Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Возрождения. Идеи натурфилософии и гуманизма в философии эпохи Возрождения




Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения: -ориентация на человека (антропоцентризм). Формально в центре мироздания оставался Бог, но преимущественное внимание обращали на человека, его природу, самостоятельность, красоту, творческие способности, формы самоутверждения; ориентация на искусство и постулирование творческой сущности человека. В процессе творческой деятельности человек создает новый мир и самое высокое, что есть в мире - себя самого по законам красоты; ориентация на личностно-материальное понимание мира. Гуманизм эпохи Возрождения. Новая светская культура, появившаяся прежде всего в Италии в XIV веке, получила название гуманизма. Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность. Родоначальник - Франческо Петрарку. С его точки зрения, философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. В истории философской и общественно-политической мысли эпохи Возрождения значительную роль сыграла работа Мишеля Монтеня «Опыты». Французский мыслитель не ставил перед собой цель разработать новую философскую систему. Но в тоже время он испытал влияние определенной философской концепции – античного скептицизма. Скептицизм М. Монтеня направлен против схоластической и религиозной идеологии, выдававших свои положения за абсолютные истины. Философия прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Натурфилософия. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Общие черты натурфилософских концепций: пантеизм; идея бесконечности природы; органистический взгляд на мир(аналогии между организмом человеческим или животным); рассмотрение человека как частицы природы; диалектичность. Первым натурфилософом был Николай Кузанский. По своим философским воззрениям Николай Кузанский – идеалист, признающий в качестве высшего только Бога. Как математик Кузанский стремился осмысливать явления природы в математических образах и понятиях. Мир не имеет окружности и центра, как считалось со времен Аристотеля. Земля не составляет центр мира. Утверждая бесконечность Вселенной, отсутствие границ в ней, Н. Кузанский доказывает наличие всеобщей связи между явлениям и вещами природы. Природу он рассматривает как живой и одушевленный организм, одно из важнейших проявлений этого организма – человеческое существо. Кузанский выделил четыре ступени познания. Первая ступень – чувственные ощущения. Над ощущениями возвышается рассудок. Высшая ступень познания – разум. Четвертая ступень - интуиция. Джордано Бруно. В онтологии Бруно продолжает идеи Н. Кузанского о бесконечности природы и бесчисленности миров. Бруно - один из главных представителей органистического взгляда на мир, он рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом. Он утверждает идею несотворенности и извечности материи, подчеркивает неразрывность материи и формы. Чувственное познание не может предоставить истинного познания. Крупнейший недостаток чувственного ощущения в том что, оно не видит бесконечное. Источник внутреннего родства противоположностей – бесконечная субстанция. Эти воззрения сближают Бруно с некоторыми взглядами представителей естественнонаучного направления в философии Возрождения – Леонардо да Винчи, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли, правовая теория Ж. Бодэна и социологические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных