Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ




Пребывание в любой профессии долгое время приводит к так называемой профессиональной деформации человека — к изменениям в структуре личности как следствию развития качеств, которые способствуют успешному осуществлению профессиональной деятельности. Для психолога психология становится образом жизни. Она начинает определять его жизненную позицию, отношение к людям. Он говорит, рассуждает с использованием психологической лексики и не всегда помнит, что люди, не искушенные в психологии, могут чего-то не знать, не понимать и просто думать иначе.

Это проявляется в неумении говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики. Но более важным является неспособность консультанта начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того, что ему (родителю) известно, что для него значимо, чего он хочет, а не от того, чего хочет консультант для родителя.

Что такое результативность психологического консультирования в ДОУ

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для родителя, а именно - то, что в его поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

  • Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и родителя решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны - консультант и родитель - признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, родителю кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема родителя действительно успешно решена.

  • Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения родителя, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Родители достаточно часто обращаются с жалобами на упрямство ребенка к психологу детского сада. Вообще, как показывает практика, успех консультирования зависит от их желания сотрудничать. Это выражается в том, что они находят возможность прийти на встречу, рассказать о проблеме, рассмотреть ее с разных сторон, осмыслить и принять, выслушать точку зрения и рекомендации педагога-психолога, применить их в реальной жизни. Если родители сами обращаются за помощью к психологу – это значит, что они видят и осознают существование проблемы. Но как показывает опыт, многие родители, обратившиеся к психологу, видят причину только в ребенке («с ребенком не все в порядке»), но не видят других истоков проблемы (например, неправильное взаимодействие с ним, собственные амбиции). По-видимому, в этом проявляется основная причина проблемы – неконструктивное взаимодействие родителей и детей.

Работа психолога должна строиться в направлении того, чтобы родитель принял право ребенка быть таким, какой он есть, не искал в нем недостатки, признал его позицию. Необходимо, чтобы родитель увидел весь спектр причин проблемы, перестал винить в ней только ребенка или себя. Следует отметить, что такую работу сложно вести с тревожными родителями, поскольку им тяжело дается осмысление ситуации в целом. Обычно они центрируют свое внимание на выделенном ими конкретном источнике проблемы (на себе либо на ребенке).

В индивидуальном консультировании родителей в детском саду основным средством является беседа. С помощью нее можно прояснить детали проблемы: когда возникает упрямство, как ведут себя родители, как в дальнейшем развивается ситуация и т. д. В процессе беседы, как правило, выясняется, что причиной негативного разрешения конфликтной ситуации могут быть действия или слова самих родителей.

Приходя на консультацию к психологу, родители зачастую ожидают от него волшебного средства и хотят, чтобы его рекомендации сработали сразу и в нужном направлении. Важно объяснить им, что при заявленной проблеме детского упрямства длительность налаживания правильного взаимодействия с ребенком зависит не только от родительских усилий, но и от того, как долго существуют конфликтные отношения. Обычно дети привыкают к определенной модели взаимодействия с родителями. И когда последние начинают вести себя с ними иначе, им тяжело понять родителей и немедленно перестроиться – на это требуется время. Сколько – зависит от намерения родителей наладить отношения с ребенком и, безусловно, от его индивидуальных особенностей.

Важно объяснить родителям, что длительность налаживания правильного взаимодействия с ребенком зависит не только от их усилий, но и от того, как долго существуют конфликтные отношения.

Вероятными причинами выявленных затруднений родителей в процессе социально-психологического консультирования являются:

- недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности психолога в области социально-психологического консультирования (фрагментарное выявление и уточнение психологом запросов и ожиданий родителей, разъяснение родителям целей консультирования; изложение информации при взаимодействии с родителями недостаточно ясное, доступное, последовательное и т.д.)

– индивидуальные особенности взрослых консультируемых (стереотипы мышления, завышенная или заниженная самооценка, внешний

Список литературы:

  1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
  2. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
  3. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
  4. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.
  5. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
  6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 1997.
  7. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978.
  8. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1988.
  9. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971.
  10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987.
  11. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 1983.
  12. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.
  13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
  14. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 1998.
  15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
  16. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
  17. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. - М., Новая школа, 1996.
  18. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1966.
  19. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.
  20. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995.
  21. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.
  22. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
  23. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5.
  24. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных