Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А различие в том, что




Религиозное мировоззрение.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер, и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви), с определенной структурой,правилами жизни последователей, моралью, культом.

Структура религии:

Религиозное сознание

Религиозная деятельность

Религиозные отношения

Религиозные организации

Виды религий

Политеизм – многобожие

Монотеизм – единобожие

Пантеизм – Бог растворен в природе

Вера в абстрактный идеал.(джайнизм)

Мировые религии

Христианство – возникло в 1 в н.э в Палестине.

Ислам – возник в 7 в н.э на Аравийском полуострове.

Буддизм – возник около 6 в до н.э в Древней Индии.

  1. Исторические типы мировоззрения: философии и наука.

Философию и науку объединяет то, что

— Философия и наука – способы познания мира

— Философия и наука – формы логического бытия знаний

— Философия и наука – это системы знаний о мире

— Философия и наука – это система знания, оперирующая категориями и законами

А различие в том, что

— Наука изучает объекты, где человек может не присутствовать, а предмет изучения философии – человек

— В науке понятия – форма отражения действительности, в философии – форма ее существования

— Наука неидеологична, а философия идеологична

— Наука опирается на опытную проверку, философия не ставит опытов и экспериментов

— Содержание науки задано объектом исследования, понятия философии имеют собственное содержание

— Наука – это знание частное, а философия – всеобщее

— Наука выносит за скобки личностное, эмоциональное, ценностное отношение ученого в отличие от философии

— Наука нуждается в строгой организованности, а кредо философии: «подвергай все сомнению»

— Наука – сфера необходимости, а философия – свободы

— Наука стремится к накоплению знаний прошлого, философия – это стремление к переформулировке, она обратима и личностна

  1. Структура философского знания.

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

• онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической., а также этика, эстетика, теология и социальная философия.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали суще­ствовать на периферии.

 

  1. Генезис философии: от мифа к логосу.

Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.

Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.

При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др.

Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер.

Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения..

Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле) В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания.

Первой задачей философского мышления стала уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.

 

  1. Основной вопрос философии и главные философские направления.

Основной вопрос философии- это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному.

Основные философские направления:

1 Материализм – философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи.

Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности.

Основные виды материализма:

-Наивный, стихийный, натурфилософия.

-метафизический

-диалектический

2 Идеализм – философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо.

Виды идеализма

-объективный идеализм- идеальное начало существует вне субъекта

-субъективный идеализм – идеальное начало существует внутри субъекта.

3 Агностицизм – агностики отрицают познаваемость мира. (Юм, Кант, Протагор, софисты)

4 Скептицизм – сомнение в возможности получения достоверного знания.

5 Дуализм – телесное и духовное существуют самостоятельно и независимо друг от друга(Декарт)

6 Пантеизм – идея растворенности Бога в природе(Бруно)

 

  1. Исторические типы философии.

Античная философия 6 в до н. э по 6 в – онтология, космоцентризм, гилозоизм (материя является одушевленной), становление диалектики, тесная связь с научным знанием того времени, появление первых философских систем, умозрительность.

Средние века 5 -14 в – теоцентризм, традиционализм, геоцентризм, креационизм, авторитаризм, концепция двойственной истины, борьба номинализма и реализма, особая постановка проблем появления человека и его сущности. (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Философия Возрождения 14-16 в – синтез искусства, философии и бурно развивающейся науки, новый взгляд на человека и природу, борьба против теологии.

Философия Нового времени 17-19 в – исследование природы, вера в разум человека, формирование тенденций рационализма, формирование теории общественного договора (Бэкон,Декарт, Локк, Ньютон, Беркли, Юм, Кант, Гегель, Вольтер, Руссо, Дидро, Ломоносов)

Просвещение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных