Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И. Кант как основоположник немец.классической фил-ии. Концепция познающего субъекта в фил-ии Канта.




В творчестве Канта выделяют 2 периода (их рубеж – 1770 г.):

докритический (Кант занимался проблемами космологии (проис-ие Вселенной)).

«Всеобщая естест. история и теория неба» (обосновал идею естест. возникновения Вселенной в результате преобраз-ийкосмич. вещ-ва).

критический (Кант обращается к проблемам познания).

«Критика чистого разума»; «Критика практич. разума» (этическое учение); «Критика способности суждения» (многое об эстетике, но продолжется работа о разуме).

Кант предпринял критич. анализ фил-ии, чтобы выявить возмож-ти и границы чел. разума в познании. В любом объекте познания выделяет 2 стороны:

1) внеш. поверх-ное представление об окруж. действ-ти, основанное на повседневном опыте. Здесь человек познаёт явления, феномены;

2) скрытая сущность вещей, о которой человек ничего не знает (ноумен – «вещь в себе»).

Кант утверж-ет, что наше знание о предмете – это знание о явлениях, но не о сущности. «Вещи в себе» остаются непознаваемыми. В теорию познания Кант вводит понятие априорного (врождённого) знания. Все познават. способности человека исходят из априорного знания и им огранич-ся. Т.о., человеку доступно только чувств.познание, практ. опыт. Чем дальше познание отрывается от чувст, тем более разум впадает в противоречие (антиномия разума).

Процесс познания движется от чувст. опыта к рассудку, затем – к разуму. Чувственность, рассудок и разум – формы познав.деят-ти человека. Кант различает разум практический (позволяет ориент-ся в повседневности) и чистый, или теоритический разум (познает мир). Поскольку возмож-ти чистого разума ограничены, он не в состоянии познать «вещи в себе». Учитывая познав.возмож-ти человека, Кант утверж-ет: «Мы познаем вещи не такими, какими они явл-ся в действит-ти, а такими, как они представляются чел. разуму.».

Учение Канта – агностицизм. Важный вывод: знание зависит не от объекта познания, а от познав.способности субъекта. Его учение – объект.идеализм.

 

18. Философская система Гегеля. Диалектика Гегеля и её и её значение для развития научной мысли.

Гегель завершает идеализм немецкой классики. Свою фил-ию считает наукой о духе, идее. Его задача – познать законы развития духа. Этой задаче он посвятил свои работы «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия фил.наук».

В фил-ии Гегеля выделяют фил.систему и учение о методе. Система Гегеля – абсол. идеализм. Он пытается объяснить весь прир., социал. и духов.мир при помощи понятия абсолютной идеи. Абс. идея – чистая мысль без своего носителя. Идеи – основание всего: и природы, и общества, и чел. деят-ти. Тем самым Гегель реализует принцип тождества бытия и мышления. По его идее, бытие повторяет развитие духа. Развитие мира он представляет как развитие абс. идеи.

Развитие идеи осущ-ся в 3 этапа:

1) чистая мысль в отсутствие предмета;

2) абс. идеи порождают мат. мир (природу), что приводит к появлению человека и его сознания;

3) происх-ит развитие сознания человека, кот-ое проходит стадию субъект.духа, затем – объект. духа, корт. выражается в формах религии, фил-ии, права.

На этой стадии осущ-ся самопознание абс. идеи, она возвращается в исходное состояние чистой мысли.

Система Гегеля - объект.идеализм. Система имеет замкн. харак-ер. Следствием этой концепции было признание факта, что челов-во уже пришло к высшему этапу своего развития.

Метод Гегеля – диалектика (учение о всеобщей связи и развитии). Гегель создал вторую историческую форму диалектики – идеалистич. диалектику. Он разработал ряд основных диалект. категорий (причина – следствие, форма- содержание, предмет – сущность).

Он сформулировал 3 закона диалектики:

1) Закон борьбы противоположностей (показывает внутр. источники развития);

2) Закон перехода количеств.изменений в качественнные (объясняет механизмы развития);

3) Закон отрицания трицания (выражает результат и направление развития).

Диалект.метод Гегеля находится в противоречии с его системой; фил. система замкнута, имеет циклич. форму и тем самым отрицает развитие, а метод диалектики, напротив, указывает, что развитие - вечный и непрер. процесс.

19. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса: основные идеи.

Марксизм начинается с 1844 как учение, когда вышла работа «Философско- эконом. рукописи» Маркса и Энгельса. Основные достижения марксизма в области фил-ии – создание исторического материализма и диалектич. матер-зма.

Диалек. матер-зм – разработка вопросов диалектики мира, природы. Истор. матер-зм – материал.понимание общества и его развитие. Здесь выражена идея: бытие человека определяет содержание его сознания. Матер. отношения (прежде всего отношения мат. произв-ва) определяют образ жизни, распределение соц. ролей и т.д.. Экономич. базис определяет харак-ер обществ.надстройки. К базису отн-ся мат. произв-во и отношения по поводу производства. К надстройке отн-ся соц. структура, полит.институты и отношения, общест. сознание.

Учение о матер.-произв. отношениях и их роли можно харак-ть как экономический детерминизм. На основе этого учения сложилась теория общест.-эконом. формАции. Марксизм выделяет след.типы формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных