Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общество как системное образование. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.




Общество – исторически конкретное устойчивое образование, целостность, имеющая внутренние механизмы воспроизводства, самоорганизации и саморегулирования. Это позволяет рассматривать общество как сложную систему, т.е. совокупность элементов, объединенных упорядоченной взаимосвязью и взаимодействия. Целостность системы обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни. Общественное производство – процесс, получающий все необходимые слагаемые жизни людей:

-воспроизводство самих людей (+семейно-бытовые отношения)

-материальное производство (производство материальных условий жизни людей)

-духовное производство (создание знаний, опыта, ценностей)

-управление (обеспечение согласованности и целостности общества)

В силу сказанного принято условно делить общество на отдельные сферы, каждая из которых выполняет определенные необходимые задачи в рамках общественного организма. Такое деление является только условным, т.к в реальности все сферы тесно взаимосвязаны.

1. Экономическая подсистема функционирует на основе материального производства, представляет собой совокупность различных форм деятельность в сфере материального производства. В этой сфере реализуется хозяйственная жизнь общества, воплощаются научно технич.достижения и осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Основной тип отношений – производственные отношения. Собственность – право распоряжаться и использовать нек. долю общественного богатства. Форма собственности решающим образом влияет на всю сферу общественного производства. В собственности могут находиться: средства производства, рабочая сила, результаты материального производства. Собственность – институт экономической сферы, но его действия затрагивают и др. сферы Так исторически сложившееся разделение труда и институт собственности обуславливает соц. стр-ру общества. На этой основе складываются социальные и профес. группы. Собственность определяет право распоряжаться не только матер.рес-ми, но и людьми – переход экономических отношений в политические. Многие соц-эк. Проблемы м.б. решены при помощи полит средств. Способ пр-ва и отношения собственности влияют и на дух.сферу общества: воздействие через соц-эк отношения на сознание людей, мораль, иск-во.

2. Социальная подсистема – сфера взаимоотношений между соц. группами общества по поводу социальных условий их жизни и деятельность. Социальные отношения включают в себя все совокупность вопросов, связанных с существованием и разрешением противоречий в условиях социального расслоения общ-ва, касаются соблюдения социальной справедливости, соц. гарантий, права на соц. защиту и т.д. Эти вопросы касаются сфер трудовой деятельности, быта людей, образования, здравоохранения. Степень удовлетворения социальных потребностей опред. через различные показатели: ур., кач-во жизни индивида, семьи, соц. гр. Эти показатели указывают на эффективность функционирования соц. подсистемы.

3. Политическая подсистема – сфера отношений по поводу власти между социальными и национальными группами, а также разного рода организациями. Главное назначение полит.системы – регулирование общественной жизни, поддержание целостности общественных организаций. Основными институтами являются власть и государство. Власть – способность осуществлять свою волю в рамках определенного сообщества людей. Гос-во – осн. институт власти, концентрирующий в своих руках власт. полномочия и средства их осуществления. Политические отношения – отн. по поводу формирования, распределения, использования власти в обществе, а также реализация полит.прав и свобод отд. полит. субъектов.

4. Духовная подсистема связана с производством духовных ценностей, т.е. знаний, моральных норм, традиций, образцов деятельности и поведения. Дух.сфера формируется исторически, воплощает геогр., нац., религ. и др. особенности развития общества. Она включает в себя элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных дух.потребностей. На этой основе в обществе складываются особые отрасли дух.производства и соотв. им институты: наука, образование, иск-во, а также средство сохранения и передачи информации. В дух.подсистеме функц-т общественное соз-е, т.е. целостное дух. явление, представляющее ид. образ мира, формируемый соц. образ мира, формируемый соц. общностями под воздействием надлич. факторов, т.е. мат. условий жизни и дух. культуры общества. Общ.сознание включает 2 ур:

-обыденное (накопленный поколениями опыт деят-ти, нормы, обычаи, нек. мировоззренческие представления в нар худ.тв-ве)

-теоретическое (осмысление явлений общественной жизни, выступает как система логически взаимосвязанных положений)

Общ.сознание несет печать субъективности. Это обнаруживается в элементах: общественная психология и идеология. Общ.сознание неоднородно. Формы общ. сознания: полит., правовое, моральное, эстетическое, религ., филос., научное.

 

46. Человек в историческом процессе: объективное и субъективное, свобода и необходимость.

Исторический процесс – поступательное развитие общества от низшего его состояния к более высшему. Исторический процесс развивается через взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы – все условия, которые существуют независимо от сознания и воли людей и определяют характер их деятельности.

Субъективные факторы – деятельность отдельных индивидов, больших и малых социальных групп, общественных и политических организаций, способных своими действиями влиять на общественный процесс.

Развитие общества происходит не стихийно, починяются закономерностям, но закономерности эти прокладывают путь через порой случайные и хаотичные действия людей.

Признание исторической необходимости ставит вопрос о роли человека, как субъекта исторического процесса. Этот вопрос в истории философии получил различное толкование:

-фатализм утверждает предопределенность хода истории и невозможность повлиять на нее со стороны субъекта

-субъективный волюнтаризм (абсолютная роль субъекта)

-социальный детерминизм (действия субъектов в историческом процессе даже помимо их собственной воли определяется историч. социальными условиями, которые способствуют или мешают субъективным стремления субъектов)

Реальная связь субъективного и объективного сост. в том, что О. потребности людей заставляют их действовать в определенном направлении исходя из имеющихся возможностей…

Все люди включены в исторический процесс. Субъектами исторического процесса они являются в той мере, в какой осознают свою деятельность, ее цели, свое место в обществе.

Деятельность масс выражается в развитии материальной и духовной культуры, в участии в масс.движении и процессах. Эта деятельность движет историю. Однако важ. роль принадлежит выдающимся личностям. Деят-ть личности в определенный момент может оказаться решающее влияние на ход истории, если эта личность умеет верно уловить историческую тенденцию и использовать имеющиеся возможности для реализации этой тенденции.

Античные философы считали, что свобода доступна лишь богам. Человек же игрушка в их руках. Он раб своих страстей и внешней необходимости. Этот взгляд отражал тот уровень общественного развития, когда человек был слаб и беспомощен в борьбе со стихийными силами природы и классовой эксплуатацией. Христианские богословы и философы считали, что человек может быть свободен, но понимали свободу очень ограниченно. Свобода, по их мнению, состоит в возможности выбора одного из двух путей: совершать поступки, угодные богу, и в награду за это попасть в рай либо же совершать поступки, угодные дьяволу, и в наказание попасть в ад.

Б. Спиноза считал, что в природе господствует необходимость. Человек же, обладая разумом, в состоянии познать эту необходимость. Благодаря этому он становится свободным. Свобода, согласно Спинозе,— познанная необходимость. Марксистское понимание свободы не сводит ее к одному лишь познанию необходимости, оно связывает ее с практической деятельностью людей. Быть свободным — значит уметь познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать эти решения в действительность. Энгельс поэтому подчеркивал, что свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны, диалектически взаимодействуют. При этом свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободы личности, свободы выбора в общественной деятельности людей, но предполагает ее и включает в себя как свой результат.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных