ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип маневренности образовательных программРассмотрим теперь третий возможный вектор движения человека в образовательном пространстве — «по горизонтали» — возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области деятельности или получения параллельно образования в двух или нескольких областях. Такое происходило в ограниченных масштабах и раньше. Но в новых социально-экономических условиях это явление, очевидно, получит массовый характер. Например, возможность индивидуализации образования. Развитие рыночной экономики, расширение гражданских прав и свобод личности потребует перехода от единой образовательной подготовки, от
массовой подготовки рабочих и специалистов по так называемым «массовым» профессиям и специальностям к индивидуальному, «штучному» образованию молодежи. Каждый юноша, девушка, каждый взрослый человек должны иметь право не только выбора образовательной траектории и право выбора профессии, но и иметь право выбора изучения различных курсов, предметов в зависимости от своих личных интересов и планов, посещения занятий в разных учебных заведениях своего региона, а возможно — и параллельного обучения одновременно в разных школах, ПТУ, ССУЗах, ВУЗах. Или учиться одновременно: утром — в школе, вечером, допустим, в ПТУ. Ведь одновременное обучение студентов в двух вузах по разным специальностям сегодня уже стало довольно массовым явлением. Учащийся, студент, специалист должен иметь возможность движения по горизонтали по разным областям. Вариантов здесь может быть множество: — учащийся школы, лицея, гимназии за рамками общеоб — студент любого курса решил поменять специальность или — студент закончил колледж по одной специальности, а в — противоположный случай: специалист с высшим образо
альное частное предприятие и поступает на вечернее отделение полиграфического ПТУ для того, чтобы приобрести необходимые навыки в этой области и т.д. переобучении безработного населения через службы занятости. В отличие от времен командно-административной системы, когда считалось, что специалист должен работать только по полученной специальности — иначе «государство зря потратило деньги на его обучение» (чего на самом деле никогда не было), в новых социально-экономических условиях переход специалистов из отрасли в отрасль следует рассматривать скорее как положительное явление — в отрасли будет «вливаться свежая кровь», что приведет к их обновлению и придаст им больше возможностей для саморазвития. Приведем пример с общеобразовательной школой. Как уже говорилось выше, у нее есть одна, по мнению автора, очень отрицательная особенность, заключающаяся в том, что в массе своей учитель общеобразовательной школы ничего в жизни, кроме школы, не видел. К тому же педагогическая профессия очень специфична, и далеко не всякий человек к ней годится. Но свой профессиональный выбор будущие учителя делают в 17 лет, при поступлении в педвуз, когда они еще не осознают своих возможностей и своего призвания. В то же время сегодня есть много безработных инженеров, химиков-технологов, бывших офицеров и других специалистов, которые охотно пошли бы работать в школу учителями. При соответствующей переподготовке. Тем более, что эти специалисты делали бы свой выбор осознанно, в зрелом возрасте, имея собственных детей, имея за плечами опыт работы в различных отраслях. А в школах сегодня учителей не хватает. Так что привлечение специалистов разных профилей к работе в школах «работало» бы сразу в нескольких направлениях: снижало бы уровень безработицы, обеспечивало Школу необходимыми кадрами учителей, вело к обновлению школы и т.д. Но дело не идет. Автор несколько лет назад пытался организовать такие образовательные программы переподготовки в Московской обла- лах, была поддержка местных властей, службы занятости готовы были оплачивать обучение. Но не было желания в чи- новных коридорах Минобразования РФ — «не положено» — и все тут. Но то, что раньше было не положено — остро необходимо теперь. Ведомственность, корпоративность в рыночной экономике и демократическом обществе оборачивается серьезным тормозом. Таким образом, мы рассмотрели четыре принципа, относящиеся к составу подсистемы содержания образовательных программ непрерывного образования: принцип базового образования, принцип многоуровневости образовательных программ, принцип дополнительности образовательных программ и принцип маневренности образовательных программ. Следующий принцип будет относиться к подсистеме связей между образовательными программами (т.е. к структуре подсистемы содержания образовательных программ): принцип преемственности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|