Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 30. Русская философия XVIII в.




Основные понятия: деизм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью (к ним относят Радищева и Ломоносова)., секуляризация - процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии., материализм — философское воззрение, в соответствии с которым материя, материальная субстанция является онтологически первичным началом, а идеальное (понятия, дух и т.п.) — вторичным.

Представители: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

1. 18 век поставил Россию вровень с Европой: -экономические реформы-развитие производства, ремесел и науки-политические новации, соседствовали с постоянными заговорами-разнообразное художественное творчество-использование жестокости и насилия при проведении реформ 2. Постоянные крестьянские выступления. (две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева) 3. Постоянные войны. Наиболее крупные:-северная война 1700- 1721-семилетняя война 1757- 1763-с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791 4. В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики. Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие или вольнодумство (не религиозная философия). Герцен А. И. Так охарактеризовал это время: «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения». 5. Начало этому процессу положили реформы Петра I. Они раскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновили господствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньев государственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ доположения рабов. Основные этапы развития философии в этот период. 1. Ученая дружина Петра I -неофициальное название кружка придворных интеллектуалов из духовного и дворянского сословия, которые защищали и обосновали реформы.-Василий Никитич Татищев (1686- 1750)-Феофан Прокопович (1681- 1736)-Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744)-Иван Тихонович Посошков (1652- 1726) Идеи: -отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественно-научного знания.-разработана первая в России классификация наук.-отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной каперниковские идеи. -Бог - совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления.-в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину - как согласие суждения с предметом.-разработали философскую терминологию на русском языке.2. период просвящение Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) – крупнейший представитель механического материализма. Идеи: -Он придерживался идеи и принципов атомизма (карпускул). Его научный интерес - свойства материи:«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».-В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое- это односторонние крайности процесса познания. Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции«двойной истины», т.е.: -есть истины которые могут не совпадать с религиозными-есть чисто религиозная сфера постижения истин-Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира. Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец с абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга в Москву».Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути, ток и по форме выражения.В своем философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе: -главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта. -весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи - движение. (В этом материализм).-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души.-в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое уравнивание людей.-исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с «шествием человеческого разума». В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеях декабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой период развития русской философии. Вывод:1. Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии.2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего.3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных