ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принципфундаментализации образования 5 страницаВряд ли будут результативными возлагаемые некоторыми людьми надежды на возрождение духовности Церковью. Россиянин никогда не был особенно религиозен. Ведь церковь, начиная с Ивана Грозного, а затем Петра I, никогда не была защитницей личности — она была орудием в руках государства. И в 1918 году храмы крушили не столько большевики, сколько сам народ, отвернувшийся от религии. Таким образом, в формировании духовности подрастающего поколения в нынешних условиях школа — общеобразовательная и профессиональная — пока может рассчитывать, в основном, только на себя. Но это, между тем, и немало. На Западе есть барьер: учитель, преподаватель отчитал лекцию, провел урок — и ушел. Духовное соединение учителя и ученика, нравственная ответственность учителя за судьбы его учеников — это наша исконная российская педагогическая традиция. Можно вспомнить прошлый век с его «учеными корпорациями» как единым организмом преподавателей и студентов. Студенты приходили на семинары домой к профессору. Или, к примеру, журфиксы: в определенный день и час на квартиру к профессору мог прийти любой человек, желающий духовного общения, беседы, разрешения тех или иных вопросов. Главная задача школы в формировании духовности молодежи заключается, по мнению автора, в разрешении двух противоречий. Во-первых, это преодоление разрыва между учебными и воспитательными целями, что свойственно в одинаковой мере и общеобразовательной, и профессиональной школе. Ведь и там, и там учебные предметы в большинстве своем построены таким образом, что они объективно обезличены и этически нейтральны. Учитель, преподаватель, конечно, воспитывает примером своей личности — в хорошую или, подчас, в плохую сторону. Но эти воспитательные воздействия находятся как бы «рядом»
с изучаемым предметом. Но самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые учащимся, студентом, не будут достигнуты. Необходимо педагогическое и методическое обеспечение соединения различных позиций педагога и обучаемого, построение всего образовательного процесса на основе внутренних образовательных потребностей обучаемых. Без этого мы будем по-прежнему сталкиваться с отвращением молодежи к педагогическим проповедям, к формальным «воспитательным мероприятиям». Педагогическое мастерство в новых социально-экономических условиях будет заключаться, очевидно, в первую очередь в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей жизни. В том числе — жизненной образовательной траектории. Ученика, студента необходимо научить анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных ее вариантов и изменений. Очевидно, это — особая область содержания образования, которая может реализовываться, в частности, специальными курсами, психологическими тренингами и т.д. Главное же — воспитать в молодом человеке уважение к себе. Не самовлюбленность и самодовольство хама — чего у нас с большим избытком хватает, а именно уважения к себе, к своим нравственным качествам, к нравственной позиции, к своему таланту и способностям, к своей профессиональной квалификации. Только научившись уважать себя, человек научится уважать других людей, культуру, природу. К сожалению, это чрезвычайно сложная задача — исторически в России личность никогда не уважалась и не самоуважалась. Во-вторых, одна из наиболее острых проблем современной школы — необходимость значительного повышения уровня трудового воспитания молодежи. Оно зависит, очевидно, не только и не столько от уровня знаний и умений учащихся и студентов, сколько от несформированности нравственной основы качественного труда. Дело в том, что выпускники учебных заведений зачастую могут, но не хотят качественно вы- полнять работу — у них к этому нет внутренней потребности. Объясняется это многими причинами, в том числе исторического характера: затянувшееся крепостничество не способствовало формированию в народе стремления к качественному труду. Еще больший ущерб трудовой нравственности народа нанесла «социалистическая» экономика — постоянная погоня за «валом», за количеством в ущерб качеству продукции; полная разделенность процесса труда и его результата: как бы хорошо или плохо человек ни работал — это не влияло ни на его вознаграждение, ни на дальнейшее использование результатов труда — «вал все спишет»; полное отсутствие ответственности за принимаемые решения — от рядового работника до высших эшелонов государственной власти и т.д. — все это развращало людей. Рыночная экономика, возможно, все поставит на свои места. Но это будет мучительный путь — без полноправного выхода России на международные рынки эту проблему не решить, а выход затруднен (кроме, возможно, рынков сырья и вооружений) из-за низкого качества продукции. Причем, при наличии у России приоритетов во многих областях науки и техники, попытки их реализовать в «металле» и технологиях теряются низким уровнем конструкторских, затем технологических разработок, а затем еще и низким качеством исполнения изделий «в металле». Так что эта проблема касается и общеобразовательной школы, и всех уровней профессионального образования — и начального, и среднего, и высшего. А обостряется она еще и тем — кто учит. Как говорится, «каков поп...». К аспектам этического воспитания относится и коммуникативное воспитание. Антуан де Сент-Экзюпери определил человеческое общение как единственную роскошь, которая есть у людей. Но культуры подлинно человеческого общения у нас в обстановке всеобщей недоверчивости и подозрительности не было и быть не могло. Нет ее пока и сейчас. Ее необходимо целенаправленно формировать у молодежи и в общеобразовательной, и в профессиональной школе, а также у взрослого населения — специальными психологическими тренингами, деловыми играми, диспутами, организацией летних интернациональных молодежных лагерей и т.д. Так, например, 60%
американских предприятий создали у себя специальные курсы по обучению персонала терпимому отношению к другим людям. Коммуникативность важна не только с точки зрения общей культуры населения. В условиях рыночной экономики коммуникативность становится профессионально значимым качеством. Во-первых, общительность внутри коллектива фирмы, подразделения, цеха, где работает специалист. Кстати, психологами выявлена закономерность, что разнородные по составу коллективы работают продуктивнее, и сейчас стало общемировой тенденцией создавать многонациональные и многопрофильные по образованию участников коллективы: рынок становится все более разнообразным и требует все более разнородной рабочей силы. Во-вторых, общение работника с клиентами, с представителями других фирм, в том числе с конкурентами, с которыми отношения должны быть не враждебными, а состязательными и доброжелательными. И если конкурент преуспел больше, чем ты, то виноват в этом не конкурент, а ты сам. Но повернуться к такой позиции ох как непросто! — все мы привыкли во всем винить других, но только не себя. В-третьих, общение с иностранцами и вообще с людьми других национальностей. В коммунистической идеологии подразумевалось, что расцвет наций должен обеспечить их слияние. Это якобы делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, т.к. целью государственной политики было стирание национальных границ. И система образования выполняла этот заказ. Поэтому неудивительно, что и у молодежи, и у взрослого населения не сформирована потребность в получении информации об истории, культуре, обычаях и традициях других народов, в том числе внутри России, соседей по региону проживания. Поэтому так важны сегодня программы обмена преподавателей и учащихся, студентов из разных регионов России и из разных стран, а также программы обмена специалистами в рамках системы повышения квалификации — в частности, так называемый «профессиональный туризм». В условиях вхождения России в мировое экономическое хозяйство практически каждому человеку, каждому специалисту становится необходимым владение иностранным языком, хотя бы одним — английским. Но, в то же время, не менее важный аспект гуманитаризации образования — необходимость значительного улучшения владения учащимися и студентами родным языком. В связи с массовой компьютеризацией, развитием электронных сетей практически всем людям придется все больше и больше обмениваться письменной информацией. А писать грамотно, кратко и логически четко подавляющее большинство нашего населения не умеет. Эстетическое воспитание. Вопрос о формировании у учащихся и студентов эстетического отношения к учебе и труду, имеющий самое прямое отношение к гуманитаризации образования, до последнего времени у нас почти не поднимался. Эстетическое воспитание сводилось, в основном, к ознакомлению учащихся, студентов с искусством, в профессиональных учебных заведениях еще и с технической эстетикой, эстетикой производственной среды. Это тоже, безусловно, важно. Но не познав прекрасного в себе, в своей собственной деятельности, учащийся, студент будет видеть в искусстве только развлечение. Проблема значительно шире. Что бы человек ни делал, у него всегда складывается внутреннее чувство по отношению к своей собственной деятельности — прекрасное или безобразное. Здесь уместно вспомнить древнюю притчу. Три человека делают одну и ту же работу — возят тачки с песком. У каждого из них спрашивают, что он делает. Первый отвечает: «Таскаю целыми днями эту проклятую тачку», второй: «Вожу песок, чтоб заработать деньги и прокормить семью». Третий же восклицает: «О! Я строю прекрасный храм!» Вряд ли сегодняшняя школа может похвастаться тем, что каждый ее воспитанник в процессе учебы и труда «строит прекрасный храм». Необходимо направить учебно-воспитательный процесс, в частности, на то, чтобы раскрыть обучаемым эстетические ценности учебы и труда в их содержании и организации, в учебной и производственной среде, а также в межличностном общении, характерном для совместных действий. Проблема это сложнейшая, ею предстоит кропотливо заниматься. Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие творческих начал в деятельности учащихся, студентов, а также специалистов при повышении их квалификации. Без творчества, хотя бы его элементов, любая деятельность не
может быть подлинно человеческой деятельностью. Нельзя сформировать любовь к такой учебе и к такому труду — можно говорить лишь о формировании добросовестного к ним отношения из чувства долга, из необходимости обеспечить пропитание и т.д. Раньше у нас было довольно широко развито в основном научное и техническое творчество студентов ВУЗов, и техническое творчество учащихся школ, ПТУ и техникумов. И эти традиции, конечно, желательно сохранить. Кроме того, в новых условиях открываются широкие возможности привлечения учащихся и студентов к компьютерному, экономическому, маркетинговому, организационно-управленческому творчеству, к предпринимательству и т.д. Характерно, что в развитых капиталистических странах долгое время отношение к профессиональному творчеству, если говорить о рабочих и специалистах нижнего и среднего уровня, было, можно сказать, негативным — работник должен был безукоснительно соблюдать технологические требования и больше от него ничего не требовалось. Затем полтора—два десятилетия назад ситуация резко поменялась. Был заимствован, кстати, наш опыт. На фирмах, предприятиях, при университетах и колледжах создаются различные курсы профессионального творчества, научной организации труда, кружки качества и т.д. для рабочих и специалистов. Рабочим и специалистам фирмы выплачивают значительные вознаграждения за рационализаторские предложения, иногда даже за нереальные и бесплодные — лишь бы побудить работника к творческим поискам. Аналогично обстоит дело и в западных школах, колледжах и университетах. Значительная часть учебного времени отводится самостоятельным творческим занятиям школьников и студентов — написанию докладов, созданию проектов, научной работе студентов университетов. Причем на уровне общеобразовательной школы и колледжа всячески поощряются самые немыслимые проекты — когда, например, школьник разрабатывает конструкцию нового самолета, космического корабля или проект строительства дамбы через Берингов пролив — не имея для этого ни необходимых знаний, ни умений. Просто ставится задача — разбудить фантазию ребенка, подростка, юноши или девушки, поощрить творчество — пусть даже в таких «фантастических» формах. Конечно, такой подход полемичен, у российских специалистов он вызывает, как правило, недоумение. Но это лишь один из возможных подходов к развитию творческого потенциала молодежи. К проблеме развития творчества мы еще не раз будем возвращаться в дальнейшем. Экономическое воспитание. В условиях рыночной экономики экономическая деятельность буквально каждого человека становится обязательным составным компонентом практически любой деятельности. Вместе с тем, переход страны на рыночную экономику сдерживается неготовностью значительного большинства населения к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Все острее встает проблема экономического всеобуча всех возрастов — от детского до пенсионного включительно. Здесь возникают два аспекта. Первый аспект — его условно можно назвать психолого-экономическим — связан с необходимостью преодоления прочно засевших в сознании населения прежних «социалистических» стереотипов. Что «все должны получать одинаково», что «государство» обязано заботиться о каждом, не получая подчас ничего от человека взамен, о незаработанной заработной плате и т.п. Для этого необходима скрупулезная разъяснительная работа о рыночной экономике, об особенностях жизни и трудовой деятельности каждого человека в ее условиях во всех учебных заведениях — от школы до ВУЗа, а, кроме того, что еще более важно для людей зрелого возраста — в средствах массовой информации — по телевидению, радио, в газетах и т.п. Без этого рыночная экономика и впредь будет восприниматься значительной частью населения так, как воспринимается сегодня — что «это сплошные безобразия». Необходимо целенаправленное формирование у всего населения привычки постоянно считать деньги. Рыночная экономика — это экономика жесточайшей экономии ресурсов — финансовых, трудовых, материальных, энергетических и т.д. На чем, собственно, и держится вся Европа, другие экономически развитые страны. Строжайшая экономия — образ жизни всего их населения. А наша традиционно российская черта — знаменитая «широта натуры» — отсутствие вообще каких-либо привычек на чем-либо экономить. Даже по оценкам западных экспертов, если в России ввести за счет финансовых ры-
Il чагов режим достаточно строгой экономии энергетических, водных и других ресурсов, то без всякого ущерба для производства и для бытовых удобств населения их расход может быть сокращен вдвое! Второй аспект — это собственно экономическая подготовка на всех уровнях образования — в школах, в профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях, в ВУЗах, а также на курсах повышения квалификации, переподготовки незанятого населения и т.п. Здесь могут быть реализованы две модели. Первая — традиционная и, по мнению автора, малоэффективная — когда экономическая подготовка сводится к включению в учебный план отдельного предмета или отдельных предметов. Раньше это были «Основы политической экономии» или «Политическая экономия» в техникумах и ВУЗах, «Основы экономических знаний» в ПТУ. Сегодня делаются попытки «перелицевания» подобных предметов на «новый лад»: «Основы рыночной экономики» и т.п. Конечно, такого рода учебные предметы необходимы, в том числе и в общеобразовательной школе. Но они строятся на абстрактной основе, далеки от конкретной трудовой деятельности будущего работника, а поэтому экономическая подготовка, ограниченная только этими предметами, малоэффективна. Вторая модель — когда, наряду с изучением общих теоретических основ экономики, экономика пронизывает в учебных заведениях всех уровней — школах, профучили-щах, лицеях, колледжах, техникумах, ВУЗах, на различного рода курсах — преподавание почти всех учебных предметов, по крайней мере — специальных предметов. Последние должны быть построены на органическом сочетании двух компонентов — технологическом и экономическом. И, соответственно, изучение каждого технического устройства, каждого технологического решения и действия должно включать их экономический анализ и экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением. Образно выражаясь, раньше мы умели делать, производить, но не умели торговать, торговля считалась чем-то унизительным. В последнее время акцент сместился — многие бросились торговать, зачастую «торговать воздухом», останавливая производство. А необходимо добиваться органического единства и того, и другого. В свое время К. Маркс для раннего капитализма вывел формулу производства: «товар — деньги — товар»; для расширенного воспроизводства: «деньги — товар — деньги». По аналогии можно попытаться вывести «формулу» для рыночной эко* номики. Как известно, по определению рыночная экономика — это экономика, ориентированная на потребителя. В условиях изобилия товаров и услуг прежде, чем начинать производство любого товара или услуги, необходимо найти на рынке товаров и услуг соответствующую «нишу» — что этот товар, услугу будут покупать потребители. Только когда эта «ниша» найдена, определяются соответствующие технологии, чтобы произвести этот товар, услугу дешевле и качественнее, чем у конкурентов. Произведенный товар, услуга реализуются потребителю. Таким образом выстраивается формула современного рыночного производства: «потребитель — товар (услуга) — потребитель». Соответственно, этим механизмом должен овладеть каждый учащийся, студент, каждый специалист. Необходимо каждого научить анализировать и просчитывать — для кого он делает ту или иную вещь или услугу — кто будет потребителем, во что обойдутся затраты времени, материалов, электроэнергии и т.д., во что обойдутся транспортные расходы, сколько надо будет заплатить налогов и т.п. А к такому анализу не только учащиеся и студенты, но и педагогические работники учебных заведений не приучены. Как-то автору в одном профучилище его руководители с гордостью показывали полезную продукцию, изготавливаемую студентами в учебных мастерских — слесарные ножовки. Но когда автор попросил подсчитать, во что обходится производство, выяснилось, что только один винт, натягивающий полотно ножовки, стоит около четырех долларов. А во что же обойдется вся ножовка? И кому нужна такая «полезная продукция», кто её будет покупать?! Более того, в условиях рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда, профессиональные учебные заведения неизбежно должны будут перейти на подготовку специалистов широкого профиля,
5-1045 способных успешно трудиться на предприятиях разных типов и разных форм собственности. А для этого каждый студент ПТУ, техникума, ВУЗа по любой специальности должен получить еще и определенную «предпринимательскую» подготовку — основы маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и т.п. — вплоть до того, чтобы каждый выпускник профессионального учебного заведения потенциально был бы готов стать владельцем по крайней мере малого предприятия — кафе или ресторана, нотариальной конторы или врачебного кабинета, гостиницы, ателье, авторемонтной мастерской и т.п. Но в любом случае у каждого студента, а также, в принципе, у всего работоспособного населения необходимо воспитать позицию активного субъекта на рынке труда — чтобы человек не ждал, как это сейчас чаще всего происходит, что «государство о нем позаботится» и увеличит зарплату, даст пособие, пенсию и т.п., а активно искал место и условия приложения своего главного капитала — образования и профессиональной квалификации. Между прочим, во многих зарубежных странах в школах, в университетах и колледжах для учащихся и студентов читаются специальные краткосрочные курсы «Как искать работу», где рассказывается о способах поиска работы, как надо представляться, «подавать себя», когда приходишь в ту или иную фирму спрашивать о возможной работе, как подготовить документы о себе, как пройти интервью, тестирование (а оно применяется практически повсюду при приеме на работу) и т.д. Возможно, есть смысл заимствовать этот опыт и для наших учебных заведений, в первую очередь для учебных центров служб занятости. Таким образом, реализация второй — перспективной модели экономического всеобуча требует коренного пересмотра не только экономической составляющей, но в перспективе всей системы содержания образования. Экологическое воспитание. Еще одна важнейшая задача гуманитаризации образования — формирование у молодежи чувства экологической ответственности. Трагедия Каспия и Арала, Чернобыльская и другие катастрофы последних лет показали, что при нынешней гигантской материалоемкости и энергоемкости производства практически каждый его участник может стать виновником неисчислимых бед из-за своей безот- ветственности. Причем экологическое воспитание — это, очевидно, не только и не столько изучение каких-то специальных экологических предметов, которые тоже безусловно необходимы, сколько воспитание у молодежи высокой степени ответственности за принимаемые решения и действия, предвидения их последствий. Здесь опять же основная проблема — проблема нравственности. Так, любой автомобилист знает, что нельзя выезжать на дороги на автомобиле с неотрегулированным карбюратором, чтобы не отравлять окисью углерода ни себя, ни других. Но редко какой водитель регулирует свой карбюратор. А если регулирует, то чаще всего не из нравственных побуждений, а «чтобы ГИБДД не поймала»! Любой автомобилист и пешеход знают, что нарушать правила дорожного движения нельзя — но у нас в России нарушение правил дорожного движения и водителями, и пешеходами — самое обычное явление. Таким образом, проблема экологического воспитания так же сложна, как и все другие проблемы гуманитаризации профессионального образования. Правовое воспитание. В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации как общего, так и профессионального образования является правовое воспитание молодежи и всего населения страны, которое, с одной стороны, должно формировать у каждого человека не только знания о своих гражданских правах, но и чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, расы, религии, культуры. С другой стороны — формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей, в том числе, например, в отношении уплаты налогов. В современных условиях многообразия форм собственности, постоянно усложняющейся налоговой политики, трудовых отношений на предприятиях и в государстве в целом объем правовых знаний, требующихся каждому человеку, постоянно возрастает. Вплоть до того, что, возможно, в скором времени в профессиональных образовательных учреждениях понадобится вводить специальные курсы, так сказать, «отраслевого права» — «сельскохозяйственное право», «медицинское право», «строительное право» и т.д.
5* Итак, мы рассмотрели гуманитаризацию образования как формирование у обучаемых системы отношений: к самому себе (эстетическое воспитание), к другим людям, к обществу (этическое воспитание), к производству (экономическое воспитание), к природе (экологическое), к государству (правовое воспитание). Такое широкое понимание гуманитаризации образования открывает большой простор для поисков путей его развития. Принципфундаментализации образования До недавнего времени образование рассматривалось, в первую очередь, как принадлежность, как «собственность» предприятий, организаций и учреждений, где человек работал. В частности, выпускник любого профессионального учебного заведения должен был отработать определенный срок по распределению, а все занятое население поголовно было наемными государственными работниками. Сейчас акценты меняются. Образование, профессиональная квалификация становятся в условиях рыночной экономики личным капиталом граждан. А для того, чтобы этим личным капиталом можно было выгодно распоряжаться, этот капитал должен быть, условно говоря, «конвертируемым» на рынке труда, т.е. должен легко находить себе применение. За счет чего можно этого добиться? Возникает понятие фундаментализации образования как углубления теоретической общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки учащихся и студентов, в профессиональной же школе еще и расширения профиля их профессиональной подготовки в отличие от узкоспециализированной. Смысл тенденции фундаментализации образования заключается в превращении образования в подлинный фундамент материальной и духовной, теоретической и практической деятельности людей. Идея эта не нова. Ее основы заложил еще СЮ. Витте в 1899 г. В своих мемуарах он писал: «У меня появилась мысль устроить высшие коммерческие и технические университеты в России в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а универси-; тетов, т.е. такую организацию, которая наиболее способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания...» Создание таких университетов в России сыграло свою роль. С.П. Тимошенко, выдающийся русский инженер-механик, ведущий в мире специалист по сопротивлению материалов, проживая в США, писал: «Обдумывая причину наших достижений, я прихожу к заключению, что немаловажную роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давала нам огромное преимущество перед американцами, особенно при решении новых, не шаблонных задач». - В дальнейшем же, в советский период, особенно в последние десятилетия так называемого «застойного периода» в погоне за валом планка общенаучной, теоретической подготовки студентов как в ВУЗах, так и в школах, ПТУ и техникумах снижалась и снижалась, а профессиональное образование, исходя из узковедомственных интересов, дробилось и дробилось на все более узкие специальности. Действительно, в учебных планах профессиональных учебных заведений часы сокращались в первую очередь на общенаучные, общеобразовательные предметы. Во многих технических, педагогических и других ВУЗах из-за низкой оплаты преподавательского труда общенаучные кафедры комплектовались предподавателями из числа выпускников тех же ВУЗов. А что значит, когда инженер-механик начинает читать курс высшей математики? Профессорско-преподавательский же состав выпускающих кафедр, будучи, как правило, на передовых рубежах в своей области специализации, имеет зачастую слабую общекультурную, общенаучную и педагогическую подготовку, часто с большим трудом воспринимает необходимость коренных изменений в образовании. В результате длительного дробления специальностей на все более узкие и узкие в начале 80-х годов в стране готовились: рабочие непосредственно на производстве — по 5,5 тысячам профессий, рабочие в профессионально-технических училищах — по 1500 профессиям; в ВУЗах и техникумах подготовка специалистов осуществлялась по 500—600 специальностям. Такая узкая специализация приводила, с одной стороны, к
крайне узкому менталитету специалистов в основной их массе — ведь еще в XVIII веке французский материалист Ж.О. Ла-метри отмечал, что те, кто задерживается только на деталях познания, обретают печать духовного убожества. С другой стороны, создаются значительные трудности для специалиста в поисках работы. Представим себе, что в Перечне профессий насчитывается 118 профессий слесаря, 34 профессии шлифовщика и т.д. С такой узкопрофильной подготовкой при потере рабочего места специалисту придется учиться какой-либо другой профессии практически заново. Точно так же — зачем надо в условиях рыночной экономики готовить инженеров по радиолокации, сварке, порошковой металлургии? Таких инженеров в шутку стали называть «инженер по шляпке гвоздя». Все это может осуществляться на базе широкого инженерного образования в рамках дополнительной подготовки и переподготовки в системе непрерывного образования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|