Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Построение аналитических текстов.




Виды композиционного решения (композиция – единство формы и содержания текста):

1) Антикульминационное (наиболее сильный аргумент – в начале текста).

2) Кульминационное.

3) Пирамидальное (сильный аргумент – в середине, в начале и конце – аргументы меньшей силы).

4) Кольцевое (в начале и конце – сильные аргументы, в середине – слабый).

5) W-построение (метод драматизации, метод квантификации – текст собирается из обрезков – квантов, метод хронологически упорядоченного изложения).

Логические приемы в аналитической журналистике:

- индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер);

- дедукция (вывод от общего к частному);

- аналогия (сопоставление с целью выявить сходства);

- сравнение (сопоставление с целью выявить различия).

- анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета на составляющие его элементы);

- синтез (соединение составляющих элементов в новое целое);

- гипотетический (прогнозирование. носит вероятностный характер);

- исторический (выявление главных этапов в развитии предмета).

Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех элементов:
1) Тезис. Основная идея, которую нужно доказать. Должен быть четким и определенным, не меняться по ходу доказательства, полностью подтверждаться аргументом.

2) Аргумент. То, что подтверждает истинность тезиса. Должен быть наглядным, соответствовать реальности, проверяться практикой, быть самостоятельным независимо от тезиса. Он не должен противоречить другим аргументам в рамках данного доказательства.

3) Демонстрация. Предъявление аргументов, установление их связи с тезисом.

Любой аналитический текст включает онтологическую (бытийную), гносеологическую (познавательную) и психологическую составляющую.

 

12.Образ в публицистике. Специфика публицистической образности.

Любое публицистическое произведение обладает двуединой структурой:

1 – логическая:

- тезис,

- аргументы,

- вывод (некий доказанный тезис);

2 – образная (иллюстративный материал).

Разные группы жанров отличаются друг от друга степенью развернутости этой схемы. Так, в художественно-публицистических жанрах образная и логическая структуры уравновешиваются.

Образ – конкретная и обобщенная в то же время картина действительности, имеющая эстетическое значение. Характеристики образа:

- образ условен и идеален;

-образ нагляден и передаваем;

-образ обращаем.

Публицистический образ, в отличие от литературного, не является независимой сущностью, он привязан к реальности. Его особенности:

· документальность (образ-факт – совпадение природных данных факта с замыслом художника);

· неавтономность, разомкнутость;

· связанность с понятийной, логической структурой текста;

· зачастую вторичен (образ-концентрат – художественные формулы, сосредоточившие смысл ситуации или явления, замещающие понятия, и в качестве такого заместителя имеющие хождение в обыденной жизни, публицистике, литературе).

К специфическим особенностям публицистических произведений относится наличие двух типов отображения действительностидокументального и условного.

Публицистическая условность – это сложный механизм отображения действительности, имеющий своими исходными точками документальную фиксацию жизненного факта, а также свободу, ассоциативность и логичность авторского мышления.

Формы условности:

1. Отбор и эстетическая обработка документальных фактов в процессе типизации.

2.Выбор определенных ракурсов или точек зрения.

3.Автор и авторская позиция.

4.Фабульно-сюжетные и композиционные решения.

5.Использование некоторых форм вымысла (усиление одних черт за счет других; перенос события во времени и пространстве; «домысливание» за персонажей; включение вымышленных персонажей или эпизодов и т.п.)

Образная структура публицистического текста:

1) Образы-детали – мельчайшие единицы эстетического видения, которые могут отличаться в масштабах – от подробностей, обозначенных одним словом, до развернутых описаний (портрет, речевая характеристика, описание обстановки, быта, пейзаж).

2) Фабульный (сюжетный) образный уровень. Фабула – последовательность событий. Сюжет – последовательность описания этих событий в произведении. Т.о., данный уровень включает события, поступки, настроения, стремления, расчеты и др. Создается при помощи: авторской мысли; личности автора; собственно сюжета.

3) Образы характеров и обстоятельств – единичные и собирательные герои произведений, обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий – столкновениях, коллизиях, конфликтах.

4) Образ судьбы и мира (в публицистике – образ времени). Сверхпублицистика – публицистические произведения, по каким-либо причинам теряющие связь с конкретным социально-историческим временем и становящиеся относительно автономными, живущими продолжительное время – от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий.

Особенности времени и пространства в публицистике. Пространство – современность как совокупность характерных ситуаций в богатстве составляющих ее элементов. Публицистическое время работает в тексте на 3 уровнях: время ситуации, историческое время, время в философском понимании слова. Публицистический хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений.

Образ-модель – схематизация явления, процесса с целью создания наглядного образного представления о них. Служит раскрытию внутренней сущности явлений. Сочетает черты научного и художественного познания.

 

 

13.Понятие жанра. Жанровые признаки. Система публицистических жанров.

В литературоведении под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений».

Е. И. Пронин: жанры – исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала.

А.А. Тертычный: жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содер­жательно-формальными признаками.

Л.Е. Кройчик:

× Жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования.

× Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.

× Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков.

× Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами.

× Жанр – категория морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения.

× Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Жанр – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее.

Итак, публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.

Как уже отмечалось выше, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами: 1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное; 2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации; 3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).

А.А. Тертычный выделяет:

1. Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

2. Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

3. Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Очерк, портрет, политический портрет, эссе.

Л.Е. Кройчик: Иногда тексты группируют по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образная публицистика», «комментирующая журналистика». Между тем, какая бы классификация ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп:

1)оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;

2)оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

3)исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4)исследовательские – статья, письмо, обозрение;

5)исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Диффузия / взаимопроникновение (к текстообразующему жанру добавляются изобразительные элементы другого жанра; не смешивание жанров, а обогащение) - важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных