Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






по сенсорному воспитанию 4 страница




• фиксация практических действий детей с объектами неживой природы в речевых высказываниях;

• включение детей в совместную игровую и трудовую деятельность с объектами неживой природы, использование комплекса дидактических игр.

Организация практической преобразующей деятельности детей с объектами неживой природы оказывается наиболее эффективным приемом. Например, в целях формирования представлений о влиянии воды на живую природу можно предложить детям наблюдение весной за двумя веточками с почками. Одну из них ставим в вазу с водой, другую — в вазу без воды. Каждый день организуется наблюдение детей за этими веточками и их сравнение. После двух-трех дней наблюдений дети отмечают, что на первой веточке появились листочки, а на другой — почки увяли. С детьми уточняется: там, где была вода, — появились листочки, а там, где ее не было, — почки завяли. В дальнейшем детям предлагается зарисовать эти веточки и ответить на вопрос: «Почему увяла веточка?» Такого рода занятия способствуют обогащению чувственного опыта детей: их учат наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления. Все это подготавливает детей к восприятию и пониманию художественных произведений, к словесным описаниям явлений окружающей действительности (отгадыванию загадок, решению логических задач). Например: «Летом серый, зимой белый, никого не обижает, а сам всех боится», «Утром девочка Катя проснулась, посмотрела в окно и сказала: „А ночью шел дождь“. Как Катя догадалась, что ночью шел дождь?»

На третьем году обучения существенно расширяются представления детей о живой природе. Дети знакомятся с детенышами домашних и диких животных. Нужно, чтобы у детей сформировались представления об их частях тела, о том, что домашние животные живут рядом с человеком, а дикие — в лесу, о том, как спасаются животные зимой от холода и голода; важно закрепить у детей умение узнавать животных по описанию их внешнего вида и образа жизни. Например: «Рыжая, хитрая, с пышным мехом и длинным хвостом, в лесу живет, сидит под кустом»; «Серый, колючий, живет в лесу, ест грибы и ягоды, не боится лисы». Это умение совершенствуется также в процессе дидактических игр, при чтении художественных произведений, отгадывании загадок и решении логических задач.

При формировании представлений детей о временах года нужно углубить их знакомство с таким временем года, как лето, обращая их внимание на характерные признаки лета и характерные особенности деятельности людей в летний период. Закрепляя представления детей о частях суток, нужно учить их устанавливать последовательность событий по серии сюжетных картинок, объяснять их: с чего все началось, что было потом и чем завершилось действие. Продолжая формировать элементарные представления о скорости движения, нужно учить их сравнивать скорость движения разных объектов (машина двигается быстрее, чем человек; черепаха передвигается медленнее, чем собака). В практической деятельности детей также важно научить их менять скорость движения по словесной инструкции («Иди медленно, еще медленнее, а теперь быстрее»). В дидактических играх нужно дать детям опыт измерения продолжительности времени. Например, взять ленты длинную и короткую и предложить детям определить, кто из двух детей первым смотает ленту, а затем проверить это на личном опыте. После практического выполнения задания нужно обобщить в устных высказываниях результаты проведенного эксперимента, сказав при этом, что длинная лента будет сматываться дольше, а короткая — быстрее. Найти аналогии можно и в литературных произведениях, например: «Красная Шапочка пошла по длинной дорожке, а Волк побежал по короткой. Что в результате получилось?»

На четвертом году обучения продолжают совершенствоваться представления детей о человеке, его возрасте и связях возраста с основной деятельностью человека. Например, малыш сидит в коляске, играет с мамой; ребенок ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник ходит в школу; взрослые работают; пожилые люди находятся дома, заботятся о внуках, отдыхают. В процессе коррекционной работы важно закрепить знания детей о своей семье, о работе каждого члена семьи, об их взаимоотношениях, о своем домашнем адресе и пути следования к своему дому.

В процессе наблюдений и дидактических игр нужно расширить представления детей о профессиях почтальона, парикмахера и учителя. С этой целью с детьми проводятся экскурсии в школу, парикмахерскую. После экскурсии с ними проводится беседа по видеоматериалам или фотографиям о деятельности этих людей и о значимости этих профессий для других людей. Дети должны знать о роли этих профессий в человеческом обществе. В повседневной жизни дошкольников нужно стимулировать их самостоятельные действия при организации сюжетно-ролевых игр с опорой на представления о той или иной профессиональной деятельности.

На последнем году обучения у детей формируются представления о школе и деятельности ребенка в ней. Нужно их познакомить с названиями школьных принадлежностей, с их функциональным назначением.

При закреплении представлений о предметном мире нужно продолжать формировать представления детей об орудиях человеческого труда (совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток, грабли); учить детей классифицировать объекты и предметы по категориям «живое», «неживое».

Наряду с этим большое внимание уделяется ознакомлению детей с живой, неживой природой и явлениями природы. Целенаправленные наблюдения на прогулках и экскурсиях должны быть связаны продуктивными видами деятельности на занятиях.

На занятиях углубляются представления детей о характерных признаках, образе жизни, повадках диких, домашних животных и птиц. В процессе дидактических игр необходимо создать условия для того, чтобы дети могли соотнести определенный образ жизни животных и птиц с постоянно меняющимися временами года.

В третьем квартале последнего года обучения дети знакомятся с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей). Их нужно научить наблюдать за этими перемещающимися представителями фауны. Дети должны учиться выделять насекомых среди других живых существ, выделять и называть их отдельные части тела, иметь базовые представления об их образе жизни и повадках.

Важно подвести детей к обобщенным представлениям о животном мире. Например, можно предложить детям подобрать картинки с изображениями знакомых животных («Возьми все картинки, на которых нарисованы все животные, которые умеют ползать, а теперь тех, кто умеет летать»). Если взрослый спрашивает о том, чем отличается муха от бабочки, то ребенок может ответить: «У мухи маленькие крылья, а у бабочки большие красивые крылья». И это будет ответ с высоким уровнем обобщенности для умственно отсталого дошкольника.

Представления детей о мире растений также продолжают обогащаться. На занятиях и в свободной деятельности детей, на прогулках и экскурсиях нужно познакомить детей с некоторыми цветами и ягодами: одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина. Далее изображения этих же растений начинают использоваться в качестве дидактического материала во время игр и занятий. Можно предложить детям игры: «Парные картинки» (по растениям), «Угадай, что изменилось», «Какого цветочка нет?», «Что где растет?»

Продолжается работа по формированию временны́х представлений у детей: расширяются их представления о частях суток, о цикличности чередования различных частей суток и времен года. На занятиях с детьми проводятся целенаправленные наблюдения, результаты которых фиксируются в продуктивных видах деятельности, беседы, рассказы по картинкам, дидактические игры «Когда это бывает?», «Что вначале, что потом?».

Важно также формировать у детей элементарные представления о скорости движения и практическую ориентировку во времени. С этой целью детей знакомят с измерительными приборами времени (секундомер, песочные часы), с длительностью исходной единицы времени — минутой.

К концу года еще раз повторяется материал о цикличности времен года, об их специфических признаках и своеобразии поведения человека в разные времена года и части суток.

 

 

Развитие речи и формирование коммуникативных

способностей

 

Данный подраздел программы является составной частью раздела «Познавательное развитие».

Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей занимаются как педагоги дошкольного учреждения, так и родители в семье. В то же время на занятиях по развитию речи выделяются специфические задачи, направленные на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. Поскольку развитие речи пронизывает всю жизнь ребенка, задачи его обучения на специальных занятиях направлены на формирование языковых способностей, осуществляемых планомерно и поэтапно. Однако рамки занятий по развитию речи не ограничивают работу в этом направлении. Речевое развитие ребенка осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, в процессе игровой и продуктивной деятельности ребенка, на прогулках и экскурсиях, в свободной деятельности детей.

Общеизвестно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для его развития являются: коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность органов артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника.

Обучение детей на специальных занятиях предполагает также формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и развиваются.

Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех дошкольников различный. Но постоянное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание позитивной динамики придают этой работе первоочередное значение. Успех ребенка должен быть подчеркнут радостью окружающих его людей, в том числе и сверстников по группе. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность как в отраженной речи, так и в активной, как в ее понимании, так и в воспроизведении.

Родители детей должны быть информированы об основных этапах развития речи у их ребенка, о тех формах, которые нуждаются в закреплении в процессе общения с ребенком дома, о ближайших перспективах развития самого ребенка, отражающих актуальный уровень его языковых способностей.

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду — обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. При этом необходимо формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкцию: «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.

В детском саду дошкольник овладевает важнейшей формой речевого общения — устной речью. Существуют две основные формы обучения речи: первая — работа по речевому развитию детей в их свободном общении с окружающими взрослыми (педагогический и технический персонал) и друг с другом; вторая — специальные занятия по развитию речи. Во время выполнения режимных моментов, прогулок, игр, труда, праздников и развлечений, при ознакомлении с окружающим, во время неречевых занятий происходит свободное речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. В ходе этого общения обогащается речевая практика ребенка.

Обучение на занятиях проводится в соответствии с основными принципами дидактики: в определенной системе, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, при постепенном и последовательном усложнении содержания.

Пришедшие в группу первого года обучения умственно отсталые дошкольники находятся на разных уровнях речевого развития:

1) безречевые дети. В общении ребенок пользуется отдельными звукоподражаниями и интонированными криками;

2) дети, имеющие определенный словарный запас. В общении ребенок пользуется отдельными словами и усеченной или однословной фразой;

3) дети, имеющие фразовую речь. В общении ребенок пользуется фразой, в большинстве случаев двусоставной, с фонетическими и грамматическими искажениями.

С учетом вышесказанного, работа по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Фронтальные занятия по развитию речи проводятся в соответствии с расписанием четыре раза в неделю в каждой возрастной группе. Для проведения логопедических занятий группа делится на две подгруппы. В подгруппу подбираются дети с примерно одинаковым уровнем интеллектуального (а не речевого!) развития. Такое деление обусловлено тем, что при одном и том же содержании методы обучения в подгруппах будут различными. На четвертом году обучения фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. Фронтальные занятия планируются педагогом-дефектологом в соответствии с требованиями программы и уровнем развития детей.

Индивидуальные (логопедические) занятия с каждым ребенком должны проводиться не менее четырех раз в неделю. Логопедический диагноз ставится дефектологом после тщательного обследования ребенка. Индивидуальная работа планируется дефектологом с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. Она проводится по отдельному плану и расписанию.

Занятия по развитию речи являются частью общей коррекционно-воспитательной работы, проводимой с умственно отсталыми детьми в специальном дошкольном учреждении. Учитывая быструю утомляемость детей и плохую концентрацию их внимания, необходима смена видов деятельности, поэтому каждое занятие дефектолога с детьми строится комплексно. Оно включает в себя различные виды работы.

Время, затрачиваемое педагогом на каждый вид работы, зависит от конкретного содержания, методических приемов и других условий, поэтому длительность занятия по развитию речи не должна превышать 10—15 минут на первом и втором годах обучения и 15—20 минут на третьем и четвертом годах. Общая же длительность всего занятия, включающего разные виды работы, составляет от 20 до 35 минут в зависимости от года обучения и возраста детей.

Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей, а не ориентироваться на те игры, которые используются для формирования подлинно игровой деятельности умственно отсталых дошкольников.

При планировании материала дефектолог должен учитывать, что для его усвоения умственно отсталым детям требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость — один из основных принципов обучения умственно отсталых детей.

Лексический и грамматический материал должен повторяться не только на занятиях по развитию речи, но и в разнообразных видах детской деятельности.

В разных видах деятельности ребенок знакомится со словесным обозначением предметов, действий с ними, различных их качеств. Поэтому каждое планируемое занятие имеет не только специфическую для данного вида деятельности, но и речевую задачу. Необходимо помнить, что речевая задача в подобных занятиях не должна выступать на первый план, в качестве главной, она должна быть второстепенной, т. е., решаясь в процессе данной деятельности, не отвлекать от нее детей. Так, в процессе игры не надо требовать от детей постоянного речевого сопровождения, акцентируя все внимание на речи, полной и четко произнесенной фразе. Педагог и воспитатель должны руководить игрой детей и помогать им в попытках речевого оформления своих игровых действий и ситуаций, подсказывая вовремя слово, нужное ребенку, так, чтобы не прервалась игра.

Специальная речевая задача ставится на занятиях по развитию речи. При этом в процессе обучения необходимо использовать сочетание словесных и наглядных методов обучения. Занятие нужно строить так, чтобы для детей на первый план выступала не учебная, а игровая задача, в которой усвоение программного материала является условием достижения игрового результата.

В процессе занятий достигнуть этого можно усложнением материала по годам обучения, формированием обобщающих понятий. Так, на первом году обучения дети знакомятся с названиями предметов одежды; на втором году не только расширяют свой словарный запас по данной теме, но и знакомятся с обобщающим словом «одежда»; на третьем году узнают, что одежда бывает летняя и зимняя. При этом закрепление материала происходит также в процессе различных видов деятельности детей.

Формирование речи ребенка во многом зависит и от речи окружающих его взрослых. Речь должна быть эмоционально насыщенной, достаточно громкой (но не крикливой), неторопливой. Сплошной речевой поток, которым многие педагоги и воспитатели сопровождают все свои действия и действия детей, очень мешает восприятию речи, пониманию ее смысла. В таком случае умственно отсталый ребенок затрудняется в выделении информации из речевого потока, что приводит к нарушению контакта между ребенком и взрослым.

Речь взрослого должна быть образцом для подражания, организовывать поведение детей. В процессе общения, одновременно с организацией жизни и деятельности детей, при опоре на знакомый речевой материал необходимо вводить в речь детей новые слова и фразы, соотнося их с предметами или действиями. В результате такой работы будут накапливаться пассивный словарь умственно отсталого дошкольника и устанавливаться взаимоотношения со взрослым на основе понимания речи, что позволит руководить поведением ребенка и правильно организовывать его деятельность.

На занятия по развитию речи выносятся следующие направления работы:

I. Формирование речевого и фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте.

II. Формирование словаря:

а) развитие понимания речи окружающих,

б) обогащение и активизация словаря, обучение связной речи:

• формирование грамматических навыков,

• ознакомление с детской художественной литературой (обучение слушанию текстов и рассказыванию, заучивание наизусть).

В процессе занятий по развитию речи детей данной категории используются самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказывание текстов, сказок, рассказывание стихов, драматизация сказок, просмотр видеозаписей и др. Разнообразные методы и приемы работы способствуют формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Правильная организация работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении повышает эффективность этой работы. Под воздействием коррекционного обучения речь умственно отсталых детей дошкольного возраста значительно совершенствуется и, хотя и не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими и обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

 

 

Основные методы и приемы работы

по обучению грамоте

 

Обучение грамоте базируется на сложной психофизиологической структуре и включает: механизмы артикуляции и слухового анализатора; зрительную память и зрительный контроль; зрительно-моторную координацию и моторный контроль; перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки — звуко-буквенный анализ) (М. М. Безруких, 1995).

Подготовка детей к обучению грамоте включает в себя два основных направления: подготовку детей к письму и формирование элементарных навыков звукового анализа.

Подготовка к письму начинается с первого года пребывания детей в специальном дошкольном учреждении и проводится на протяжении всех последующих лет обучения, второе направление работы в форме занятий учителя-дефектолога и учителя-логопеда проводится только на последнем году обучения детей в системе дошкольного образования.

Развитие ручной моторики и подготовка детей к письму

Среди многих видов учебной деятельности старшего дошкольника овладение навыком письма является одним из наиболее сложных. В формировании навыков письма решающее значение имеют общие показатели уровня развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также уровень сформированности интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных. Наряду с этими умениями одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также базовых графических умений и навыков.

Трудности формирования графических навыков у детей 6—7-летнего возраста усиливаются тем, что у них: слабо развиты мелкие мышцы кисти руки; не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев; несовершенна нервная регуляция движений; низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам (непременная составляющая письма); не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка, учитывая его возрастные возможности и познавательные способности.

В специализированных дошкольных учреждениях компенсирующего вида много внимания уделяется подготовке детей к обучению в школе на различных занятиях продуктивными видами деятельности (конструирование, аппликация, лепка, рисование). Осуществляется она и в процессе познавательного развития, развития речи, обучения игре, физического и музыкального воспитания. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не воспроизводятся ни в рисовании, ни в лепке, хотя эти виды деятельности наиболее близки к письму. Процесс письма вовлекает в работу иные движения мышц пальцев и кистей рук. Зрительное восприятие также подчинено иным целям по сравнению с изобразительной деятельностью. Некоторые приемы, усвоенные детьми в процессе рисования (удержание карандаша, проведение прямых и косых линий, выполнение замкнутых контуров и др.), не совпадают с навыками, необходимыми ребенку-дошкольнику при усвоении графики письма.

При формировании навыков письма требуется соблюдение многих условий и отработка ряда приемов. Выделяется сложность распределения внимания, удержания в сознании нескольких задач одновременно: правильно сесть при письме, правильно расположить тетрадь, правильно держать ручку, правильно написать букву или слово и т. д. Ребенку трудно контролировать одновременно все приемы. Трудности в распределении внимания при письме продолжаются довольно долго, пока отдельные приемы не станут осуществляться автоматически. Достигается это в ходе постоянных упражнений (М. В. Антропова, 1970; М. М. Кольцова, 1983).

При обучении умственно отсталых детей письму важно сформировать у дошкольников общие умения и навыки 4:

• соблюдать правильную позу при выполнении графических заданий;

• принимать и понимать условия заданий, выполнять их до конца;

• зрительно-моторную координацию, т. е. согласованность действий в диаде «глаз — рука»;

• работать по подражанию, образцу и речевой инструкции.

Кроме того, наряду с общими умениями необходимо сформировать базовые графические умения и навыки:

• функции ведущей руки и согласованность действий обеих рук;

• правильно располагать лист бумаги на столе и ориентироваться на нем;

• соблюдать правильный захват пишущего предмета (карандаша, фломастера, ручки), нажим грифелем карандаша на лист бумаги и действия с карандашом в процессе выполнения графических заданий;

• проводить различные линии (прямые, ломаные, волнистые) в заданных направлениях;

• работать на альбомных листах бумаги по образцу: копировать, штриховать, обводить;

• работать на тетрадном листе в крупную клетку по образцу: выделять клетку, соблюдать размеры, интервалы, очередность элементов в графическом ряду, параллельность рядов по строчкам.

Обучение должно проводиться целенаправленно, системно и осуществляться поэтапно с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей. На каждом из этапов важно выделить основные направления работы:

1. Развитие ручной и мелкой моторики рук, стимуляция предметной деятельности.

2. Развитие зрительного внимания и зрительно-двигательной координации.

3. Развитие слухо-моторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

4. Развитие пространственной ориентировки.

5. Формирование базовых графических навыков.

6. Активизация познавательной деятельности (формирование интереса к выполнению графических заданий; умение работать по образцу; умение сравнивать, анализировать и оценивать графические задания; активизация речевой деятельности — развитие планирующей функции речи; заучивание стихов, потешек, игровых заданий). Данное направление работы не требует специальных упражнений и осуществляется на всех видах заданий.

В коррекционно-педагогической работе с детьми необходимо уделять внимание формированию навыка правильной позы при выполнении графических заданий. Эта задача реализовывается на протяжении всего времени пребывания детей в детском учреждении в процессе выполнения ими различных заданий. Педагог должен обращать внимание детей на умение правильно сидеть за столом: держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно, ноги должны быть согнуты под прямым углом в коленях (желательно под ноги ставить подставку); придерживать лист бумаги левой рукой. Кроме того, детей необходимо учить удерживать прямую осанку при ходьбе. С детьми проводятся следующие игровые задания: «Деревцо», «Самолетики», «Жук», «Подсолнухи», «Полетим в космос», «Передай игрушку», «Дотянись до шарика», а также на занятиях с детьми проводятся физкультминутки для удержания прямой осанки: «Солдатики», «Фонари», «Березки» и т. д.

На четвертом году обучения детей проводится работа в тетрадях фронтально (подгрупповая) один раз в неделю и ежедневно — индивидуально, а также предлагаются домашние задания для работы с родителями. Рассмотрим более подробно задачи, методы и приемы работы с детьми на этом году обучения.

1. Развитие общей ручной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно-моторной координации.

1.1. Проведение пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением:

• проведение работы по развитию силы и точности движений рук, ладоней, гибкости суставов пальцев через выполнение пальчиковой гимнастики. Используются упражнения и пальчиковые игры с речевым сопровождением (инсценировка руками стихов, «Расскажи руками»), такие как: «Кря! Кря! Кря!», «Сидит белка на тележке», «Гусеница», а также пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Лестница в небо» и др.;

• обучение детей согласованным действиям обеих рук, чередованию позиций ладоней рук: «Кулак — ладонь — ребро», «Камень — ножницы — бумага», считалки. Педагог может предложить детям следующие игровые упражнения: «Бегал заяц по болоту», «Аты-баты...» и др.

1.2. Совершенствование у детей специфических ручных действий:

• обучение детей шнуровке — продергиванию шнурка через отверстия (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном, вертикальном направлении. Шнуровка в направлении крест-накрест «Сапожок». Рекомендуется использование таких игровых заданий, как: «Дождик» (мелкий, крупный), «Лесенка», «Качели» и др.

2. Совершенствование зрительного восприятия и зрительного внимания:

• формирование у детей умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции). Педагог предлагает детям выкладывать в определенном порядке геометрические формы, где чередование элементов предусматривается не только по форме, но и по цвету: «Выложи на верхней строке листа следующие формы — красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа следующие формы — синий овал, красный квадрат, желтый треугольник, зеленый круг»;

• обучение детей сравнению и выкладыванию на строке ряда из элементов букв (овал, круг, палочка, крючок). Детям предлагаются задания по образцу, а затем по речевой инструкции. После выполнения задания дети могут проверить правильность сделанного задания друг у друга.

3. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слухо-моторной координации:

• обучение детей выполнению заданий в тетрадях по речевой инструкции: «Слушай и пиши». Детям предлагается изобразить на строке в тетради в клетку чередование графических элементов: «Палочка — клеточка», «Точка — тире», «Квадрат — круг», «Вертикальная линия — горизонтальная линия» и др.;

• обучение детей выражению графически свойств слов: короткие — длинные слова. Педагог объясняет и демонстрирует детям на доске, как необходимо изобразить графически произнесенное слово: «Когда я произношу короткое слово — вы ставите точку, когда я произношу длинное слово — вы рисуете линию». Детям предлагаются следующие варианты слов: «Дом — матрешка», «Кот — машина», «Сок — пирамидка», «Ров — дорога» и др.;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных