Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятия ведущей деятельности, ведущие потребнности и псих. новообразования




Понятие ведущей деятельности, её признаки и виды.

Ведущая деятельность (ВД) (ввел Блонский) — это та деятельность ре бенка в рамках социальной ситуации развития, вы полнение которой определяет возникновение и фор мирование у него основных психологических ново образований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Но разные виды д-ти оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и л-и ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ВД. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ВД:1.В форме ВД возникают и дифференцируются новые виды д-ти.2.В этой д-ти формируются и перестраиваются отдельные психич-е функции (в игре – творческое воображение).3.От нее зависят наблюдаемые в это время изменения л-ти. Ведущей не может стать любая д-ть, которой ребенок отдает много времени. Все многообразие человеческой д-ти можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов д-ти является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?». ВД порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты д-ти. С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме д-ти в развитии ребенка-дошкольника. Идея Д.Б. Эльконина о чередовании фаз развития. В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы д-ти. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития л-ти. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа д-ти, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. У каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип д-ти, позволяющий отличать его от многих других. Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип д-ти».

ПОТРЕБНОСТИ внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности.

В первичных биологических формах потребности выступают как нужда, испытываемая организмом в чём-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Для человека нужда — это объективная необходимость, которая может быть неосознаваемой. Напр., новорождённый объективно нуждается во взрослом человеке, но субъективно он этого не осознаёт, не чувствует, не переживает. Только на 3-м месяце жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психическое состояние — потребность в общении. Эта потребность в дальнейшем распространяется и на других людей, развивается в любовь к близким, дружбу и т.д. Подрастающий человек начинает осознавать своё отношение к окружающим — потребность в общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях. Возникновение потребности побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения, потребности становятся внутренними побудителями деятельности — мотивами.

10. Особые этапы развития в системе «ребёнок-общественный взрослый» и ребенок-«общественный предмет».

В основу периодизации Д.Б. Эльконина положена идея исторической обусловленности психической жизни человека. Он считает, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития разделяется на два относительно независимых потока, которые могут гипертрофированно развиваться: это активность ребенка в системе «ребенок - общественный предмет» и в системе «ребенок - общественный взрослый».

В первой системе ребенку открывается человеческий смысл предметных действий, а во второй - усвоение задач и мотивов человеческой деятельности.

Систематизация Д.Б. Элькониным основных форм активности ребенка с точки зрения их содержания привела к построению такого последовательного ряда форм активности, которые объединяются в две группы: «ребенок - общественный взрослый», «ребенок - общественный предмет».

Ведущие виды деятельности

АКТИВНОСТЬ И ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребенок – «общественный взрослый» Ребенок –«общественный предмет»
1. непосредственное эмоциональное общение    
    2. предметно-манипулятивная деятельность
3. ролевая игра    
    4. учебная деятельность
5. интимно-личное общение    
    6.учебно-профессиональная деятельность
         

 

Анализ содержания критических периодов детства («кризис трех лет») и кризиса перехода от младшего школьного возраста к подростковому периоду («кризис полового созревания») позволил Д.Б. Эльконину говорить об их сходстве. В том и другом проявляется стремление ребенка к самостоятельности и негативные моменты, связанные с его отношениями со взрослыми.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных