Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблем метода научного познания в философии Нового Времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.




В 17 веке цель науки понимается как увеличение власти человека над природой. Это требует совершенствования методов познания. Поэтому и в философии на первый план выходят проблемы гносеологии.

Философия выходит из принципа познаваемости мира, и сама философия существует как форма рационально-теоретического познания. Перед философией стоят две основные задачи:

-создание логически обоснованного метода познания;

-построение общей целостной системы знаний о мире.

В ходе решения этой задачи сформировалось два гносеологических направления:

1) эмпиризм (признаёт, что главным источником познания является чувственный опыт);

2) рационализм (утверждал, что данные чувственного восприятия недостаточно надёжны, поэтому главный источник познания – разум, теоретические приёмы).

Разновидностью эмпиризма стал сенсуализм, который снижает понимание чувственного опыта до ощущений.

Т.о., в 17 веке в философии преобладала проблема разработки эффективного метода познания.

Родоначальник эмпиризма – французский философ Фр. Бэкон (1561 – 1626 гг.). Его творчество – переходный этап от ренессансного стиля к новоевропейскому. Он первым поставил цель создать подлинно-научный метод, считал, что наука находит своё оправдание в практическом применении, особо полезны естественные науки, которые дают власть над природой. «Знание есть сила». Знание является силой, когда постигаются законы природы. Тем самым Бэкон отвергает схоластику, социальный идеал познания, утверждая, что не может быть знаний без эксперимента. Главное препятствие на пути познания он видит в особенностях познающего субъекта, в укорениваемых в его сознании стереотипах и заблуждениях. Поэтому метод Бэкона состоит из двух частей: разрушительной (т. е. очищение ума от заблуждений) и созидательной (содержание разработки собственно научного мира).

Идолы:

-рода; -пещеры; -площади; -театра.

Метод Бэкона – индукция, в процессе которой рассуждение движется от частного к общему. Частное – опыт, эксперимент; общее – вывод.

Учение о методе выявило склонность Бэкона к материализму. Более всего это проявляется в его истолковании познания как отражения природных процессов в сознании человека.

Эмпиризм в своём развитии сформировал несколько разновидностей. Одна из них – сенсуализм. Эмпиризм Бэкона материалистичен. Идеалистический эмпиризм выводит опыт не из природы, а из представлений и ощущений самого субъекта. Эту форму эмпиризма развивали английские философы 18 века Дж. Беркли и Д. Юм.

Рационализм.

Основоположник рационального метода познания – Рене Декарт (1596 - 1650) (картезианство – учение Декарта). Его стиль мышления сложился под влиянием занятий математикой. Он развивал в себе склонность к обобщённому представлению – универсальный характер. Его метод можно назвать гипотетико-индуктивным и аксиоматическим. Декарт полагал, что всё знание о действительности можно вывести непосредственно из человеческого разума методом дедукции.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Познание опирается на интеллектуальную интуицию (способность разума усматривать внутри себя некоторые первоначала (всеобщие наиболее простые истины)).

В этих взглядах Декарт опирался на представления о врождённых идеях, изначально заложенных в сознании человека Богом. Эти врождённые идеи составляли исходный пункт познания.

Главный методологический принцип Декарта – сомнение. Во всём должно сомневаться. Безусловно достоверным является лишь факт наличия мышления у субъекта («Я мыслю, следовательно, я существую»). Сомнению следует подвергать результаты чувственного опыта и эксперимента. Сомнение продолжается до тех пор, пока посредством интеллектуальной интуиции будут обнаружены в сознании субъекта те положения, которые не вызывают сомнений, представляются ясными и очевидными. Из этих положений разум выводит следствия путём дедукции.

Метод Декарта утверждал приоритет разума в процессе познания, независимость разума от чувственного опыта. Тем самым в гносеологии Декарт выступал как идеалист, не рассматривая материальную, объективную основу познания.

Сенсуализм в философии Нового времени. Вопросы познания в философии Дж. Локка, Г. Лейбница, Дж. Беркли и Д. Юма.

Сенсуализм – направление гносеологии, признающее источником знания человеческие ощущения.

Сенсуализм близок к эмпиризму. Ощущения – результат непосредственного воздействия окружающей действительности на органы чувств человека. Эти воздействия и составляют первичный акт познания. Всё содержательное познание сенсуализм выводит из ощущений. Идеи материального сенсуализма развивал английский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.). Согласно Локку, сознание человека от рождения - чистая доска. Оно наполняется содержанием посредством опыта, ощущений. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах прежде». Разум позволяет обобщить результаты ощущений и формирует из них сложные идеи. Т.о., сознание включает и опыт, и обобщённые идеи. Результаты познания истинны, если идея сообразуется с действительностью.

Немецкий философ Лейбниц, представитель рационализма, пытался найти компромисс между сенсуализмом и рационализмом. Он считал, что нельзя из чувства вывести интеллект. Сознание от рождения – нечистая доска, в нём изначально заложены контуры интеллекта. «Нет ничего в разуме, кроме самого разума». Лейбниц не отражал роль чувственного опыта, но стремился выявить взаимодействие между чувствами и понятиями. И Локк, и Лейбниц стоят на позициях познаваемости мира.

Иную позицию занимали английские философы Дж. Беркли и Д. Юм. Беркли выдвигал принцип «Существовать – значит быть воспринимаемым», отвергал наличие объективной основы ощущений, считал, что идея сознания – не результат действия внешнего мира на чувства, они вложены в душу человека Богом. Нет материи как чего-то объективного, нет ничего, кроме сознания субъекта. Всё существующее есть комбинация ощущений субъекта. Всё объективное оказывается сведённым к субъективному. Получается, что сознание может познать лишь самого себя. Отсюда отсутствие критерия истинности, так как результаты познания всегда субъективны.

Взгляды Беркли разделял Д. Юм, который также приходил к агностицизму, но через скептицизм.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных