Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Познание и практика




Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.

Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание бывает:

чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Важнейшие формы практики:

материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

социальное действие (преобразование общественного бытия);

научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции практики в процессе познания:

– практика – основа познания, его движущая сила;

– практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;

– практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;

– практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:

– указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;

– изменяет окружающие вещи;

– выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.

Понятие опыта имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.


42. .Фил.учение об истине.

Цель,итог позн-я-получение истинных зн-й,достижение истины.? об истинности зн-я наряду с? о его источнике относится к самым важным в теории позн-я. Что же такое истина?Ни предметы,ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными,ни ложными.Восприятия, представ-ления ощущения м.б.истинны или ложны только в случае их сопо­ставления с объектом.Истина-соответствующее объективной реальности содержа­ние наших зн-й.Она являет собой итог процесса позн-я.Истина-центр. категория теории позн-я,любой фил.сис­темы."Истина-дочь времени,а не Авторите-та",-говорил Ф.Бэкон.Гегель утверждал,что истина "есть великое слово и еще более великий предмет",так что у дух-о здор-го чела"при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь".Самая серьезная потребность чела-потребность позн-я истины.Она не подобна цветам,к-ые легко срывают по пути.Это далекая цель трудного пути по­зн-я."Недостаточно просто открыть глаза и уши,чтобы стать муд­рым и знающим.Многие только потому и спорят против истины,что,пропадут,приняв ее за таковую" (Гете). Диалектич.материализм рассм-ет истину как процесс.Она не является неизменным отражением объекта.Истина-результат последовательного,проти-воречивого процесса углубл.позн-я.Истина имеет неск.сторон:объективность,абсолютность,относительность и конкретность.Проблема истинности наших зн-й вкл. 2?.Сущ-ет ли объективная истина,т.е. может ли в чел.представ­лениях быть такое содержание,к-ое не зависит ни от субъекта,ни от чела,ни от чел-ва?Если да,то могут ли чел.представления,выра-жающие объективную истину,выражать ее сра­зу,безусловно,абсолютно или только приблизительно и относительно?Под объективной истиной пони-мается такое содержание наших знаний,к-ые не зависят ни от чела,ни от чел-ва.Утверждения"Земля вращается вокруг Солнца","труд создал чела" и др.являются объективно истинными.Быть материали-стом-значит признавать объективную истину,откры-ваемую нам органами чувств и разумом.Как же познается объективная истина?Это есть? о соотно­шении абсолютной и относительной истины.Диалек-тико-материалист.принцип развития относится и к истине,к-ая не возникает сразу,а развивается постепенно.Абсолютная истина в ф-и понимается в 3х смыслах:1)абсолютно полное зн-е обо всем,что было,есть и будет в мире;2)моменты абсолютного,не-преходящего знания в составе зн-я относительного; 3)так называемые"вечные"истины.В 1ом случае абсо-лютная истина недостижима,но нет пределов все более полного"овладения"ею.Во 2ом и 3ем смыслах-"включается" в чел.позн-е на каждом из его этапов,и т.о.истиной является не только абсолютная истина,но и приблизительное,т.е.относительная истина.Относит. истина-истина неполная,приблизительная.Она уточ-няется с ходом развития позн-я. Относит-ыми являются,напр.,все гипотезы.Относительна точ­ность наших измерений.В процессе позн-я мы переходим от относит.истин к абсолютным.Т.о.зависимость м/д абсолютной и относит.истинами имеет достаточно сложный диалект.хар-р.Др.крайность-полное отрица-ние абсолютной и признание только относит. истины. На этой позиции стоят релятивисты.Они абсолютизи-руют отдельные моменты процесса позн-я:его зависимость от псих.состоя­ния личности,от биолог. потребностей и эмоций субъекта или же от лог.форм и теорет.ср-в,как-то:символики и сов-сти терминоло-гии координат и методов отсчета и т.п.Диалект.мате-риализм решительно отвергает сведение ре­лятивного к чисто субъективному.Он вкл.в себя момент реляти­визма, отрицания,скептицизма, но не абсолютизирует их.С точки зрения диалект.материализма разница м/д абсолютным и относит.тоже относительна.Если поня-тие "объективность истины" подчеркивает осн.ее чер-ту как верное отражение дей-сти,а понятие "относит.и абсолют.истина"-сам процесс ее позн-я,то понятие "конкретность истины"говорит о возможном практ. примене­нии полученных зн-й.Диалект. материализм исходит из того,что абстрактной истины нет,истина всегда конкретна.Это озна­чает необходимость учета границы,пределов применимости рез-ов позн-я,а соответственно и их уточнения.Принцип конкретно-сти истины есть одно из гносеологических вы­ражений внутр.противоречивости в природе и общ-ве,из чего вытекает необходимость всестороннего учета проти-воречий и разл.тенденций развития.Эти принципы не-разрывно связаны с анали­зом и осмыслением новых явлений,возникающих в науч.практике и общ.жизни.



 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных