Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Западноевропейская ср. вековая философия (Аврелий Фома)




Философию Августина можно назвать христианским платонизмом. Рассматривая историю античной философии (главным образом, в труде "О граде Божием"), он признаёт платонизм величайшим её достижением. О Платоне и неоплатониках (Плотине, Порфирии) он говорит как о "видевших" теологическую истину, но "не знавших пути к ней". Платоновские идеи рассматривались им как "божественные замыслы" - прообразы вещей, содержащиеся в уме Бога, а истинное бытие Плотина отождествлялось с Самим Богом. По существу Августин сделал с философией Платона то же, что почти тысячу лет спустя Фома Аквинский сделает с философией Аристотеля: превратил её в фундамент христианской догматики.
Но что в наследии Августина привлекало наибольшее внимание философов в XX в. и что вызывает сегодня наш специальный интерес, так это его рассуждения о времени. Начиная свои раздумья о времени, Августин отмечает несоответствие между интуитивной очевидностью этого феномена и трудностью его теоретического осмысления: "…Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но коль скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик" (там же, гл. 14). Здесь можно увидеть прообраз концепции И. Канта, считавшего время основной, базовой интуицией нашего сознания, которая в принципе не может быть определена через какие-либо другие понятия.
Далее в своих размышлениях Августин переходит к подробному анализу известного парадокса, автором которого является, по-видимому, Аристотель. Время обычно мыслится как совокупность настоящего, прошлого и будущего. Но будущего ещё нет, прошлого уже нет, а настоящее представляет собой бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим, не обладающее никакой длительностью. Обсуждая этот парадокс, Августин приходит к психологической концепции времени. Он склоняется к тому, что прошлое и будущее всё же существуют, но существуют они в сознании людей, и выделяет три модуса сознания, соответствующие трём модусам существования времени: ожидание (будущее), созерцание (настоящее) и воспоминание (прошлое). Таким образом, Августин был, по-видимому, первым, кто обратил внимание на фундаментальную связь времени с памятью. В самом деле, представляется довольно-таки очевидным, что мы знаем о существовании времени только потому, что обладаем памятью. Не будь у нас памяти, никакие представления о времени были бы невозможны. Интересна в связи с этим интерпретация Августином загадочной способности некоторых людей предвидеть будущее. Он рассматривает эту способность как аналог памяти: все люди так или иначе помнят прошлое, но встречаются иногда и такие, которые "помнят" будущее.
В других местах "Исповеди", а также в других своих сочинениях ("О книге Бытия, буквально") Августин отходит от психологической концепции времени в пользу объективистской реляционной концепции, близкой к той, которая впоследствии была развита Г. В. Лейбницем. Объективное время, по Августину, есть отношение порядка между вещами, выражающееся в их следовании друг за другом через момент настоящего. Время, таким образом, не может существовать без вещей. На этом основана августиновская апология традиционных христианских представлений о сотворении мира: вопрос о том, что было до начала мира, оказывается бессмысленным ввиду некорректности применения предлога "до" к понятию "начало мира". Эти рассуждения Августина также звучат вполне актуально в свете проблемы временнoй сингулярности, обсуждаемой в связи с теорией Большого взрыва.

 

Фома Аквинский- выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, комментировал тексты библии и труды Аристотеля, последователем которого был. Так же в его работах рассматривались вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Исходный принцип в его учениях- БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ: человеку для спасения необходимо знать то, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Философия изучает «истины разума», а теология, по мнению Фомы Аквинского, «истины откровения». Объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому существенных противоречий между теологией и философией нет.
О БЫТИИ. Бог –первопричина и конечная цель всего сущего,» чистая форма», «чистая актуальность». А сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи., ибо благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Материя- «слабейший вид бытия» Аквиан делил все сущее на субстанции и акциденции, т. е. атрибуты, свойства материи, являющиеся определениями субстанции.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ. Индивидуальность- единство души и тела. Душа обладает животворящей силой человеческого организма, она бессмертна, но имеет свою полноту лишь в единстве с телом.
О ПОЗНАНИИ, Человеку присущи 2 способности познания- чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не сам объект, а то, что уподобляется ему- «вид» опедмета, являющийся его познаваемым образом. По мнению Аквиана, все общее существует трояко: «до вещей»(в разуме Бога как идеи будущих вещей), «в вещах», получив конкретное существование, и «после вещей»-в мышлении человека.
ОБ ЭТИКЕ. Бог- абсолютное благо, а зло- лишенность блага, зло является менее совершенным благом, оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все степени совершенства. Блаженство- в познании абсолютной истины-БОГА.
ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ. Человек-существо общественное. Главная цель гос. Власти – содействие благу, сохранять в обществе мир и справедливость, поддерживать добродетельный образ жизни подданных и предоставлять для этого все необходимые условия.. Идеальная форма правления- монархия(но не тирания!!!)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных