Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретический материал.




На рисунке показаны графики тригонометрических функций синуса и косинуса с разними значениями аргумента.

При параллельном переносе графиков тригонометрических функций можно применять набор шаблонов. Шаблоны можно изготовить самим, из картона или из других материалов. Единичный отрезок 1 сантиметр. Это самый удобный масштаб для работы с графиками тригонометрических функций. Без труда можно нанести разметку на оси Ох и, самое главное, повторять доли числа ! А это очень важно, т.к. затем можно быстро найти длины векторов параллельного переноса: – на 6 клеток, /2 – на 3 клетки, /4 – 1,5 клетки, /3 – на 2 клетки, /6 – на 1 клетку.

Например, чтобы построить график функции у=sin(x – ) приложим шаблон так, чтобы одна из вершин нашего шаблона ("макушка" волны) была в точке ( /2; 1). Это синусоида. А теперь сдвинем вправо на , т.е. на 6 клеток. В одной системе координат можно построить несколько графиков. Можно использовать цветные пасты, но это не обязательный атрибут в работе. Обязательным же является оформление аналитической записи функции рядом с графиком.

При построении графиков с помощью шаблонов проверять ключевые точки. Например, точки пересечения с осью Ох или вершины синусоиды. Например, сдвинув синусоиду на /3, нужно посмотреть, что все точки пересечения сдвинулись ровно на 2 клетки.

График функции y=f(x+a) можно получить, выполнив параллельный перенос вдоль оси Ох на а единичных отрезков вправо, если а<0 и на а единичных отрезков влево, если а>0.

График функции y=f(x)+a можно получить, выполнив параллельный перенос вдоль оси Оy на а единичных отрезков вниз, если а<0 и на а единичных отрезков вверх, если а>0.

 

Решение примеров и задач (алгоритм выполнения задания):

Задание 1. Строим систему координат. Делаем разметку...

Как выполнить построение графика функции y=sin(х – )?

Сначала, "Зацепились" за макушку волны, например, точку ( /2; 1), переместили шаблон на 6 клеток вправо. Подписали график. А теперь посмотрим, как изменились свойства функции.

На доске оформлена таблица свойств функции y=sinx. Проверяем свойства функции и заполняем правую часть таблицы. Если свойство не изменилось, то для экономии времени просто ставлю знак "+".

 
y= sinx y= sin(x – )
D(y): x R не изменилось
E(y): y [–1; 1] не изменилось
yнаиб. = 1, при х= /2 + 2 n не изменилось при х= – /2 + 2 n
yнаим. = – 1, при х= – /2 + 2 n не изменилось при х= /2 + 2 n
нечетная функция не изменилось
T=2 не изменилось
у=0, при х= n не изменилось
у>0, х (2 n; + 2 n) (– +2 n; 2 n)
у<0, х (– +2 n; 2 n) (2 n; + 2 n)
возр. х [– /2+2 n; /2+ 2 n] [ /2+2 n; 3 /2+ 2 n]
убыв. [ /2+2 n; 3 /2+ 2 n] [– /2+2 n; /2+ 2 n]

Здесь, везде n Z.

Задание 2. Работаем аналогично.

 
y=cosx y=cosx + 2
D(y): x R не изменилось
E(y): y [–1; 1] E(y): y [1; 3]
yнаиб. = 1, при х=2 n yнаиб. = 3, не изменилось
yнаим. = – 1, при х= + 2 n yнаим. = 1, не изменилось
четная не изменилос
T=2 не изменилось
у=0, при х= /2+ n нулей ф-и нет
у>0, х (– /2+2 n; /2+ 2 n) у>0, x R
у<0, х ( /2+2 n; 3 /2+ 2 n) значений нет
возр. х [– +2 n; 2 n] не изменилось
убыв. [2 n; + 2 n] не изменилось

Здесь, везде n Z.

Задание 3. Решить самостоятельно, с последующей проверкой.

Решите примеры:

Задание 1. Функция y=sin(x + 3 ).

1. Какое преобразование надо выполнить и что произойдет с данным графиком?

2. Почему же при этом преобразовании графики полностью совместились?

3. Приведите свои примеры таких функций?

Задание 2. Функция y=cos(x + 3 ).

4. Какое преобразование надо выполнить и что произойдет с данным графиком?

5. Почему же при этом преобразовании графики полностью совместились?

6. Приведите свои примеры таких функций?

Вопросы для самоконтроля:

1. Как преобразуются графики тригонометрических функции?

2. Что такое «синусоида»?

3. Что такое «косинусоида»?

4. Что такой параллельный перенос графика?

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

1. Башмаков М.И., математика: учебник для нач. и сред. Проф. образования, -М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010.- 256 с.

2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005.

3. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005.

4. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.

5. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.

Дополнительные источники:

1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.

2. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.

3. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005.

4. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005.

5. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.

6. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.

7. Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004.

8. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.

9. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003.

10. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003.

11. Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004.

12. Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003.

13. Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.

Интернет ресурсы:

1. Колмогоров А.Н. (ред.) — Алгебра и начала анализа: Электронная книга. Lib.mexmat.ru/books/3307

2. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. Мордкович

e-ypok.ru/content/

3. Математика для колледжей» Математический Портал – библиотека math-portal.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных