Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные проблемы и представители схоластики. Ансельм Кентерберийский. Абеляр.




Основные проблемы и представители схоластики.

Схоластика – школьная философия. Схоластика — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Периодизация схоластики:

1. Ранняя схоластика (IX—XII века), стоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии, теологии. Главные представители схоластики во Франции — Пьер Абеляр, в Италии — Ансельм Кентерберийский

2. Средняя схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля.

3. Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой.

Первым из значимых людей был Ансельм Кентерберийский. Ансельм - монашеское имя, Кентерберийский – титул.

Он впервые сформулировал то, что раньше никто не пытался. Он придумал первое доказательство бытия Бога. Его доказательства бытия Божия кладут начало рациональной теологии.

Эпоха патристики подобного не знала потому, что никому не приходило в голову доказывать то, во что люди верили. У Тертуллиана все просто: если мы могли что-то доказать, нам не надо было в это верить.

Попытка доказательства. Начинается со слов: «И сказал безумец в сердце своем – нет Бога». Появляется некий безумец, который отрицает существование Бога, но даже этот безумец сможет объяснить, что Бог – это нечто наивысшее, обладающее всеми высшими свойствами в высшей степени. Но если это существо обладает всеми хорошими свойствами, то среди них должно быть свойство существования, иначе это будет не Бог.

Его доказательство не годится, потому что даже в те времена нашлись критики, которые говорили, что так можно доказать все что угодно. Проблема на самом деле в том, что существование – это не свойство. Ее закроет только Иммануил Кант. Сто воображаемых талеров отличается от 100 талеров в моем кармане не свойствами. У воображаемой монеты те же свойства, но отличаются только тем, что одни в моем кармане, а другие только в воображении. Все свойства, которые присущи реальному, мы можем вообразить. Сущность воображаемого и реального одна и та же. Но воображаемого нет, а реальное – есть.

Доказательство Ансельма будет называться онтологическим. Оно потом будет отброшено, но оно поставит проблему разумного осмысления христианской веры.

Пьер Абеляр. Наиболее интересная фигура ранней схоластики.

«История моих бедствий».

Он закончил факультет 7 свободных искусств, потом преподавал тривиум.

Работа «Да и нет», которая будет осуждена церковью и будет сожжена.

Он увидит противоречия в тексте Библии. Там полно противоречий в разном значении. Разное время распятия Христа. Долгие века человеческое сознание это обходило, люди не видели противоречий, они не думали, что могут быть противоречия.

Его интересовали более глубокие противоречия.

С точки зрения христианства намерения есть стержень поступка. В христианстве человека судят не за поступок, а за мотив.

Если собирался украсть, но не украл. С христианской точки зрения он все равно грешник. Не важно, что он украл, а важно, что он собирался это сделать.

Абеляр ставит вопрос, что тогда гонители Христа не совершили ничего плохого, они не знали, что творят. В чем вина язычников? Если они не христиане, они не могут попасть в рай. Но это не их выбор, они не могли жить в другое время. От них ничего не зависит.

Так же и вопрос: божественная любовь – это итог наших действий позитивных, награда за добро или это предварительное условие человеческого добра? Сначала бог полюбил, а потом мы совершаем хорошие поступки. Если второе, то человеком управляет Бог, то ничего не является заслугой человека. А если это итог и за это Бог нас любит, тогда мы корыстные существа, тогда наша добродетель основывается на корысти, а это не хорошо.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных