Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика пространства и времени




Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний

Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация)

Пространство (специфические свойства): 1) Трехмерно 2) Однородное (равноправие всех его точек) 3) Изотропно (равноправие всех его направлений)

Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность

Время (специфические свойства): 1) Одномерно 2) Однородно (равноправие всех моментов времени) 3) необратимо

Всеобщие свойства: 1) Объективность пространства и времени 2) Всеобщность пространства и времени

 

ВОПРОС: 9 ДВИЖЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ.

Движение - любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.

Одним из первых движение как философскую категорию подвергнул анализу Зенон Элейский. (Апории Зенона – "Движущаяся стрела" Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда). Он считал, что движение это одно за другим состояние покоя: движения не существует.

В диалектико-материалистической концепции, движение - это важнейший атрибут (неотъемлемое свойство) материи, как способ ее существования. Это означает, что вне движения нельзя даже мысленно представить себе ни один материальный объект. Все, что мы можем сказать об объекте, в конечном итоге сводится к раскрытию присущих ему движений. (Энгельс, Ленин, может быть Маркс).

Метафизическая концепция делится на метафизический субстанциализм и идеалистический релятивизм.

Метафизический субстанциализм рассматривает движение как нечто внешнее, налагающееся на объект. А объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений (абсолютизация субстанции). Эта точка зрения характерна для старого материализма, основанного на механике Ньютона.

Идеалистический релятивизм отрицает субстанции вообще. Провозглашение чистого движения, существующего без носителя (абсолютизация движения). Разновидностью идеалистического релятивизма можно считать «энергетизм». Представители энергетизма отрицали необходимость материального носителя для энергии, тем самым они считали, что преодолевают односторонность материализма и идеализма. (Освальд).

Ф.Энгельсу создал концепцию о формах движения материи. Выделив эти формы и расположив их по степени сложности, Энгельс пришел к следующей классификации форм движения материи:

1. Механическое движение, рассматриваемое как перемещение земных и небесных масс.

2. Физическое движение, которое сводится к молекулярным процессам.

3. Химическое движение – в виде разъединения и соединения атомов в молекулы.

4. Биологическое движение, специфическое для органического мира, для явлений жизни (по определению Энгельса, жизнь есть способ существования особо сложных химических соединений – белковых тел).

5. Социальное движение, возникшее в связи с появлением человека и развитием его отличной от поведения животных целенаправленной трудовой деятельности.

Взаимосвязь основных форм движения материи:

С точки зрения Метафизики - Высшие формы(биологическая и социальная) сводимы к низшим (механическая, физическая, химическая). При изучении высших форм движения не учитывают действия в них низших.

С точки зрения Диалектики - Низшие формы входят в высшие, но высшая форма не простая сумма низших, а новое качество.

Созданная Энгельсом концепция форм движения материи содержала следующие важные положения.

1. Формы движения материи имеют своих материальных носителей.

2. Формы движения материи различаются по степени сложности. Поэтому различают низшие формы движения (механическая, физическая, химическая) и высшие формы (биологическая и социальная). 3. Будучи качественно различными, формы движения материи взаимосвязаны.

4. Формы движения в неорганической и живой природе при определенных условиях могут превращаться друг в друга.

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Например, механическая форма движения включает в себя равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное, хаотическое, криволинейное.

К типам движения можно отнести перенос (прогулка человека), трансформацию (растворение соли в воде) и рост (рост животных, бактерий и т.д.).

 

ВОПРОС: 10 ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

В качестве потенциально возможных источников сознания представляются:

— внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления.

— социокультурная среда.

— духовный мир индивида.

— мозг, который осуществляет общие функции сознания.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья, где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени, когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных