Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема сознания в философии и основные традиции ее осмысления в классической и постклассической философии.




Сознание – сложное многогранное явление, поэтому, чтобы отразить его всесторонне, требуется не одно, а много разных определений. Приведем некоторые.

Сознание – способность выделять себя в окружающем мире, разделять «Я» и «не-Я».

Гегель: «Сознание есть, с одной стороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя».

Сознание – субъективный образ объективного мира.

Сознание является фундаментальным понятием философии. Познать сознание трудно, ибо оно не существует как вещь, его нельзя потрогать, понюхать и т.д. – в отличие от материи оно не дано в ощущениях, сознание идеально.

Сознание не бывает вне человека и в этом смысле сознание всегда субъективно по форме своего существования, хотя отражает объективную реальность и по содержанию сознание объективно.

Познаем мы сознание анализируя формы его проявления: речь, поступки, результаты деятельности.

Подходы к пониманию сознания в классической философии

Существует несколько основных подходов к сознанию:

1. Субстанциональный подход (идеалистический):

рассматривает сознание как субстанцию, т.е. как нечто первичное, вечное. Этот подход присущ идеалистам. Сознание дано человеку от рождения, с их точки зрения. Оно и его проявления определяют все существующее.

Примеры. Совр. Психолог Ст.Гроф: «сознание – это безграничное информационное поле, которое по неизвестным каналам связи взаимодействует со всеми существующими органическими и неорганическими формами жизни». А ранее объективные идеалисты говорили «бог». Субъективные идеалисты (Юм) говорили, что мы не вправе задавать вопрос, откуда взялись наши ощущения. Они даны от рождения и всё!

2. функциональный подход (материалистический):

рассматривает сознание как функцию высокоорганизованной материи – социума и человека, наделенного сложным мозгом. Сознание выступает как высшая форма отражения. Сознание рассматривается как информационный процесс, как отражение скрытого содержания (сообщения) процессов и явлений в идеальном виде. Как идеальному, как информации сознанию необходим материальный носитель. Это может быть любая знаковая система. Прежде всего, язык, как система знаков (звуковых, письменных). Однако информация может быть закодирована и на других материальных носителях. Так возникла идея создания ЭВМ, где информация кодируется электрическими сигналами.

Подходы к пониманию сознания в постклассической философии

3. Экзистенциально-феноменологический подход:

занимается описанием феноменов сознания. Выделяются такие шаги сознания (феноменальные элементы) как ощущения, восприятия, «сырые чувства» (или как их сейчас принято называть, «квалиа», например, боль). Описание феноменов сознания важно – так мы выясняем его структуру, функции. Однако многие исследователи отмечают, что на самом деле мы не можем найти ощущения, восприятия как некие чистые формы сознания. На самом деле ощущения, восприятия всегда «нагружены», т.е. отражают внешний мир (жизненный мир).

Итак, существует множество подходов к сознанию, уточняющих вышеперечисленные. Это говорит о том, что сознание – это очень сложное явление и по-прежнему является тайной, которую человек не перестанет исследовать.

Сознание – сложное системное образование, совокупность разнообразных идеальных процессов (чувств, мыслей, эмоций, воли, памяти, интуиции, воображения и т.д.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных