Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.




Истина.

Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действит.знания о мире и человеке. Вопрос об истине – форма вопроса о сущности человеч.познания и способности человека познать мир и самого себя.

С позиций объективного идеализма Гегеля истина – объективный процесс самопознания логич. идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей.

С позиций субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собств. ощущений.

С позиций научной философии истина (объективная истина) – адекватное, соответствующее действительности отражение внешнего мира и человека.

Далее существуют 2 понятия относительной и абсолютной истины.

Познание есть процесс, в котором истина не дается сразу, а постигается постепенно, по частям.

Относит.истина – это ограниченное, неполное знание о мире. В силу бесконечности мира и ограниченности человеч.познания достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Относительность знаний следует также рассматривать в том, что они всегда отнесены к опред.условиям, месту и времени. Относит.истина – это достоверное, адекватное знание конечного – отд.предмета, явления, свойства, области действительности.

Абсолютная истиназнание о бесконечном мире в целом, во всем его многообразии. Абсолютная истина никогда не может быть достигнута, познана, т.к. мир бесконечен, однако она постоянно познается нами по частям. Абсолютная истина – сумма бесконечного числа относит.истин.

Практика.

Стремление к бесконечному познанию – только одна из сторон человеч.сущности. Знание само по себе еще ничего не меняет в действительности и не является абсолютной самоцелью человека. Конечной целью человеч.познания служит применение знаний для преобразования мира в направлении, необходимом для человеч.существования.

Средством и процессом преобразования мира является общественно-историч.практика. Сущность человека и смысл его существования – в познании и практич.преобразовании мира и самого себя.

Практика – это материальная трудовая деятельность людей. Практика выступает в разл.формах. Осн.форма практич.деятельности – материальное производство; далее мед.практика, физкультурно-спортивная, художественная, политическая, военная и т.д.

Практика как материальный труд есть высшая и универсальная форма матер.активности. Практика отличается от всех других видов матер.активности – физич, химич, биологич. – тем, что она в принципе приложима к любым материальным объектам, явлениям, отношениям бесконечного мира.

Практика выступает основой всего процесса познания. Понятие основы познания означает, что 1) практич.отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя; 2) практика порождает потребность в знании; 3) практика создает матер. средства познания; 4) практич. применение – конечная цель познания.

Практика вооружает процесс познания технич. и др. матер. средствами, без которых развитие науки принципиально невозможно. В свое время полученные в результате познават.деятельности знания воплощаются в опред.практич.действия, служат средством практич.переделки реального мира.

Практика – критерий истины. С точки зрения научной философии никакие утверждения науки не могут быть доказаны чисто теоретич.путем. Разумеется, всякое утверждение доказывается с помощью теоретич.аргументов, однако, в конечном счете все доказательства должны быть основаны на фактах, полученных посредством практич.деятельности. В этом смысле практика выступает в качестве конечного и решающего критерия истинности человеч.знаний.

45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.

Научная соц. философия – это наиболее общая философская наука об обществе, «социальной форме материи», объектом которой является соц. действительность (человек, общество), предметом которой являются наиболее общие стороны соц. действительности, обществ. жизни: отношение обществ. сознания к обществ. бытию (ОВСФ), общие законы развития человеч. сущности, смысл и перспективы человеч. существования.

ОВСФвопрос об отношении обществ. сознания к обществ. бытию. Обществ. сознание – совокупность идей, отражающих обществ. бытие – люди как соц. и матер. индивиды. 2й вопрос соц. философиивопрос о развитии человеч. сущности.

Основной вопрос СФ имеет 3 уровня:

  1. Уровень (фундаментальный): 2 стороны
  • 1 сторона: отношение первичности – вторичности двухпланово: в ближайшем плане общ. Бытие зависит от сознания, но, в конечном счете, оно определяет сознание;
  • Решение второй стороны ОВСФ связано с решением его первой стороны. Человек есть высшая ступень развития материи, он способен к его бесконечному познанию и практическому освоению. Нематериальное, духовное существо не могло бы познавать мир, его бесконечно развивающуюся сущность, потому что духовный процесс сам по себе ограничен, конечен и зависим от реальной жизни. Признание познаваемости мира означает признание познаваемости сущности человека. Ведущая сторона сущности человека, смысла его существования, стремления к бесконечному познанию – способность к практическому преобразованию мира и самого себя, производство своей сущности. Человек – единственное в мире бытие, которое производит, творит самое себя.
  1. Уровень. Вопрос о сущности общественного бытия, сущности общественного сознания, сущности отношения второго к первому.
  2. Уровень: вопрос о сущности человека, смысле и перспективах человеческого существования.

Предмет соц.философии определяет ее двухуровневую структуру: 1) Первый уровень образует концепция «человека в обществе», т.е. концепции человека применительно к соц. явлениям – труду, собственности, классам и т.д. Это изложение иерархической системы сфер обществ. жизни: материальной, социальной, духовной, политической и т.д. Причем для Маркса, в конечном счете, все сферы зависят от материальной сферы, или способа производства, т.к. главное в нем – производство человеком самого себя, своей сущности и бытия. 2) Второй уровень определяется идеей единого закономерного историч.процесса. Все сферы обществ.жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса.

Функции: 1. Прямое участие в теоретич.объяснении действительности и ее преобразовании; В целом философия выполняет следующие функции:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных