ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Построение аналитических текстов.Виды композиционного решения (композиция – единство формы и содержания текста): 1) Антикульминационное (наиболее сильный аргумент – в начале текста). 2) Кульминационное. 3) Пирамидальное (сильный аргумент – в середине, в начале и конце – аргументы меньшей силы). 4) Кольцевое (в начале и конце – сильные аргументы, в середине – слабый). 5) W-построение (метод драматизации, метод квантификации – текст собирается из обрезков – квантов, метод хронологически упорядоченного изложения). Логические приемы в аналитической журналистике: - индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер); - дедукция (вывод от общего к частному); - аналогия (сопоставление с целью выявить сходства); - сравнение (сопоставление с целью выявить различия). - анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета на составляющие его элементы); - синтез (соединение составляющих элементов в новое целое); - гипотетический (прогнозирование. носит вероятностный характер); - исторический (выявление главных этапов в развитии предмета). Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех элементов: 2) Аргумент. То, что подтверждает истинность тезиса. Должен быть наглядным, соответствовать реальности, проверяться практикой, быть самостоятельным независимо от тезиса. Он не должен противоречить другим аргументам в рамках данного доказательства. 3) Демонстрация. Предъявление аргументов, установление их связи с тезисом. Любой аналитический текст включает онтологическую (бытийную), гносеологическую (познавательную) и психологическую составляющую.
12.Образ в публицистике. Специфика публицистической образности. Любое публицистическое произведение обладает двуединой структурой: 1 – логическая: - тезис, - аргументы, - вывод (некий доказанный тезис); 2 – образная (иллюстративный материал). Разные группы жанров отличаются друг от друга степенью развернутости этой схемы. Так, в художественно-публицистических жанрах образная и логическая структуры уравновешиваются. Образ – конкретная и обобщенная в то же время картина действительности, имеющая эстетическое значение. Характеристики образа: - образ условен и идеален; -образ нагляден и передаваем; -образ обращаем. Публицистический образ, в отличие от литературного, не является независимой сущностью, он привязан к реальности. Его особенности: · документальность (образ-факт – совпадение природных данных факта с замыслом художника); · неавтономность, разомкнутость; · связанность с понятийной, логической структурой текста; · зачастую вторичен (образ-концентрат – художественные формулы, сосредоточившие смысл ситуации или явления, замещающие понятия, и в качестве такого заместителя имеющие хождение в обыденной жизни, публицистике, литературе). К специфическим особенностям публицистических произведений относится наличие двух типов отображения действительности – документального и условного. Публицистическая условность – это сложный механизм отображения действительности, имеющий своими исходными точками документальную фиксацию жизненного факта, а также свободу, ассоциативность и логичность авторского мышления. Формы условности: 1. Отбор и эстетическая обработка документальных фактов в процессе типизации. 2.Выбор определенных ракурсов или точек зрения. 3.Автор и авторская позиция. 4.Фабульно-сюжетные и композиционные решения. 5.Использование некоторых форм вымысла (усиление одних черт за счет других; перенос события во времени и пространстве; «домысливание» за персонажей; включение вымышленных персонажей или эпизодов и т.п.) Образная структура публицистического текста: 1) Образы-детали – мельчайшие единицы эстетического видения, которые могут отличаться в масштабах – от подробностей, обозначенных одним словом, до развернутых описаний (портрет, речевая характеристика, описание обстановки, быта, пейзаж). 2) Фабульный (сюжетный) образный уровень. Фабула – последовательность событий. Сюжет – последовательность описания этих событий в произведении. Т.о., данный уровень включает события, поступки, настроения, стремления, расчеты и др. Создается при помощи: авторской мысли; личности автора; собственно сюжета. 3) Образы характеров и обстоятельств – единичные и собирательные герои произведений, обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий – столкновениях, коллизиях, конфликтах. 4) Образ судьбы и мира (в публицистике – образ времени). Сверхпублицистика – публицистические произведения, по каким-либо причинам теряющие связь с конкретным социально-историческим временем и становящиеся относительно автономными, живущими продолжительное время – от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий. Особенности времени и пространства в публицистике. Пространство – современность как совокупность характерных ситуаций в богатстве составляющих ее элементов. Публицистическое время работает в тексте на 3 уровнях: время ситуации, историческое время, время в философском понимании слова. Публицистический хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений. Образ-модель – схематизация явления, процесса с целью создания наглядного образного представления о них. Служит раскрытию внутренней сущности явлений. Сочетает черты научного и художественного познания.
13.Понятие жанра. Жанровые признаки. Система публицистических жанров. В литературоведении под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений». Е. И. Пронин: жанры – исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала. А.А. Тертычный: жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Л.Е. Кройчик: × Жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования. × Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. × Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. × Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. × Жанр – категория морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения. × Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Жанр – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Итак, публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца. Как уже отмечалось выше, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами: 1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное; 2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации; 3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»). А.А. Тертычный выделяет: 1. Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж. 2. Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. 3. Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Очерк, портрет, политический портрет, эссе. Л.Е. Кройчик: Иногда тексты группируют по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образная публицистика», «комментирующая журналистика». Между тем, какая бы классификация ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп: 1)оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях; 2)оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты; 3)исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия; 4)исследовательские – статья, письмо, обозрение; 5)исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет. Диффузия / взаимопроникновение (к текстообразующему жанру добавляются изобразительные элементы другого жанра; не смешивание жанров, а обогащение) - важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|