Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципфундаментализации образования 5 страница




Вряд ли будут результативными возлагаемые некоторыми людьми надежды на возрождение духовности Церковью. Рос­сиянин никогда не был особенно религиозен. Ведь церковь, начиная с Ивана Грозного, а затем Петра I, никогда не была защитницей личности — она была орудием в руках государ­ства. И в 1918 году храмы крушили не столько большевики, сколько сам народ, отвернувшийся от религии.

Таким образом, в формировании духовности подрастающего поколения в нынешних условиях школа — общеобразователь­ная и профессиональная — пока может рассчитывать, в основ­ном, только на себя. Но это, между тем, и немало. На Западе есть барьер: учитель, преподаватель отчитал лекцию, провел урок — и ушел. Духовное соединение учителя и ученика, нрав­ственная ответственность учителя за судьбы его учеников — это наша исконная российская педагогическая традиция. Можно вспомнить прошлый век с его «учеными корпорация­ми» как единым организмом преподавателей и студентов. Сту­денты приходили на семинары домой к профессору. Или, к примеру, журфиксы: в определенный день и час на квартиру к профессору мог прийти любой человек, желающий духовного общения, беседы, разрешения тех или иных вопросов.

Главная задача школы в формировании духовности моло­дежи заключается, по мнению автора, в разрешении двух про­тиворечий.

Во-первых, это преодоление разрыва между учебными и вос­питательными целями, что свойственно в одинаковой мере и общеобразовательной, и профессиональной школе. Ведь и там, и там учебные предметы в большинстве своем построены таким образом, что они объективно обезличены и этически нейтраль­ны. Учитель, преподаватель, конечно, воспитывает примером своей личности — в хорошую или, подчас, в плохую сторону. Но эти воспитательные воздействия находятся как бы «рядом»


 




с изучаемым предметом. Но самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые учащимся, студентом, не будут достигнуты. Необходимо педагогическое и методическое обеспечение соединения различных позиций педагога и обуча­емого, построение всего образовательного процесса на основе внутренних образовательных потребностей обучаемых. Без этого мы будем по-прежнему сталкиваться с отвращением мо­лодежи к педагогическим проповедям, к формальным «воспи­тательным мероприятиям».

Педагогическое мастерство в новых социально-экономи­ческих условиях будет заключаться, очевидно, в первую оче­редь в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протя­жении всей жизни. В том числе — жизненной образователь­ной траектории.

Ученика, студента необходимо научить анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных ее вари­антов и изменений. Очевидно, это — особая область содержа­ния образования, которая может реализовываться, в частно­сти, специальными курсами, психологическими тренингами и т.д.

Главное же — воспитать в молодом человеке уважение к себе. Не самовлюбленность и самодовольство хама — чего у нас с большим избытком хватает, а именно уважения к себе, к своим нравственным качествам, к нравственной позиции, к своему таланту и способностям, к своей профессиональной ква­лификации. Только научившись уважать себя, человек нау­чится уважать других людей, культуру, природу. К сожале­нию, это чрезвычайно сложная задача — исторически в России личность никогда не уважалась и не самоуважалась.

Во-вторых, одна из наиболее острых проблем современной школы — необходимость значительного повышения уровня трудового воспитания молодежи. Оно зависит, очевидно, не только и не столько от уровня знаний и умений учащихся и студентов, сколько от несформированности нравственной ос­новы качественного труда. Дело в том, что выпускники учеб­ных заведений зачастую могут, но не хотят качественно вы-


полнять работу — у них к этому нет внутренней потребности. Объясняется это многими причинами, в том числе историче­ского характера: затянувшееся крепостничество не способст­вовало формированию в народе стремления к качественному труду.

Еще больший ущерб трудовой нравственности народа на­несла «социалистическая» экономика — постоянная погоня за «валом», за количеством в ущерб качеству продукции; полная разделенность процесса труда и его результата: как бы хорошо или плохо человек ни работал — это не влияло ни на его воз­награждение, ни на дальнейшее использование результатов труда — «вал все спишет»; полное отсутствие ответственности за принимаемые решения — от рядового работника до высших эшелонов государственной власти и т.д. — все это развращало людей.

Рыночная экономика, возможно, все поставит на свои ме­ста. Но это будет мучительный путь — без полноправного вы­хода России на международные рынки эту проблему не ре­шить, а выход затруднен (кроме, возможно, рынков сырья и вооружений) из-за низкого качества продукции. Причем, при наличии у России приоритетов во многих областях науки и техники, попытки их реализовать в «металле» и технологиях теряются низким уровнем конструкторских, затем технологи­ческих разработок, а затем еще и низким качеством исполне­ния изделий «в металле». Так что эта проблема касается и общеобразовательной школы, и всех уровней профессиональ­ного образования — и начального, и среднего, и высшего. А обостряется она еще и тем — кто учит. Как говорится, «каков поп...».

К аспектам этического воспитания относится и коммуника­тивное воспитание. Антуан де Сент-Экзюпери определил чело­веческое общение как единственную роскошь, которая есть у людей. Но культуры подлинно человеческого общения у нас в обстановке всеобщей недоверчивости и подозрительности не было и быть не могло. Нет ее пока и сейчас. Ее необходимо целенаправленно формировать у молодежи и в общеобразова­тельной, и в профессиональной школе, а также у взрослого населения — специальными психологическими тренингами, деловыми играми, диспутами, организацией летних интерна­циональных молодежных лагерей и т.д. Так, например, 60%


 




американских предприятий создали у себя специальные курсы по обучению персонала терпимому отношению к другим лю­дям. Коммуникативность важна не только с точки зрения об­щей культуры населения. В условиях рыночной экономики коммуникативность становится профессионально значимым

качеством.

Во-первых, общительность внутри коллектива фирмы, под­разделения, цеха, где работает специалист. Кстати, психоло­гами выявлена закономерность, что разнородные по составу коллективы работают продуктивнее, и сейчас стало общеми­ровой тенденцией создавать многонациональные и многопро­фильные по образованию участников коллективы: рынок ста­новится все более разнообразным и требует все более разнород­ной рабочей силы.

Во-вторых, общение работника с клиентами, с представи­телями других фирм, в том числе с конкурентами, с которыми отношения должны быть не враждебными, а состязательными и доброжелательными. И если конкурент преуспел больше, чем ты, то виноват в этом не конкурент, а ты сам. Но повер­нуться к такой позиции ох как непросто! — все мы привыкли во всем винить других, но только не себя.

В-третьих, общение с иностранцами и вообще с людьми других национальностей. В коммунистической идеологии подразумева­лось, что расцвет наций должен обеспечить их слияние. Это якобы делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, т.к. целью государственной политики было стирание национальных границ. И система образования выпол­няла этот заказ. Поэтому неудивительно, что и у молодежи, и у взрослого населения не сформирована потребность в получении информации об истории, культуре, обычаях и традициях других народов, в том числе внутри России, соседей по региону прожи­вания. Поэтому так важны сегодня программы обмена препода­вателей и учащихся, студентов из разных регионов России и из разных стран, а также программы обмена специалистами в рам­ках системы повышения квалификации — в частности, так на­зываемый «профессиональный туризм».

В условиях вхождения России в мировое экономическое хо­зяйство практически каждому человеку, каждому специали­сту становится необходимым владение иностранным языком, хотя бы одним — английским.


Но, в то же время, не менее важный аспект гуманитариза­ции образования — необходимость значительного улучшения владения учащимися и студентами родным языком. В связи с массовой компьютеризацией, развитием электронных сетей практически всем людям придется все больше и больше обме­ниваться письменной информацией. А писать грамотно, крат­ко и логически четко подавляющее большинство нашего на­селения не умеет.

Эстетическое воспитание. Вопрос о формировании у уча­щихся и студентов эстетического отношения к учебе и труду, имеющий самое прямое отношение к гуманитаризации об­разования, до последнего времени у нас почти не поднимал­ся. Эстетическое воспитание сводилось, в основном, к озна­комлению учащихся, студентов с искусством, в профессио­нальных учебных заведениях еще и с технической эстети­кой, эстетикой производственной среды. Это тоже, безусловно, важно. Но не познав прекрасного в себе, в своей собственной деятельности, учащийся, студент будет видеть в искусстве только развлечение.

Проблема значительно шире. Что бы человек ни делал, у него всегда складывается внутреннее чувство по отношению к своей собственной деятельности — прекрасное или безобразное. Здесь уместно вспомнить древнюю притчу. Три человека дела­ют одну и ту же работу — возят тачки с песком. У каждого из них спрашивают, что он делает. Первый отвечает: «Таскаю целыми днями эту проклятую тачку», второй: «Вожу песок, чтоб заработать деньги и прокормить семью». Третий же вос­клицает: «О! Я строю прекрасный храм!» Вряд ли сегодняшняя школа может похвастаться тем, что каждый ее воспитанник в процессе учебы и труда «строит прекрасный храм».

Необходимо направить учебно-воспитательный процесс, в частности, на то, чтобы раскрыть обучаемым эстетические цен­ности учебы и труда в их содержании и организации, в учебной и производственной среде, а также в межличностном общении, характерном для совместных действий. Проблема это слож­нейшая, ею предстоит кропотливо заниматься.

Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие творческих начал в деятельности учащихся, студен­тов, а также специалистов при повышении их квалификации. Без творчества, хотя бы его элементов, любая деятельность не


 




может быть подлинно человеческой деятельностью. Нельзя сформировать любовь к такой учебе и к такому труду — можно говорить лишь о формировании добросовестного к ним отно­шения из чувства долга, из необходимости обеспечить пропи­тание и т.д.

Раньше у нас было довольно широко развито в основном научное и техническое творчество студентов ВУЗов, и техни­ческое творчество учащихся школ, ПТУ и техникумов. И эти традиции, конечно, желательно сохранить.

Кроме того, в новых условиях открываются широкие воз­можности привлечения учащихся и студентов к компьютер­ному, экономическому, маркетинговому, организационно-уп­равленческому творчеству, к предпринимательству и т.д.

Характерно, что в развитых капиталистических странах долгое время отношение к профессиональному творчеству, если говорить о рабочих и специалистах нижнего и среднего уровня, было, можно сказать, негативным — работник должен был безукоснительно соблюдать технологические требования и больше от него ничего не требовалось. Затем полтора—два де­сятилетия назад ситуация резко поменялась. Был заимство­ван, кстати, наш опыт. На фирмах, предприятиях, при уни­верситетах и колледжах создаются различные курсы профес­сионального творчества, научной организации труда, кружки качества и т.д. для рабочих и специалистов. Рабочим и специ­алистам фирмы выплачивают значительные вознаграждения за рационализаторские предложения, иногда даже за нереаль­ные и бесплодные — лишь бы побудить работника к творче­ским поискам.

Аналогично обстоит дело и в западных школах, колледжах и университетах. Значительная часть учебного времени отво­дится самостоятельным творческим занятиям школьников и студентов — написанию докладов, созданию проектов, науч­ной работе студентов университетов. Причем на уровне обще­образовательной школы и колледжа всячески поощряются са­мые немыслимые проекты — когда, например, школьник раз­рабатывает конструкцию нового самолета, космического ко­рабля или проект строительства дамбы через Берингов пролив — не имея для этого ни необходимых знаний, ни уме­ний. Просто ставится задача — разбудить фантазию ребенка, подростка, юноши или девушки, поощрить творчество — пусть


даже в таких «фантастических» формах. Конечно, такой под­ход полемичен, у российских специалистов он вызывает, как правило, недоумение. Но это лишь один из возможных под­ходов к развитию творческого потенциала молодежи. К про­блеме развития творчества мы еще не раз будем возвращаться в дальнейшем.

Экономическое воспитание. В условиях рыночной экономи­ки экономическая деятельность буквально каждого человека становится обязательным составным компонентом практиче­ски любой деятельности. Вместе с тем, переход страны на ры­ночную экономику сдерживается неготовностью значительно­го большинства населения к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Все острее встает пробле­ма экономического всеобуча всех возрастов — от детского до пенсионного включительно. Здесь возникают два аспекта.

Первый аспект — его условно можно назвать психолого-экономическим — связан с необходимостью преодоления проч­но засевших в сознании населения прежних «социалистиче­ских» стереотипов. Что «все должны получать одинаково», что «государство» обязано заботиться о каждом, не получая подчас ничего от человека взамен, о незаработанной заработной плате и т.п. Для этого необходима скрупулезная разъяснительная работа о рыночной экономике, об особенностях жизни и тру­довой деятельности каждого человека в ее условиях во всех учебных заведениях — от школы до ВУЗа, а, кроме того, что еще более важно для людей зрелого возраста — в средствах массовой информации — по телевидению, радио, в газетах и т.п. Без этого рыночная экономика и впредь будет восприни­маться значительной частью населения так, как воспринима­ется сегодня — что «это сплошные безобразия».

Необходимо целенаправленное формирование у всего насе­ления привычки постоянно считать деньги. Рыночная эконо­мика — это экономика жесточайшей экономии ресурсов — финансовых, трудовых, материальных, энергетических и т.д. На чем, собственно, и держится вся Европа, другие экономи­чески развитые страны. Строжайшая экономия — образ жизни всего их населения. А наша традиционно российская черта — знаменитая «широта натуры» — отсутствие вообще каких-ли­бо привычек на чем-либо экономить. Даже по оценкам запад­ных экспертов, если в России ввести за счет финансовых ры-


 



Il



чагов режим достаточно строгой экономии энергетических, водных и других ресурсов, то без всякого ущерба для произ­водства и для бытовых удобств населения их расход может быть сокращен вдвое!

Второй аспект — это собственно экономическая подготовка на всех уровнях образования — в школах, в профтехучили­щах, средних специальных учебных заведениях, в ВУЗах, а также на курсах повышения квалификации, переподготовки незанятого населения и т.п. Здесь могут быть реализованы две модели.

Первая — традиционная и, по мнению автора, малоэффек­тивная — когда экономическая подготовка сводится к вклю­чению в учебный план отдельного предмета или отдельных предметов. Раньше это были «Основы политической эконо­мии» или «Политическая экономия» в техникумах и ВУЗах, «Основы экономических знаний» в ПТУ. Сегодня делаются попытки «перелицевания» подобных предметов на «новый лад»: «Основы рыночной экономики» и т.п. Конечно, такого рода учебные предметы необходимы, в том числе и в общеоб­разовательной школе. Но они строятся на абстрактной основе, далеки от конкретной трудовой деятельности будущего работ­ника, а поэтому экономическая подготовка, ограниченная только этими предметами, малоэффективна.

Вторая модель — когда, наряду с изучением общих тео­ретических основ экономики, экономика пронизывает в учебных заведениях всех уровней — школах, профучили-щах, лицеях, колледжах, техникумах, ВУЗах, на различно­го рода курсах — преподавание почти всех учебных предме­тов, по крайней мере — специальных предметов. Последние должны быть построены на органическом сочетании двух компонентов — технологическом и экономическом. И, соот­ветственно, изучение каждого технического устройства, каждого технологического решения и действия должно включать их экономический анализ и экономическое обос­нование. И наоборот, каждый экономический проект, каж­дое экономическое решение должно подкрепляться соответ­ствующим технологическим обеспечением.

Образно выражаясь, раньше мы умели делать, производить, но не умели торговать, торговля считалась чем-то унизитель­ным. В последнее время акцент сместился — многие бросились


торговать, зачастую «торговать воздухом», останавливая про­изводство. А необходимо добиваться органического единства и того, и другого.

В свое время К. Маркс для раннего капитализма вывел фор­мулу производства: «товар — деньги — товар»; для расширен­ного воспроизводства: «деньги — товар — деньги». По анало­гии можно попытаться вывести «формулу» для рыночной эко* номики. Как известно, по определению рыночная экономи­ка — это экономика, ориентированная на потребителя. В условиях изобилия товаров и услуг прежде, чем начинать про­изводство любого товара или услуги, необходимо найти на рын­ке товаров и услуг соответствующую «нишу» — что этот товар, услугу будут покупать потребители. Только когда эта «ниша» найдена, определяются соответствующие технологии, чтобы произвести этот товар, услугу дешевле и качественнее, чем у конкурентов. Произведенный товар, услуга реализуются по­требителю. Таким образом выстраивается формула современ­ного рыночного производства: «потребитель — товар (услу­га) — потребитель».

Соответственно, этим механизмом должен овладеть каж­дый учащийся, студент, каждый специалист. Необходимо каждого научить анализировать и просчитывать — для кого он делает ту или иную вещь или услугу — кто будет потре­бителем, во что обойдутся затраты времени, материалов, электроэнергии и т.д., во что обойдутся транспортные рас­ходы, сколько надо будет заплатить налогов и т.п. А к та­кому анализу не только учащиеся и студенты, но и педаго­гические работники учебных заведений не приучены. Как-то автору в одном профучилище его руководители с гордостью показывали полезную продукцию, изготавливаемую студен­тами в учебных мастерских — слесарные ножовки. Но когда автор попросил подсчитать, во что обходится производство, выяснилось, что только один винт, натягивающий полотно ножовки, стоит около четырех долларов. А во что же обой­дется вся ножовка? И кому нужна такая «полезная продук­ция», кто её будет покупать?!

Более того, в условиях рыночной экономики, чтобы обеспе­чить конкурентоспособность своих выпускников на рынке тру­да, профессиональные учебные заведения неизбежно должны будут перейти на подготовку специалистов широкого профиля,


 



5-1045



способных успешно трудиться на предприятиях разных типов и разных форм собственности. А для этого каждый студент ПТУ, техникума, ВУЗа по любой специальности должен пол­учить еще и определенную «предпринимательскую» подготов­ку — основы маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и т.п. — вплоть до того, чтобы каждый выпускник профессио­нального учебного заведения потенциально был бы готов стать владельцем по крайней мере малого предприятия — кафе или ресторана, нотариальной конторы или врачебного кабинета, гостиницы, ателье, авторемонтной мастерской и т.п. Но в лю­бом случае у каждого студента, а также, в принципе, у всего работоспособного населения необходимо воспитать позицию активного субъекта на рынке труда — чтобы человек не ждал, как это сейчас чаще всего происходит, что «государство о нем позаботится» и увеличит зарплату, даст пособие, пенсию и т.п., а активно искал место и условия приложения своего глав­ного капитала — образования и профессиональной квалифи­кации.

Между прочим, во многих зарубежных странах в школах, в университетах и колледжах для учащихся и студентов чи­таются специальные краткосрочные курсы «Как искать рабо­ту», где рассказывается о способах поиска работы, как надо представляться, «подавать себя», когда приходишь в ту или иную фирму спрашивать о возможной работе, как подготовить документы о себе, как пройти интервью, тестирование (а оно применяется практически повсюду при приеме на работу) и т.д. Возможно, есть смысл заимствовать этот опыт и для наших учебных заведений, в первую очередь для учебных центров служб занятости.

Таким образом, реализация второй — перспективной моде­ли экономического всеобуча требует коренного пересмотра не только экономической составляющей, но в перспективе всей системы содержания образования.

Экологическое воспитание. Еще одна важнейшая задача гу­манитаризации образования — формирование у молодежи чув­ства экологической ответственности. Трагедия Каспия и Ара­ла, Чернобыльская и другие катастрофы последних лет пока­зали, что при нынешней гигантской материалоемкости и энер­гоемкости производства практически каждый его участник может стать виновником неисчислимых бед из-за своей безот-


ветственности. Причем экологическое воспитание — это, оче­видно, не только и не столько изучение каких-то специаль­ных экологических предметов, которые тоже безусловно необ­ходимы, сколько воспитание у молодежи высокой степени от­ветственности за принимаемые решения и действия, предви­дения их последствий. Здесь опять же основная проблема — проблема нравственности. Так, любой автомобилист знает, что нельзя выезжать на дороги на автомобиле с неотрегулирован­ным карбюратором, чтобы не отравлять окисью углерода ни себя, ни других. Но редко какой водитель регулирует свой карбюратор. А если регулирует, то чаще всего не из нравст­венных побуждений, а «чтобы ГИБДД не поймала»! Любой автомобилист и пешеход знают, что нарушать правила дорож­ного движения нельзя — но у нас в России нарушение правил дорожного движения и водителями, и пешеходами — самое обычное явление.

Таким образом, проблема экологического воспитания так же сложна, как и все другие проблемы гуманитаризации про­фессионального образования.

Правовое воспитание. В качестве одной из главных состав­ляющих гуманитаризации как общего, так и профессиональ­ного образования является правовое воспитание молодежи и всего населения страны, которое, с одной стороны, должно фор­мировать у каждого человека не только знания о своих граж­данских правах, но и чувство собственного достоинства, само­уважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, расы, религии, культуры. С другой сторо­ны — формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обя­занностей, в том числе, например, в отношении уплаты на­логов.

В современных условиях многообразия форм собственности, постоянно усложняющейся налоговой политики, трудовых от­ношений на предприятиях и в государстве в целом объем пра­вовых знаний, требующихся каждому человеку, постоянно возрастает. Вплоть до того, что, возможно, в скором времени в профессиональных образовательных учреждениях понадо­бится вводить специальные курсы, так сказать, «отраслевого права» — «сельскохозяйственное право», «медицинское пра­во», «строительное право» и т.д.


 



5*



Итак, мы рассмотрели гуманитаризацию образования как формирование у обучаемых системы отношений: к самому себе (эстетическое воспитание), к другим людям, к обществу (эти­ческое воспитание), к производству (экономическое воспита­ние), к природе (экологическое), к государству (правовое вос­питание). Такое широкое понимание гуманитаризации обра­зования открывает большой простор для поисков путей его развития.

Принципфундаментализации образования

До недавнего времени образование рассматривалось, в пер­вую очередь, как принадлежность, как «собственность» пред­приятий, организаций и учреждений, где человек работал. В частности, выпускник любого профессионального учебного за­ведения должен был отработать определенный срок по распре­делению, а все занятое население поголовно было наемными государственными работниками. Сейчас акценты меняются. Образование, профессиональная квалификация становятся в условиях рыночной экономики личным капиталом граждан. А для того, чтобы этим личным капиталом можно было вы­годно распоряжаться, этот капитал должен быть, условно го­воря, «конвертируемым» на рынке труда, т.е. должен легко находить себе применение. За счет чего можно этого добиться?

Возникает понятие фундаментализации образования как углубления теоретической общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки учащихся и студентов, в профессиональной же школе еще и расширения профиля их профессиональной подготовки в отличие от узкоспециализи­рованной. Смысл тенденции фундаментализации образования заключается в превращении образования в подлинный фун­дамент материальной и духовной, теоретической и практиче­ской деятельности людей.

Идея эта не нова. Ее основы заложил еще СЮ. Витте в 1899 г. В своих мемуарах он писал: «У меня появилась мысль устроить высшие коммерческие и технические университеты в России в форме политехнических институтов, которые со­держали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а универси-;


тетов, т.е. такую организацию, которая наиболее способна бы­ла бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания...»

Создание таких университетов в России сыграло свою роль. С.П. Тимошенко, выдающийся русский инженер-механик, ве­дущий в мире специалист по сопротивлению материалов, про­живая в США, писал: «Обдумывая причину наших достиже­ний, я прихожу к заключению, что немаловажную роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давала нам огромное преимущество перед американцами, особенно при решении но­вых, не шаблонных задач».

- В дальнейшем же, в советский период, особенно в последние десятилетия так называемого «застойного периода» в погоне за валом планка общенаучной, теоретической подготовки сту­дентов как в ВУЗах, так и в школах, ПТУ и техникумах сни­жалась и снижалась, а профессиональное образование, исходя из узковедомственных интересов, дробилось и дробилось на все более узкие специальности.

Действительно, в учебных планах профессиональных учеб­ных заведений часы сокращались в первую очередь на обще­научные, общеобразовательные предметы. Во многих техни­ческих, педагогических и других ВУЗах из-за низкой оплаты преподавательского труда общенаучные кафедры комплекто­вались предподавателями из числа выпускников тех же ВУЗов. А что значит, когда инженер-механик начинает читать курс высшей математики? Профессорско-преподавательский же со­став выпускающих кафедр, будучи, как правило, на передо­вых рубежах в своей области специализации, имеет зачастую слабую общекультурную, общенаучную и педагогическую под­готовку, часто с большим трудом воспринимает необходимость коренных изменений в образовании.

В результате длительного дробления специальностей на все более узкие и узкие в начале 80-х годов в стране готовились: рабочие непосредственно на производстве — по 5,5 тысячам профессий, рабочие в профессионально-технических учили­щах — по 1500 профессиям; в ВУЗах и техникумах подготовка специалистов осуществлялась по 500—600 специальностям. Такая узкая специализация приводила, с одной стороны, к


 




крайне узкому менталитету специалистов в основной их мас­се — ведь еще в XVIII веке французский материалист Ж.О. Ла-метри отмечал, что те, кто задерживается только на деталях познания, обретают печать духовного убожества. С другой сто­роны, создаются значительные трудности для специалиста в поисках работы. Представим себе, что в Перечне профессий насчитывается 118 профессий слесаря, 34 профессии шлифов­щика и т.д. С такой узкопрофильной подготовкой при потере рабочего места специалисту придется учиться какой-либо дру­гой профессии практически заново.

Точно так же — зачем надо в условиях рыночной экономики готовить инженеров по радиолокации, сварке, порошковой ме­таллургии? Таких инженеров в шутку стали называть «инже­нер по шляпке гвоздя». Все это может осуществляться на базе широкого инженерного образования в рамках дополнительной подготовки и переподготовки в системе непрерывного образо­вания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных