Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.




Наука (греч. episteme, лат. Scientia) – сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания.

Понятие науки многогранно:

1. Наука выступает как деятельность по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

2. Наука – это не только деятельность, но и ее результат, т.е. наука – это система знаний, в совокупности дающих научную картину мира. Наука дает знание, организованное в строгую теоретическую систему, опирающуюся на научный метод. Цели науки – описание, объяснение и предсказание.

3. Наука выступает также и как социальный институт. Т.е. ученые, научные работники – это определенная социальная профессиональная группа. А сфера научной деятельности должна быть организована, должна финансироваться, управляться.

Классификация наук:

1. по предмету и методу: естественные, общественные, технические;

2. по направленности и отношению к практике: фундаментальные и прикладные.

 

Для описания науки используются такие понятия как «научная рациональность» и «типы рациональности». Активно их исследовал В.С.Степин.

1. Классическая наука. Классический тип научной рациональности (18-сер.19 вв.) характеризуется изучением объекта как существующего «сам по себе» (Декарт делил мир на субъект – чистый разум – и объект). Доминирует механистическая НКМ. Господствующей схемой научного знания становится каузально-классическая схема «если …то», задающая строгую однозначность, определенность, линейность, детерминированность обосновываемых знаний, где случайности и гипотезам не было места.

2. Неклассическая наука. Неклассический тип научной рациональности (19-сер.20 вв.) связан с неклассическим этапом развития науки. Характерно высказывание Н.Бора: «мы является не только зрителями, но и актерами на сцене природы». Т.е. признается влияние субъекта на познание, зависимость полученных данных от используемых приборов (Н.Бор: электрон одними приборами фиксируется как поле, другими – как частица. Отсюда принцип корпускулярно-волнового дуализма).

Стала пониматься относительность теорий. Произошел отход от одномерности, от однозначности и линейности к пониманию многовариантности знания (принцип дополнительности).

3. Постнеклассическая наука. Постнеклассический тип научной рациональности (сер. 20 – наст.время).

Научное знание и познание исходят из следующих принципов:

- антропный принцип, из которого следует ответственность человека за то, что происходит в мире, начинает развиваться такое направление как этика науки;

- принцип глобального эволюционизма;

- коэволюция общества и природы (идея ноосферы);

- принципы синергетики как общенаучного подхода;

- признается нелинейность развития систем, их неустойчивость (отсюда идея «общества риска» У.Бека и др.).

Постнеклассической науке характерен другой тип рассуждения: «что произойдет, если…», какой ценой будет установлен порядок из хаоса? И т.п. Принимается отказ от беспрекословной манипуляции и жесткого контроля над сложными системами. Раз нет однозначности в развитии сложных систем, то используется метод проигрывания возможных вариантов развития системы и анализ причин ее неустойчивости. На основе системного подхода и синергетики уделяется внимание взаимодействию системы и среды, процессам кооперативного взаимодействия и самоорганизации.

Вот на такой основе стараются решать и экологические проблемы, аргументация строится «от человека», подчеркивается ответственность человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных