Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Общие понятия интеллектуальной собствен-ности. 1.1 Зарождение и эволюция понятия "интеллектуальная собственность".




План

1.1 Зарождение и эволюция понятия "интеллектуальная собственность".

1.2 Общие положения об интеллектуальной собственности. Ее объекты.

1.3 Определение, характеристика и функции интеллектуальной собственности.

1.4 Характеристика объектов интеллектуальной собственности в белорусском законодательстве.

 

1.1 Зарождение и эволюция понятия "интеллектуальная собственность"

Отдельные элементы права интеллектуальной собственности, в частности, авторского права, появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества. Уже в Древней Греции существовали правила, во многом аналогичные современному закрепляемому за автором праву на неприкосновенность произведения: тексты трагедий подлежали обязательному сохранению для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому замыслу. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом юридическому оформлению "экономической стороны" творчества долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений. К числу важнейших причин этого относится не только низкий культурный уровень субъектов хозяйственной деятельности, но и то обстоятельство, что реализация результатов "духовного производства", при всей их значимости для развития человечества, осуществлялась крайне медленно, на протяжении жизни многих поколений. Создавалось впечатление, что результаты духовной деятельности вообще не имеют практического, утилитарного значения. Нечего было грабить – незачем было охранять.

На протяжении всей истории находили себе пропитание и оратор Цицерон, и летописец Нестор, и философ Спиноза, но, как правило, их заработки не были непосредственно связаны с их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводства "интеллектуального потенциала" общества базировались в основном на системе меценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: "Служу тому, кто мне платит", "Медичи меня создали и разрушили". Моцарт был придворным музыкантом, впрочем, как и Сальери. До конца XVIII века частная финансовая поддержка и "внерыночное обеспечение" способствовали появлению большинства шедевров. Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще. Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя своим трудом.

С изобретением печатного станка (в 1448 году), появлением первых газет и журналов (первый научный журнал начал издаваться во Франции в 1665 году) произошло открытие для человечества "галактики Гуттенберга". Книгопечатание было тем изобретением, которое Лютер назвал "вторым избавлением рода человеческого от умственной тьмы". Появилась возможность пустить "романы и поэмы" в экономический оборот, возможность торговать стихами и изобретениями.

Одновременно возникла необходимость закрепить "частную собственность" на достижения искусства и технические новации. После изобретения печатного станка и появления мануфактур любая рукопись, а затем и иной материальный носитель произведения могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки стали приносить ощутимые преимущества перед конкурентами и внедряться в производство значительно быстрее. Издание книг и внедрение изобретений всегда требовали затрат максимальных средств и усилий именно от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд авторов. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. До возникновения патентного права каждый мог воспользоваться изобретением, сделанным другим. В результате ни создатель произведения, ни издатель, ни творец технических новшеств, ни тот, кто оплачивал его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение было серьезным тормозом технического прогресса, препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время "никто не собирал урожая там, где ничего не посеял", причем интересы авторов в этом случае совпадали с интересами использовавших их творения промышленников.

Как только с развитием цивилизации открылись коммерческие возможности для эксплуатации результатов интеллектуальной деятельности, возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны "интеллектуальных прав". Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто на что имеет право. Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. "Закон есть... общее обещание государства", "где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением" – считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что "свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это – свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека". С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как "способность обязывать других" (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

 

Общие положения об интеллектуальной собственности. Ее объекты

Происхождение термина "интеллектуальная собственность" обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляют собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. Однако уже Джон Локк считал, что право интеллектуальной собственности должно рассматриваться как естественное право, а не как право, основанное на законе.

Само понятие "интеллектуальная собственность" возникло как реакция на массовое применение товарно-денежной формы в сфере "духовного производства": задачей права в данной сфере никогда не было установление запрета, устранение всех "посторонних" лиц от приобщения к культурным ценностям или техническим новациям; задачей права признавалось только разумное (с точки зрения общества в целом) обеспечение интересов создателей интеллектуальных ценностей и лиц, предоставивших средства для их создания. Правовые нормы нельзя основывать на "пожеланиях" какой-либо отдельной категории, группы людей. Историю законодательства об интеллектуальной собственности на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, своего рода "социального контракта" между автором и обществом, равновесия между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции.

Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых результатов, закрепляя за авторами и изобретателями права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, поддерживая "пламя гения топливом интереса" (А. Линкольн), право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, научного и технологического прогресса, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями. Еще сто пятьдесят лет назад американскими судьями была сформулирована доктрина "допустимого использования", позволяющая в отдельных случаях ограниченное и некоммерческое использование объектов, защищенных авторским правом. Эта доктрина явилась одной из самых первых попыток "сбалансировать" интерес общества в свободном потоке идей и знаний с интересом автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. Позднее подобные положения были закреплены законодательно.

Выражаясь на юридическом языке, можно отметить, что под интеллектуальной собственностью обычно понимают совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (произведения, фонограммы, изобретения и др.) и средства индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование и т.д.).

Объекты интеллектуальной собственности часто делят на несколько групп:

1. объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства, в том числе базы данных, программы для ЭВМ);

2. объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, телевизионные и радиопередачи);

3. объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

4. средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров);

5. нетрадиционные объекты (не в смысле "ориентации", а в смысле относительной новизны законодательного оформления – селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, открытия, рационализаторские предложения).

В литературе встречаются попытки ранжировать объекты интеллектуальной собственности на "более" и "менее" значимые, в частности, по их участию в хозяйственном обороте. Между тем, объекты авторского права играют в экономической жизни общества не менее важную роль, чем объекты патентного права, традиционно понимаемые как основные элементы института промышленной собственности. Можно привести следующий малоизвестный факт: из всех видов интеллектуальной собственности торговля именно "авторскими правами", а не патентами или товарными знаками, приносит в США наибольшие прибыли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных