочного отделения Нугаев Р.Р.

Проверил:

г. Москва

2013 год.

План.

1. Введение – с.3;

2. Основная часть – с.8;

3. Заключение – с.14.

 

 

1.Введение.

Целью данной контрольной работы является статистическое исследование на выявление различий в уровне знаний физической и экономической географии России выходцами из государств Узбекистан и Киргизия, проживающими в г. Москве.

Исследование проводилось на основе решения десятью выходцами из Узбекистана и десятью выходцами из Киргизии, проживающих в Москве, тестовых заданий, составленных из десяти вопросов. Все опрашиваемые являлись младшими работниками московского ресторана (повара, бармены, посудомойщики, грузчики), на момент проведения теста проживали в Москве от 1 до 3 лет, сами были в возрасте от 20 до 25 лет, а также до приезда в Москву успели получить стандартное школьное 11-классное образование у себя на родине.

К каждому вопросу предлагались пять вариантов ответа, только один из которых был правильным.

Предусматривалось, что каждый вариант ответа, что было неизвестно для опрашиваемых, при исследовании оценивается от 1 до 5 баллов. Далее все баллы выполненного каждым опрашиваемым теста суммируются, и эта сумма дает общий итог знаний опрашиваемым физической и экономической географии России. При составлении теста количество баллов для каждого варианта ответа определялось следующим образом:

- 5 баллов - за правильный ответ;

- 4 балла – за неправильный ответ, когда указанный географический объект имеет отношение к Украине или Белоруссии (соответственно из-за близкой общности этих стран с Россией, выходцем из Средней Азии данные об этих странах могут быть спутаны между собой);

- 3 балла – за неправильный ответ, когда указанный географический объект находится в Средней Азии, но рядом с Россией (что может вызвать некоторую путаницу у опрашиваемого);

- 2 балла – за неправильный ответ, когда указанный географический объект полностью находится в Средней Азии на значительном удалении от России (что также может вызвать определенную путаницу у опрашиваемого);

- 1 балл – за неправильный ответ, когда указанный географический объект находится достаточно далеко и от России, и от Средней Азии.

Что касается вопросов теста, связанных с числовыми значениями, то соответственно здесь соблюдался следующий принцип – чем сильнее числовой вариант ответа отличается от правильного, тем меньше дается за него балл.

Соответственно чем большее количество баллов набрал опрашиваемый, тем выше можно оценить его уровень знания экономической и политической географии России (максимальное значение – 45 баллов, минимальное значение – 9 баллов). Первый вопрос на результаты теста влияния не имел.

Далее приведен сам тест, который предлагался опрашиваемым:

1.Из какой страны Вы родом:

А) Киргизия;

Б) Узбекистан.

2.Какая из этих рек протекает только по территории России:

А) Сырдарья – 2 балла;

Б) Днепр – 4 балла;

В) Белая – 5 баллов;

Г) Миссисипи – 1 балл;

Д) Эмба – 3 балла.

3.С какой из этих стран Россия имеет сухопутную границу:

А) Венгрия – 2 балла;

Б) Молдавия – 4 балла;

В) Туркменистан – 3 балла;

Г) Франция – 1 балл;

Д) Финляндия – 5 баллов.

4.Какое из этих озер полностью находится на территории России:

А) Балхаш – 2 балла;

Б) Сиваш – 4 балла;

В) Отсего – 1 балл;

Г) Байкал – 5 баллов;

Д) Темгиз – 3 балла.

5.Какой из этих городов находится на территории России:

А) Омск – 5 баллов;

Б) Ашхабад – 2 балла;

В) Астана – 3 балла;

Г) Харьков – 4 балла;

Д) Вена – 1 балл.

6.Численность населения какого из этих городов России не превышает 1 миллиона человек:

А) Москва – 1 балл;

Б) Уфа – 4 балла;

В) Санкт-Петербург – 2 балла;

Г) Владивосток – 5 баллов;

Д) Екатеринбург – 3 балла.

7.В какой из этих морей Россия имеет выход:

А) Саргассово – 1 балл;

Б) Северное – 3 балла;

В) Средиземное – 2 балла;

Г) Аральское – 4 балла;

Д) Белое – 5 баллов.

8.Какие из этих гор находятся на территории России:

А) Тянь-Шань – 3 балла;

Б) Альпы – 2 балла;

В) Уральские – 5 баллов;

Г) Гималаи – 1 балл;

Д) Карпаты – 4 балла.

9.В каком из данных регионов России слабее всего развито сельское хозяйство:

А) Центральная Россия – 3 балла;

Б) Кавказ – 2 балла;

В) Кубань – 1 балл;

Г) Урал – 4 балла;

Д) Крайний Север – 5 баллов.

10.Какое количество регионов входит в состав Российской Федерации:

А) 94 – 2 балла;

Б) 80 – 3 балла;

В) 83 – 5 баллов;

Г) 104 – 1 балл;

Д) 82 – 4 балла.

 

2.Основная часть.

В результате проведенного опроса были получены результаты, которые можно представить в виде двух таблиц:

Результаты тестовых заданий среди выходцев из Узбекистана.

Номер теста 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 6 вопрос 7 вопрос 8 вопрос 9 вопрос 10 вопрос Итого сумма баллов
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Результаты тестовых заданий среди выходцев из Киргизии.

Номер теста 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 6 вопрос 7 вопрос 8 вопрос 9 вопрос 10 вопрос Итого сумма баллов
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Полученные результаты сведем в общую таблицу и проранжируем. Для этого воспользуемся формулой определения несвязанных рангов, где для нескольких повторяющихся значений они определяются через формулу среднего арифметического. В итоге получим таблицу:

№, п/п Опрошенные из Узбекистана (1 группа) Опрошенные из Киргизии (2 группа) R1 R2
        1,5
      19,5  
      11,5 8,5
      19,5 11,5
        11,5
        1,5
      14,5 5,5
      11,5 5,5
      14,5 5,5
      8,5 5,5

 

Из этой таблицы следует, что:

Сумма R1 = 150,5,

Сумма R2 = 59,5.

Определим среднее арифметическое в каждой из указанных групп, воспользовавшись формулой: отношение суммы всех значений определенной совокупности к общему числу единиц этой совокупности, то есть:

Сред. арифм. 1 группы = 363/10 = 36,3,

Сред. арифм. 2 группы = 321/10 = 32,1.

Из этого следует, что в среднем уровень знаний экономической и политической географии России выше у выходцев из Узбекистана.

Определим моду, которая определяется как наиболее часто повторяющееся значение в совокупности значений. Очевидно, что в 1 группе это значение равно 37, а во 2 группе это значение равно 32.

Определим медиану, которая определяется как значение в совокупности, имеющее среднее положение в упорядоченном ряде данной совокупности. Поскольку в нашем случае каждая из совокупностей имеет четное количество значений, то медиану стоит определить как среднее арифметическое между двумя средними значениями, то есть:

- упорядоченный ряд 1 группы: 34, 35, 35, 36, 36, 37, 37, 37, 38, 38; средние значения – 36 и 37, средн. арифм. между ними = (36+37)/2 = 36,5 – что и является медианой 1 группы;

- упорядоченный ряд 2 группы: 29, 29, 31, 32, 32, 32, 32, 34, 35, 35; средние значения – 32 и 32, средн. арифм. между ними = (36+36)/2 = 36 – что и является медианой 2 группы.

Определим размах вариации в каждой группе, которая определяется как разница между максимальным и минимальным значениями в совокупности, то есть:

R1 = 38 – 34 = 4;

R2 = 35 – 29 = 6.

Определим дисперсию каждой из двух групп, которая определяется как отношение суммы квадратов отклонений каждой из значений совокупности от среднего значения к количеству единиц совокупности, то есть:

D1 = (5,29 + 1,69 + 1,69 + 0,09 + 0,09 + 0,49 + 0,49 + 0,49 + 2,89 +

+ 2,89)/10 = 1,61;

D2 = (9,61 + 9,61 + 1,21 + 0,01 + 0,01 + 0,01 + 0,01 + 3,61 + 8,41 + +8,41)/10 = 4,09.

Определим среднее квадратичное отклонение в каждой из групп, которое определяется как квадратный корень из дисперсии, то есть:

СКО1 = кв. корень 1,61 = 1,27;

СКО2 = кв. корень 4,09 = 2,02.

Определим коэффициэнт вариации каждой из групп, которая определяется как отношение среднего квадратичного отклонения совокупности к среднему арифметическому этой же совокупности, выраженное в процентах, то есть:

V1 = (1,27/36,3) * 100% = 3,50%;

V2 = (2,02/32,1) * 100% = 6,29%.

Поскольку оба коэффициэнта вариации имеют значения меньше 33%, то можно говорить, что в обеих совокупностях отклонения не критичны, их можно считать однородными.

Определим показатели асимметрии для каждой из совокупностей, которые определяются как отношение величины m3 к среднему квадратичному отклонению, выраженному в кубе, где в свою очередь показатель m3 определяется как отношение суммы модулей кубов отклонений значений совокупности от их среднего арифметического значения к количеству единиц совокупности, то есть:

m3 1 группы = (12,7 + 2,20 + 2,20 + 0,03 + 0,03 + 0,34 + 0,34 + 0,34 +

+ 4,91 + 4,91)/10 = 2,80;

Асимметрия 1 группы = 2,80/2,05 = 1,37;

m3 2 группы = (29,79 + 29,79 + 1,33 + 0,00 + 0,00 + 0,00 + 0,00 + 6,86 +

+ 24,39 +24,39)/10 = 11,66;

Асимметрия 2 группы = 11,66/8,24 = 1,42.

Определим значения эксцесса в каждой из групп, которые определяются как отношение величины m4 к среднему квадратичному отклонению, выраженному в четвертой степени, за минусом числа 3. В свою очередь показатель m4 определяется как отношение суммы отклонений значений совокупности от их среднего арифметического значения, выраженных в четвертой степени, к количеству единиц совокупности, то есть:

m4 1 группы = (27,98 + 2,86 + 2,86 + 0,01 + 0,01 + 0,24 + 0,24 + 0,24 +

+ 8,35 + 8,35)/10 = 5,11;

Эксцесс 1 группы = (5,11/2,60) – 3 = -1,03;

m4 2 группы = (92,35 + 92,35 + 1,46 + 0,00 + 0,00 + 0,00 + 0,00 + 13,03 + +70,73 + 70,73)/10 = 34,07;

Эксцесс 2 группы = (34,07/16,65) – 3 = -0,95.

Поскольку значения эксцесса в обеих группах имеют отрицательные значения, то можно сделать вывод, что признаки в обеих группах распределены почти равномерно.

Далее определим верную статистическую гипотезу (нулевую или альтернативную), чтобы понять, имеются ли статистически значимые отличия в данных двух группах. Ранжирование и определение сумм рангов уже проведено. Далее определим эмпирическое значение критерия, воспользовавшись формулой:

Uэмп. = N1 * N2 + ((Nx * (Nx + 1))/2) – Tx,

где N1 – количество респондентов в 1 группе, N2 – количество респондентов во 2 группе, Nx – количество респондентов в группе с большей суммой рангов, Tx – большая из двух ранговых сумм, то есть:

Uэмп. = 10 * 10 + ((10 * (10 + 1))/2) – 150,5 = 4,5.

Далее сравним полученное эмпирическое значение с табличным (теоретическим) значением по таблице Мана-Уитни. Табличное значение равно 16, то есть оно больше полученного нами эмпирического значения, следовательно мы можем принять альтернативную гипотезу с вероятностью 99%.

 

 

3.Заключение.

Вывод - с вероятностью 99% мы можем принять альтернативную гипотезу, что выходцы из Узбекистана и Киргизии имеют в среднем различный уровень знаний экономической и политической географии России.

 

Тест-опрос №_______ на знание экономической и политической географии России.

1.Из какой страны Вы родом: Д) Екатеринбург.

А) Киргизия; 7.В какой из этих морей Россия имеет выход:

Б) Узбекистан. А) Саргассово;

2.Какая из этих рек протекает только по территории Б) Северное;

России: В) Средиземное;

А) Сырдарья; Г) Аральское;

Б) Днепр; Д) Белое.

В) Белая; 8.Какие из этих гор находятся на территории России:

Г) Миссисипи; А) Тянь-Шань;

Д) Эмба. Б) Альпы;

3.С какой из этих стран Россия имеет сухопутную В) Уральские;

границу: Г) Гималаи;

А) Венгрия; Д) Карпаты.

Б) Молдавия; 9.В каком из данных регионов России слабее всего развито

В) Туркменистан; сельское хозяйство:

Г) Франция; А) Центральная Россия;

Д) Финляндия. Б) Кавказ;

4.Какое из этих озер полностью находится на В) Кубань;

территории России: Г) Урал;

А) Балхаш; Д) Крайний Север.

Б) Сиваш; 10.Какое количество регионов входит в состав Российской

В) Отсего; Федерации:

Г) Байкал; А) 94;

Д) Темгиз. Б) 80;

5.Какой из этих городов находится на территории В) 83;

России: Г) 104;

А) Омск; Д) 82.

Б) Ашхабад;

В) Астана;

Г) Харьков;

Д) Вена.

6.Численность населения какого из этих городов

России не превышает 1 миллиона человек:

А) Москва;

Б) Уфа;

В) Санкт-Петербург;

Г) Владивосток;

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных