Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Р.Декарта. Философия Б.Спинозы.




Материализм Спинозы выступает в своеобразной теологической или пантеистической форме: мир – это бесконечная природа, или материальная субстанция, или бог. Согласно Спинозе, субстанция – то, что является своим собств.основанием; то, что ни в чем не нуждается для существования, кроме себя самой (причина самой себя). Субстанция обладает бесконечным множеством всеобщих свойств – атрибутов, из которых нам известны 2 – протяженность (пространство) и мышление. Философ стоял на позиции гилозоизма – учение о всеобщей одушевленности мира. Движение Спиноза рассматривал как модус – частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция вечна и неизменна, бесконечна. Вечность и несотворимость для Спинозы означают всесовершенство субстанции. Субстанция (бог) всесовершенна, ибо иначе она должна была быть зависимой и сотворенной.

Но если субстанция всесовершенна, бесконечна, то все должно было уже возникнуть, существовать в субстанции неизменно; но поскольку что-либо возникает, то субстанция оказывается неполной и несовершенной.

В философских взглядах Декарта выделяются 2 раздела: физика (учение о природе) и метафизика (учение о сверхприродном). Декарт признавал существование 2х субстанций: материи, обладающей атрибутом протяжения, и духа, обладающим атрибутом мышления. Материя – это бесконечная Вселенная, состоящая из корпускул, делимых до бесконечности. Декарт рассматривал механическое движение как проявление жизни материи.

Как и Бэкон, Декарт выступал с глубокой критикой схоластики и теологии. Однако, если Бэкон делал это с позиций сенсуализма, то Декарт – с позиций рационализма – представление о разуме (логич.мышлении) как высшем способе постижения истины. Центральное место занимал прием сомнения: подвергай все сомнению, не принимай ничего на веру. «Я мыслю, следовательно я существую». Рационализм Декарта был связан с открытием и разработкой важного метода науки – дедукции.

Философия И.Канта.

В творчестве Канта (1724-1804) различают 2 периода: «докритический» и «критический». В первом Кант выступает как материалист и создает теорию возникновения Солнечной системы из первичной туманности, всецело опираясь при этом на материалистические представления теории Ньютона. Эта теория привела в движение развитие других наук – геологию, химию, биологию.

Во втором Кант выступает как субъективный идеалист и агностик. В основе философии Канта лежат 2 понятия: вещи-в-себе и вещи-для-нас. Вещь-в-себе – ноумен, сущность, объективное существование вещи. Но эта вещь остается для нас принципиально непознаваемой, трансцендентной. Мы же знаем вещь такой, какой она нам является – вещь-для-нас – феномен, субъективное выражение сущности вещи (цвета, запахи, вкусы). Переход явление-сущность (т.е. по сути познаваемость вещей) невозможен, т.к.: 1) существует ощущение-перегородка между человеком и миром (мир – комплекс наших ощущений, а не действит.реальность); 2) мир бесконечен, а человеч.опыт конечен.

Агностицизм Канта (3 довода).

1) Когда объективно существующие вещи действуют на наше сознание, оно изменяется в соответствии со своей природой. Т.е. мы знаем вещи не такими, какими они являются сами по себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. (Ошибка Канта – представление о предмете и сознании как двух изолированных реальностях)

2) Второй довод связан с решением Канта проблемы ощущения. Человеческие ощущения – есть нечто «закрытое» и непроницаемое для свойств внешних вещей.

3) Ограниченность и конечность человеч.опыта.

С этих позиций и материализм, и идеализм – произвольные заключения о мире. Действительное мировоззрение принципиально невозможно.

3 крупнейших работы Канта: «Критика чистого разума», «Критика практич. разума», «Критика способности суждения».

В «Критике чистого разума» Кант пишет, что процесс познания проходит 3 ступени: созерцание, рассудок и разум.

1) на ступени созерцания хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных (доопытных, субъективных) форм созерцания – пространства и времени. С помощью пространства и времени человек создает чувственную картину мира, не имеющую сходства с действительным миром.

2) на ступени рассудка чувственная картина мира подвергается новому упорядочиванию с помощью априорных форм мышления – единство, множество, реальность, ценность, отрицание, качество, количество. С помощью этих категорий мышление создает науку и ее законы, которые не принадлежат природе, а «приписаны» ей человеком.

3) Разум не создает ничего нового, он обобщает материал, полученный рассудком. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологической (идеей о внешнем мире), психологической (идеей о душе) и теологической (идеей о боге). В основе космологической идеи лежат 2 фактора: с одной стороны, человеч.природе, сознанию свойственно стремление знать сущность внешнего мира; с другой стороны, существует пропасть между нашими ощущениями и действит.миром. В результате действия этих противоположных факторов разум запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях чистого разума. Кант выделил 4 антиномии:

мир конечен – мир бесконечен;

мир состоит из простых вещей – мир делим до бесконечности (сложный);

в мире все существует по необходимости – в мире есть свобода;

в мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира – в мире нет такого существа.

Значит познающий субъект заходит в тупик, но ведь он должен как-то действовать, совершать моральный выбор. Отсюда Кант критикует практич.разум (моральное поведение, выбор) (как человек может делать объективный правильный выбор, не имея объективного знания о мире?). Он обнаруживает категорический императив: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» (поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Признание существования бога Кант считал нравственной потребностью человека; это существование доказать нельзя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных