Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Познание как процесс. Чувственное и рациональное в процессе познания, их формы и соотношения. Субъект и объект познания.




Учение о познании – гносеология. В истории фил-ии несколько гносеологич. подходов:

1)агностицизм(гнос. пессимизм) - отрицание возможности полного и достоверного познания (Кант) 2) гностицизм(гн. оптимизм) – утв, что мир познаваем исчерпывающим…

Материалисты считают, что нет не преодолимого различия между явлением и вещью в себе.

Чел-к способен наиболее точно познавать мир. В целом возм-сть познания мира вопрос мировоззренческий и составляет вторую сторону мирового вопроса фил-ии. Основные вопросы гносеологии: насколько познаваем мир? Как чел познает мир? Как подтвердить достоверность знаний? Комплекс этих проблем занимает 2ое место в струк. фил-ии после онтологии.

Основная проблема – проблема границ познания. Часть философов предполагали, что возможность познания ограничивается лишь способностью человека и его восприятием. Мир не таков как познается – было известно ещё в древности. Процесс познания предполагает взаимодействие познающ. субъекта с объектом познания. Объект познания – предмет, либо явление, вовлеченное в процесс познания. Познание не возможно без воздействия внешних предметов на сознание чел-а. В целом объект познания – бытие. В конкретном случае – объект, реальность, объективный или субъективный мир, а так же сам процесс познания. Объект позн. независимо от субъекта. Субъект познания – чел, индивид, способный отражать в своем сознании объект познания. Является носителем мет и дух действительности. Ист активности направлен на объект. Такое опр. не достаточно. Чел не изолир.сущ-во, т.к. он усваивает чел.опыт познания, накопленный всеми предшеств. поколениями. В проц-е познания участвуют интел.способности индивида и его знания, приемы, способности, установки и убеждения, кот-ые сформировались у субъекта обществом. Процесс познания поэтому социально обоснован. Проблема взамиодействия объекта и субъекта – 1 из главных в гносеологии.

Чувственное и рац.познание.

Знание человека одейств первоначально сущ. в виде образов сознания. Эти образы имеют специфику, по характеру их формирования и по способу их существования. Фил-ия нового времени выделила 2 формы познания: Чувственное и рациональное. (оценка роли в Эмпиризме и рационализме) Чувственная ступень познания является истор и логически первой. Чув (эмпирич/опытное) знание обусловл. непосредственным контактом чела с окр.действительностью чела. Формы чувств познания: 1) Ощущения (наиболее элементарн форма отражения следствия действия внешних объектов на органы чувств чела) 2) Восприятие – целостный чувственный образ предметов и процессов данной сознанию посредством наблюдения.(много ощущений в 1) 3) Представление – опосредованный целостный образ действит.сохр и воспроизведение в сознании при участии памяти. Рацион-рассудочное познание. Это процесс абстрактного отвлеч от частных несущественных св-в предметов обобщ.мышление. Оно мб определено как логич.мышление. Мышление – активный процесс познавательной деятельности сознания,действ на том ур-не где нет непосредственного контакта с объектив действительностью. Мышление осущ в след формах:

1)Понятие – форма мысли,отраж общее существенное св-во связи и отношения действительности с представл.понятием сближает обобщопосред.характер. преставление – наглядный образ, а понятие лишено наглядности. 2) Суждение – форма мысли, в кот утв что-либо о чем-либо. Суждение строится на основе понятий. 3)Умозаключение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных