Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные парадигмы философского анализа культуры




Специфика философии культуры по отношению к другим дисциплинам, изучающим культуру, заключается в том, что она постигает наиболее общие основы существования и функционирования культуры, ее отношение к важнейшим феноменам человеческого существования, а также методологию ее исследования в науке. Философия обсуждает вопросы определения культуры и ее отношения с другими понятиями, описывающими общественную жизнь, вопросы истории и будущего культуры, соотношения разных ее форм и компонентов, соотношения культур и их диалога, основных методологий и методов описания культуры и пр. По отношению к другим наукам, которые, исследуя культуру, опираются в основном на эмпирические теории или теории среднего уровня, философия культуры включает в себя теории верхнего уровня, абстрактные концепции о культуре вообще.

Невозможно дать однозначного и исчерпывающего определения культуры. Можно выделить несколько подходов к определению понятия культуры:
1. Культура понимается как искусственная среда обитания человека, как то, что противостоит естественной среде обитания, Природе.
2. В латинском языке слово «культура» означает «возделанное». В этом значении культура - то, что создается искусственно и воспитывается людьми, в отличие от того, что развивается в обществе или отдельном человеке спонтанно, как дикорастущее растение. Именно на основе такого понимания культуры некоторые народы противопоставляли себя другим как бескультурным (диким варварам).
3. В самом общем плане культура определяется как форма духовного опыта общества, отличающая его от других обществ.
4. Можно говорить также о культуре каждого человека, которая делает его индивидуальным по отношению к другим людям.

При анализе культуры возникает ряд проблем:
* Первая проблема заключается в том, что доминирует в культуре: выражение духовного мира общества или отражение материальных условий.существования общества.
* С этим связана вторая проблема: автономна ли культура (есть ли у нее своя собственная внутренняя логика развития) или она зависит от развития техники и материальной жизни общества.
* Третья проблема: является ли каждая культура уникальной и неповторимой или можно выделить некие общие характеристики во всем многообразии культур.
«Четвертая проблема заключается в характере развития культуры: является ли культура замкнутой, интровертированной, или, напротив, открытой, экстравертированной.
* Пятая проблема пытается определить соотношение традиций и новаций в культуре: ориентирована ли она на производство нового (развитие) или на воспроизводство старого содержания (консервация).

Важнейшими подходами к определению культуры в философии являются материалистическая (деятельностная), игровая, психологическая (аксеологическая) и семиотическая концепции культуры. Материалистический (деятельностный) подход к культуре, разработан в марксистской и постмарксистской традициях. В нем культура определяется как система норм, ценностей и программ материальной и духовной деятельности'. При этом конкретная деятельность определяет развитие представлений о ней, то есть практическая жизнь определяет культуру. В игровой концепции, разработанной Й. Хейзингой, культура предстает как набор иг р, посредством которых человек организует свой духовный мир. Мораль, религия, право и др. сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются как игры, осущетвляющие-ся по своим особым правилам. Психологическая концепция рассматривает культуру как индивидуальную форму духовной жизни конкретного человека (В. Дильтей) или общества (О. Шпенглер), выражающуюся в выработке ценностей. Специфической разновидностью психологизма явился психоанализ 3. Фрейда, в котором считалось, что культура предполагает разделение психики человека на сознание и бессознательное. Культура осуществляет вытеснение естественных желаний, не согласующихся с нормами, а также замещает вытесненные бессознательные желания человека социально приемлемыми формами (религия, наука, искусство, литература и др.). Культурный человек избегает прямого удовлетворения своих желаний, что зачастую является причиной неврозов и психических расстройств, которые и лечит психоанализ. Психологической концепцией культуры является и герменевтика. В ней утверждается, что культура создается отдельными личностями с особым психическим опытом (например, гениями). И для того, чтобы понять любое явление культуры, нужно понять его автора, почувствовать его психическое состояние в момент, когда он творил. И, наконец, семиотическая концепция, разработанная в структурализме (К. Леви-Стросс, Р. Барт и др.), определяет культуру как определенный язык, знаковую структуру, посредством которой представители конкретного общества описывают себя и мир.


 

 

57. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации. Понятие цивилизации появилось в XVIII веке:так французские просветители называли общ-во,в кот благодаря прогрессу разума и просвещению рациональность преобладает над невежеством и религиозными предрассудками.

Шпенглер в работе «Закат Европы»развил учение о культурах как замкнутых «организмах»,проходящих определенный жизненный цикл,а при умирании перерождающихся в цивилизацию, в кот господствует рациональность и техника, деградирует искусство,а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение.Тойнби в труде «Постижение истории»разработал теорию локальных цивилизаций,сменяющих друг друга и проходящих стадии возникновения, роста, надлома и разложения.Прогресс человечества представляет собой духовное совершенствование.В наст. время принято различать доиндустр (аграрную),индустр и постиндустр (инф) цивилизации.Различение этих типов цивилизации сформировалось в процессе разработки теорий индустриального и постиндустриального общества в 50–70-е г XX в.Значительный вклад в разработку этих теорий внесли Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер,Г. Канн и др.Теория индустр и постиндустр общ-ва предполагает, что уровень соц-эконом развития той или иной страны определяется не тем, какой способ пр-ва господствует в ней,а тем,какие ср-ва пр-ва (техника) играют ведущую роль.Концепция постиндустр общ-ва утверждает,что в зависимости от уровня техники в 3 указанных цивилизациях последовательно преобладают либо «первичная» сфера эконом деят-ти (сельхозяйство), либо «вторичная» (промыш-ть), либо «третичная» (услуги,инф-я,наука,образование). В каждой из этих цивилизаций ведущую роль играют определенные соц группы: в аграрной цивилизации священники и феодалы, в индустриальной — предприниматели и инженеры, в постиндустриальной — ученые, эксперты.Основным признаком доиндустр цив-ции является примитивный уровень техники,требующий применения мускульной силы. Важнейшими характеристиками индустр цив-ции являются широкое применение машинной техники, преобладание фабричного пр-ва,рыночной экономики, урбанизация, формирование наций-гос-в,применение достижений науки во всех сферах жизни,рост образованности населения.Считается,что совр развитые страны вступили в стадию постиндустр цивилизации в 70–80-е годы XX века. Особенно важную роль в становлении постиндустр цивилизации играет развитие инф технологий,поэтому современную стадию развития характеризуют также как «информационное общество». Основным ресурсом постиндустриального хозяйства является знание; его использование в отличие от потребления материальных благ не уничтожает благо и может осуществляться одновременно неограниченным числом субъектов.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных