ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия постпозитивизмаПозитивизм – направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Логический позитивизм – философское течение, современная форма позитивизма. Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму). Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность. Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания. Ярчайшие представители постпозитивизма: – Карл Поппер; – Имре Лакатос; – Пол Фейерабенд; – Томас Кун. 1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер. По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом. Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов – от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма. 2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом. Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма. 3. Пол Фейерабенд – американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке. Заслугой американского мыслителя является настойчивый отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии. 4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером. Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.
20. Ф-Я ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. Экзистенциализм-ф-я существ-я.Иррационалистическая фил.Пред-ли:Хей-деггер,Ясперс,Сартр,Камю.В Герм э.стал складываться после 1 мир войны.Э.поставили?о смысле жизни,о судьбе чел,о выборе и личной ответственности.Исход.пункт фил.Э.-одинокий индивид,все интересы к-го сосредото-чены на нем же самом,на его собственном существ-и.Экзист.пр-мы-такие пр-мы,к-ые возникают из самого факта сущ чела.Для Э имеет зн-е только его собственное сущ и его движение к небытию.Э объявл предметом ф.-бытие.“Совр.фил,как и в прошл.времена занята бытием”-(Сартр).Утверждают:понятие бытия явл. неопределимым, и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому ф.не м.б.наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных путей для проникновения в него.1вид бытия-наше собств.бытие.Здесь открыв-ся доступ к бытию как таковому,он идет через наше существ-е.Но это сущ.нечто внутр-ее и невыразимое в понятиях:“сущ есть то,что никогда не становится объектом”,т.к.мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.Э-ф-я,ед.предмет кот.преживание сущ-я.Способ бытия сущ-я- страх.Ст.-исход.переживание,леж-е в основе всего сущ-я,страх перед смертью.Сартра: все вещи,кроме чела есть”бытие в себе”,а чел.сущ.есть“бытие для себя”или ничто. Поск-ку всякое бытие возн.из бытия и не может превр в ничто,то для чел сущ-я не мо-жет найтись такого бытия,из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти.Значит бытие чел-ничто.Осознавая свое ничтожество чел испытывает страх“чел есть его страх”.Ясперс:чел.сущ.раскрывается в страдании,борьбе, смерте. Свобода. Чел сам свободно выбирает свою сущ-ть,он становится тем,кем он себя сделает.Чел-постоянная возм-ть,замысел,проект.Он сво-бодно выбирает себя и несет полную ответ-сть за свой выбор.Свобода составляет само чел.сущ-е,чел и есть свобода.Однако своб для него-нечто неизъяснимое в понятиях.Это внутр состояние,переживание индивида. Своб.противопоставляется необход-ти.Своб-своб.выбора отн-я к окруж дей-ти.Раб может быть свободным,соответственно самоопределяя отн-е к своему бытию.“Чел осужден быть своб-ым”,свобода- мучит. необход-ть.Характ.чертой чел.сущ-я явл то,что он не сам выбирает усл-я своего сущ.От чела не зависит время его рождения и смерти.Это приводит их к мысли,что помимо чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть-способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,направленной куда-то вне его.Вн.мир-среда,мир заботы чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним.Пространство и время-способы чел.сущ-я.Время-переживание сущ-ем своей ограниченности,временности.Представл.о времени до моего рождения и после смерти-произвольная экстра-поляция.Говорить о том,что будет после моей смерти бессмыслено. Лич-сть и общ-во. Общ-во-всеобщая без-личная сила,подавляющая и разруш.индивидуальность, отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый стра-хом смерти,ищет прибежища в общ-ве.Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны.Но жизнь в общ-ве не истинна.В глубине чел скрыто истинное,одинокое сущ-е.Каждый умирает в одиночку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|