Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Теория аргументации 4 страница




•Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия. Например, определение «Геометрия — это наука о треугольниках» является узким. Геометрия действительно наука о треугольниках, но не только о них, а в нашем примере она сведена только к треугольникам, т.е. определение получилось по объему меньше определяемого понятия, в результате чего из приведенного определения не совсем понятно, что такое геометрия, содержание понятия в данном случае не раскрывается.

Если определение не должно быть широким и не должно быть узким, то каким же тогда оно должно быть? Оно должно быть соразмерным, т.е. определяемое понятие и определение должны быть равны друг другу. Вернемся к определению «Астрономия — это наука о небесных телах», которое является соразмерным. В этом примере определяемое понятие «астрономия» и определение «наука о небесных телах» находятся в отношении равнозначности (астрономия — это именно наука о небесных телах, а наука о небесных телах — это только астрономия). Определение является соразмерным тогда, когда между его первой частью (определяемым понятием) и второй (определением) можно поставить знак равенства или тождества. Если же вместо этого между первой и второй частью определения ставится знак «больше» или «меньше», то оно является ошибочным — широким или узким соответственно. В данном случае мы видим проявление одного из основных законов логики — закона тождества, который упоминался в первой теме.

•В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Например, в определении «Клеветник — это человек, который занимается клеветой» присутствует круг, поскольку понятие «клеветник» определяется через понятие «клевета», т.е. фактически — через самое себя. (Если бы, выслушав приведенное только что определение, мы спросили бы, что такое клевета, нам вполне могли бы ответить, что «клевета — это то, чем занимается клеветник»). Присутствующий в определении круг (или, по-гречески, тавтология — повтор) приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение является ошибочным.

•Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении. Вспомним всем хорошо знакомое с детства определение «Лев — это царь зверей». В данном определении термин «царь» используется в переносном смысле, но кроме этого, у него есть еще и прямой смысл. Получается, что в определении употребляется один термин, а возможных смыслов у него два, т.е. определение является двусмысленным (вновь нарушается логический закон тождества: одно слово, два смысла — 1? 2). Двусмысленность вполне уместна в качестве художественного приема, но в определении она недопустима, поскольку содержание понятия в данном случае не раскрывается. Так, например, если наша задача заключается не в том, чтобы создать запоминающуюся метафору или удачный афоризм, а в том, чтобы действительно ответить на вопрос, кто такой лев или что такое краткость, то определения «Лев — это царь зверей», «Краткость — это сестра таланта» являются логически неправильными, т. к. не отвечают на поставленный вопрос.

•Определение не должно быть сложным и непонятным, или оно должно быть коммуникабельным. Рассмотрим следующее определение: «Энтропия — это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу». Это определение взято не из научного доклада и не из докторской диссертации, а из учебника для студентов гуманитарных специальностей (Концепции современного естествознания. — М.: ЮНИТИ, 1997. — С. 264). Данное определение не широкое и не узкое, в нем нет круга и двусмысленности, оно верно и с научной точки зрения. Это определение кажется безупречным за тем только исключением, что оно является сложным и непонятным для людей, которые не занимаются специально естественными науками, т.е. для большинства людей. Определение должно быть понятным для того, кому оно адресовано, иначе при всей своей формальной правильности оно не будет раскрывать содержание понятия для своего адресата. Непонятные определения также называют некоммуникабельными, т.е. создающими преграды для общения между людьми.

•Определение не должно быть только отрицательным. Например, определение «Квадрат — это геометрическая фигура, которая не является треугольником» — только отрицательное. Квадрат — это действительно не треугольник, но данное определение не раскрывает содержание понятия «квадрат», ведь указав на то, чем не является объект, обозначенный определяемым понятием, мы не указали на то, чем он является (окружность, трапеция, пятиугольник и т.п. — это тоже не квадрат). Определение может быть отрицательным в том случае, когда оно дополнено положительной частью. Например, определение «Квадрат — это геометрическая фигура, которая не является треугольником, а является прямоугольником, у которого все стороны равны» — правильное. Важно, чтобы определение не было только отрицательным.

Деление понятия — это логическая операция, которая раскрывает его объем.

Деление понятия состоит из трех частей:

1) делимое понятие;

2) результаты деления;

3) основание деления (признак, по которому производится деление).

Например, в следующем делении: «Люди бывают мужчинами и женщинами» (или, что то же самое: «Люди делятся на мужчин и женщин») делимым является понятие «люди», результаты деления — это понятия «мужчины и женщины», а основание данного деления — пол, т.к. люди в нем разделены по половому признаку. В зависимости от основания деление может быть различным. Например: «Люди бывают высокими, низкими и среднего роста» (основание деления — рост); «Люди бывают монголоидами, европеоидами и негроидами» (основание деления — раса); «Люди бывают учителями, врачами, инженерами и т.д.» (основание деления — профессия). Иногда понятие делится дихотомически, т.е., в переводе с греческого, пополам, по типу А и не-А, например: «Люди бывают спортсменами и не спортсменами». Дихотомическое деление всегда правильное, т.е. в нем автоматически исключаются все возможные в делении ошибки, о которых речь пойдет далее.

Любая классификация — это не что иное, как логическая операция деления понятия. Только классификации могут быть обширными, подробными, научными, но также могут быть простыми, обыденными, повседневными. Когда мы говорим: «Люди делятся на мужчин и женщин» или «Учебные заведения бывают начальными, средними и высшими», то в этом случае уже создаем пусть маленькую и простую, но — классификацию. Итак, логическая операция деления понятия лежит в основе любой классификации, без которой не обходится ни научное, ни повседневное мышление.

Существует несколько логических правил деления понятия. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что объем понятия не раскрывается, и деление не достигает своей цели, являясь неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки, возникающие при их нарушении.

•Деление должно проводиться по одному основанию, т.е. при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака. Например, в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами и учителями» используются два разных основания — пол и профессия, что недопустимо. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, называется подменой основания. В делении с подменой основания могут использоваться не только два разных основания, как в приведенном выше примере, но и больше. Например, в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами, китайцами и блондинами», как видим, используются три различных основания — пол, национальность и цвет волос, что, конечно же, тоже является ошибкой.

•Деление должно быть полным, т.е. надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объему исходного делимого понятия). Например, деление «Учебные заведения бывают начальными и средними» является неполным. Здесь неполнота основания, т.к. не указан еще один результат деления — «высшие учебные заведения». Но как быть, если надо перечислять не два или три, а десятки или сотни результатов деления. В этом случае можно употреблять понятия: «и другие», «и прочие», «и так далее», «и тому подобное», которые будут включать в себя не перечисленные результаты деления. Например: «Люди бывают русскими, немцами, китайцами, японцами и представителями других национальностей».

•Результаты деления не должны пересекаться, т.е. понятиям, представляющим собой результаты деления, следует быть несовместимыми, их объемы не должны иметь общих элементов (на схеме Эйлера круги, обозначающие результаты деления, не должны соприкасаться, располагаясь отдельно друг от друга). Например, в делении «Страны мира делятся на северные, южные, восточные и западные» допущена ошибка — пересечение результатов деления. На первый взгляд приведенное в качестве примера деление кажется безошибочным: оно проведено по одному основанию (сторона света) и является полным (все стороны света перечислены). Чтобы увидеть ошибку в данном делении надо рассуждать так. Возьмем какую-нибудь страну, например, Канаду и ответим на вопрос — является ли она северной? Конечно, является, т.к. расположена в северном полушарии Земли. Теперь ответим на вопрос, является ли Канада западной страной? Да, потому что она расположена в западном полушарии Земли. Таким образом, получается, что Канада — одновременно и северная, и западная страна, т.е. она является общим элементом объемов понятий «северные страны» и«западные страны», а значит, эти понятия, а вернее их объемы, пересекаются. То же самое можно сказать и относительно понятий «южные страны» и «восточные страны». Вспомним, каждая классификация построена таким образом, что любой элемент, попадающий в одну ее группу (часть, вид), ни в коем случае не попадает в другие. Это и есть следствие непересечения результатов деления или их взаимоисключения при составлении какой угодно классификации.

•Деление должно быть последовательным, т.е. не допускающим пропусков и скачков. Рассмотрим следующее деление: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми». Явно лишним здесь выглядит понятие «сосновые леса», в силу чего допущенная в делении ошибка напоминает подмену основания (см. первое правило). Однако основание в данном случае не менялось: деление было проведено по одному и тому же основанию — тип древесных листьев. Подмена основания присутствует в таком, например, делении: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными, подмосковными и таежными». Деление проведено по двум разным основаниям — тип древесных листьев и географическое местонахождение леса. Вернемся к нашему первому примеру. Правильно было бы разделить леса на хвойные, лиственные и смешанные, а потом произвести второе деление — разделить хвойные леса на сосновые и еловые. Таким образом, надо было совершить два последовательных деления, а в приведенном примере второе деление пропущено, через него как бы перескочили, в результате чего два деления смешались в одно. Такая ошибка называется скачком в делении.

Сложение понятий — это логическая операция объединения двух и большего количества понятий, в результате которой образуется новое понятие с объемом, охватывающим собой все элементы объемов исходных понятий. Например, при сложении понятий «школьник» и «спортсмен» образуется новое понятие, в объем которого входят как все школьники, так и все спортсмены. Результат сложения понятий, часто называемый логической суммой, на схеме Эйлера изображается штриховкой:

Умножение понятий — это логическая операция объединения двух и большего количества понятий, в результате которой образуется новое понятие с объемом, охватывающим собой только совпадающие элементы объемов исходных понятий. Например, при умножении понятий «школьник» и «спортсмен» образуется новое понятие, в объем которого входят только школьники, являющиеся спортсменами и спортсмены, являющиеся школьниками. Результат умножения понятий, часто называемый логическим произведением, на схеме Эйлера изображается штриховкой (так же, как и результат сложения):

Мы привели примеры сложения и умножения понятий, которые находятся между собой в отношении пересечения («школьник» и«спортсмен»). В других случаях отношений между понятиями результаты сложения и умножения (логическая сумма и логическое произведение), разумеется, будут иными.

Выводы

Основные логические операции с понятиями — это ограничение, обобщение, определение, деление, сложение и умножение понятий. Ограничение понятия — это переход от родового понятия к видовому, а обобщение — это переход от видового понятия к родовому. Определение понятия — это раскрытие его содержания, а деление — объема. Следует соблюдать правила определения и деления, нарушения которых приводят к ошибкам: широкое, узкое, круговое, двусмысленное, некоммуникабельное, только отрицательное определение; а также — подмена основания, неполнота, пересечение результатов, скачок в делении. Сложение и умножение понятий — это логические операции объединения объемов нескольких понятий. Логические операции с понятиями имеют большое значение в мышлении и речи.

2. Диалектические и эристические споры. Термины, называющие субъектов споров.

Диалектическая аргументация предполагает наилучшее решение конкретной мировоззренческой или практической проблемы при допущении различных подходов к ее решению и равенства участников дискуссии, а следовательно, спорности позиций, выдвигаемых в дискуссии. Диалектическая аргументация допускает включение в состав посылок данных о позициях и интересах участников дискуссии, но всегда предполагает конвенцию о сотрудничестве участников дискуссии в поисках правильного или наилучшего решения. В смысле техники диалектическая аргументация не исключает убеждения, но требует добросовестных и логически корректных приемов построения аргументов.Цель эристической аргументации – победа в соревновании выдвигаемых позиций или в споре. Эристическая аргументация в основном направлена не к полемическому противнику (оппоненту), а к аудитории, в которой различные риторы представляют и отстаивают конкурирующие позиции. Поэтому эристическая аргументация направлена на присоединение аудитории (или ее части) к позиции ритора и на отчуждение аудитории от других риторов. В эристической аргументации широко применяются аргументы к авторитету, к человеку, к личности, к незнанию, к действительному интересу[3]. При этом ритор отстаивает свою позицию средствами, этически одобряемыми аудиторией. Из этого следует, что далеко не всякая эристическая аргументация этически недопустима. Недопустимыми являются введение аудитории в заблуждение относительно позиции и компетентности ритора, применение приемов словесного и психологического воздействия, ограничивающего свободу решений аудитории (например, насилия, угроз, запугивания, суггестивного воздействия), сообщения заведомо ложных и не заведомо истинных сведений, оскорбления полемического противника или аудитории, подмена авторства высказываний.

3. Задача: Проанализируйте рассуждение юристов, приведенное академиком Ф. Угловым («Под белой мантией»). Установите состав и вид аргументации, проверьте соблюдение правил аргументации и критики.

В 1958 г. в Ленинграде я слушал рассказ Владимира Николаевича Шамова о первом переливании крови в СССР. Он рассказывал тогда, что ему трудно было найти доноров даже за плату. И вот он решил узаконить донорство, юридически оформить ответственность доноров. Вопрос этот был поставлен на рассмотрение съезда юристов. И что же сказали юристы в первые годы Советской власти? Они сказали, что продажа крови – это продажа части тела. В сущности, это то же самое, что торговля всем телом. Юристы назвали донорство проституцией. В.Н. Шамов получил упрек в том, что он стремится узаконить проституцию…

 

Билет 13

1. Операции с классами (объемами понятий): объединение, пересечение, вычитание, дополнение.

При помощи логических операций из двух или нескольких классов могут быть образованы новые классы. К этим операциям относятся: объединение классов, вычитание классов, пересечение классов и образование дополнения к классу. В операциях с классами приняты следующие обозначения: А, В, С,... — произвольные классы, 1 — универсальный класс, 0 — нулевой (пустой) класс, знак и обозначает объединение классов (сложение), знак п — пересечение классов (умножение), А' (не-А) — дополнение к классу А (отрицание). В операции с классами обычно используются круговые схемы, универсальный класс обозначается прямоугольником. Операция объединения классов (сложение) состоит в объединении двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы. Операция объединения классов записывается с помощью знака сложения А и не-А. Множество, полученное в результате сложения, называется суммой (на схеме полученное множество заштриховано). Складывать можно множества, находящиеся в любых отношениях, например множества, входящие в понятия, находящиеся в отношении подчинения: «юрист» (В) и «следователь» (А). Множество, полученное в результате сложения, включает юристов-следователей и юристов-неследователей. Объединяя классы, находящиеся в отношении частичного совпадения: «юрист» (А) и «депутат Государственной Думы» (В), — получим множество, объединяющее юристов-недепутатов (1), юристов-депутатов (2) и делутатов-не- • юристов.Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элементов, исключающих элементы вычитаемых классов. Вычитая, например, элементы класса «следователь» (А) из класса «юрист» (В), получаем класс юристов не-следователей.Вычитая элементы класса «юрист» (А) из класса «депутат Государственной Думы» (В), получаем класс депутатов Государственной Думы, не являющихся юристами. Множество, полученное в результате вычитания классов, заштриховывается. Операция пересечения классов (умножение) состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножения множеств, мыслящихся в понятиях «юрист» (А) и «депутат» (В), получаем новое множество: юристов-депутатов.Операция пересечения классов записывается с помощью знака умножения: А п В. Множество, полученное в результате умножения, называется произведением (заштрихованная часть схемы). Умножать можно три и больше множеств. Так, умножая множества, входящие в понятия «юрист» (А), «депутат» (В) и «москвич» (С), получаем множество юристов, являющихся депутатами и москвичами.При умножении множеств, входящих в несовместимые понятия, например «следователь» и «адвокат», получаем нулевой (пустой) класс, так как элементов, входящих одновременно в оба понятия, не существует. Образование дополнения (отрицание). Дополнением к классу А называется класс не-А (А'), который при сложении с А образует универсальную область. Эта область представляет собой универсальный класс и обозначается знаком 1. Чтобы образовать дополнение, нужно класс А исключить из универсального класса: 1 - А = А'. Образование дополнения состоит, таким образом, в образовании нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, в который оно входит. Так, исключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуем дополнение: множество юристов-неадвокатов. В своей сумме оба понятия образуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «юрист».

2. Множественная, сочинительная и подчинительная аргументации.

Под множественной аргументацией понимается способ рассуждения, при котором для обоснования одного высказывания используется несколько не зависящих друг от друга аргументов, каждый из которых достаточен для обоснования тезиса. Таким образом, множественная аргументация представляет собой просто совокупность параллельных аргументативных фрагментов. «Вы никак не могли встретить мою мать в магазине “Маркс и Спенсер” в городе Шерингам на прошлой неделе, потому что в Шерингаме нет такого магазина, и к тому же моя мать умерла два года тому назад». Сочинительная аргументация заключается в попытке «обосновать точку зрения с помощью нескольких доводов, которые могут составить убедительную аргументацию только в совокупности. Характерная черта подчинительной аргументации — то, что в поддержку одних доводов приводятся другие» (с. 47). Однако специфика сочинительной аргументации почему-то иллюстрируется примером подчинительной: «(1.) Нам пришлось пообедать в кафе, поскольку (1.1а) дома не было еды и (1.1б) все магазины были закрыты» (с. 51). Несложная реконструкция показывает, что, используя высказывание 1.1а и скрытую посылку «если дома нет еды, можно купить ее в магазине или пообедать в кафе», мы сначала получаем промежуточное заключение «можно купить еду в магазине или можно пообедать в кафе». А уже из него и высказывания 1.1б следует заключение 1, т. е. для обоснования одних доводов используются другие. подчинительная аргументация, появляется в случаях, если участник дискуссии полагает, что какое-либо отдельное утверждение не будет принято тотчас, т.к. само нуждается в защите. Защита тезиса приводит к цепочкам "вертикально связанных" аргументаций. Одно утверждение является основанием другого утверждения и т.д., и только вся цепочка составляет защиту. Защита тезиса осуществляется путём последовательных этапов выдвижения аргументов.

 

Билет 14

1.Классификация и ее виды.

Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. Классификация сохраняется весьма длительное время, если она имеет научный характер. Например, постоянно уточняется и дополняется классификация элементарных частиц. От обычного деления классификация отличается относительно устойчивым характером. Вот три примера классификации: “В организме животных и человека существуют четыре группы тканей: покровная, соединительная, мышечная и нервная. Организм высших растений построен из пяти основных типов тканей: образовательной, покровной, основной, механической и проводящей”; “Простейшие подразделяются на четыре группы (класса): жгутиковые, корненожки, споровики, инфузории”'.Чтобы классификация была правильной, необходимо выполнять все правила операции деления.

Существуют классификация по видообразующему признаку и дихотомическая классификация. Вышеприведенные три примера представляют классификацию по видообразующему признаку. “Зеркала классифицируются на плоские и сферические; сферические зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые” - пример дихотомической классификации.

Очень важен выбор основания классификации. Разные основания дают различные классификации одного и того же понятия, например, понятия “рефлекс”.

Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная). Естественная классификация - это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков. Зная, к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д. И. Менделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав Периодическую систему элементов, позволившую предсказать свойства не открытых еще химических элементов. Вспомогательная классификация служит для более легкого отыскания предмета (или термина), поэтому осуществляется на основании их несущественных признаков. Они не позволяют судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Примерами вспомогательных классификаций являются: предметные или предметно-именные указатели в словарях, справочниках, учебниках и т. д.; справочники лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном порядке; алфавитный список наиболее употребительных названий ярких звезд.

 

2.Поля аргументации. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.

Участники, или субъекты, аргументативного процесса — пропонент, оппонент и аудитория — при обсуждении спорных проблем» придерживаются различных взглядов относительно тезиса и антитезиса, аргументов и способов обоснования. Специфические для каждого участника позиции будем называть полями аргументации. Поле аргументации (ПА) — это занимаемая каждым субъектом индивидуальная или коллективная позиция, включающая множество относящихся к аргументативному процессу компонентов: суждений, способов аргументации, фундаментальные принципов.

Суждения в ПА — это тезис и антитезис, а также все прямо или косвенно обосновывающие их суждения-аргументы. В 5 случаях необходимости обоснования самих аргументов все подтверждающие их суждения (аргументы аргументов) также включаются в ПА. Сюда же включаются и контраргументы, т.е. противоречащие аргументам суждения, которые используются для их опровержения. Все другие, не имеющие отношения к аргументированному процессу суждения, не включаются в поля аргументации как нерелевантные.

Способы аргументации — это используемые участниками» приемы и методы обоснования и критики. Каждый субъект применяет наиболее эффективные, по его мнению, способы убеждающего воздействия на оппонента и аудиторию.

Фундаментальные исходные принципы — это философское религиозно- национально- культурно -социально-политические и другие положения, которыми неосознанно (стихийно) или сознательно руководствуются участники дискуссии. В отличие от тезиса, антитезиса, аргументов и демонстрации исходные принципы обычно не имеют явного выражения в структуре аргументативного процесса. Содержательно же они пронизывают весь ход обсуждения проблемы, оказывая решающее влияние на выбор способов обоснования и критики, а также на выбор критериев оценки и методов подтверждения.

Эффективность аргументативного процесса выражается в максимальном убеждающем его воздействии на оппонента и аудиторию. Достижение таких результатов предполагает создание оптимальных условий для объективного и беспристрастного обсуждения спорных проблем. Оптимальные условия — это прежде всего рациональное согласование полей участников дискуссии. Поля аргументации трех субъектов допускают три вида отношений: полное несовпадение; полное совпадение и частичная совместимость. При этом проблема согласования полей встает лишь в случае частичной совместимости. При полном несовпадении полей, как и при полном их совпадении, аргументативный процесс и любая дискуссия становятся беспредметными. Полное несовпадение ПА означает, что пропонент, оппонент и аудитория не имеют общих позиций относительно тезиса, антитезиса и аргументов. У них различные подходы к способам аргументации, не совпадают также и исходные принципы. Если поля аргументации каждого их трех субъектов представить в виде кругов, то схема несовместимости полей будет выглядеть в виде трех непересекающихся множеств. В этих условиях аргументативный процесс просто не осуществим. Полное совпадение ПА означает, что все субъекты имеют одинаковые позиции, как по главным идеям — тезису и антитезису, так и по аргументам, способам обоснования и исходным принципам. Если поля аргументации субъектов представить в виде кругов, то полное их совпадение — это их слияние в один круг. Практически это означает, что между участниками нет не только противоречий и расхождений, но и заметных различий. Все они единодушны в принятии обсуждаемых решений и их обосновании. Обсуждение поставленных проблем в этом случае будет лишь по позиции видимости дискуссией. Частичная совместимость ПА — выражается тремя попарными пересечениями полей всех трех субъектов.

 

Консенсус – общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедуры голосования. Консе?нсус (от лат. consensus — согласие) — способ принятия решений на основе общего согласия при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц, принятие решения или текста договора на международных конференциях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума.

Консенсус применяется также как средство обеспечения единства позиций государств до проведения голосования по обсуждаемым вопросам, которое в этом случае отсрочивается на время процесса согласования.

 

Билет 15

1.Характеристика суждения. Суждение и предложение.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или в отношениях между предметами.

Языковая форма – повествовательное предложение. Истинные суждения те, которые правильно отражают реальные свойства предмета

Строение суждения:

-субъект (часть суждения, в кот. Говорится о предмете, объекте)

-предикат (часть суж., кот отображает то что утв, отриц о предмете)

- связка (отношение между субъектом и предикатом) Связка выразима в русском языке словами «есть» - «не есть», «суть» - «не суть», «является» - «не является», «имеется» - «не имеется» и пр. Этот элемент суждения в русском языке зачастую просто опускается. Так, вместо «Он есть добр» мы говорим «Он добр», вместо «Дуб есть дерево» — «Дуб — дерево» и т.п.

- «квантр» (термин под субъектом, подразумевающий и указывающий относится ли суждение ко всему объему понятий или к его части). В языке он выражался словами «все», «без исключения», «каждый» и т.п. - квантор общности (всеобщности), или словами «некоторые», «многие», «часть», «большинство» и др. - квантор существования. Например: «Все S суть Р», «Некоторые S не есть Р», «Часть S есть Р», «Большинство S не есть Р» и т.п. В некоторых случаях квантор лишь подразумевается, как в суждением «Студенты нашей группы любят спорт»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных