ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.Наука (греч. episteme, лат. Scientia) – сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания. Понятие науки многогранно: 1. Наука выступает как деятельность по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. 2. Наука – это не только деятельность, но и ее результат, т.е. наука – это система знаний, в совокупности дающих научную картину мира. Наука дает знание, организованное в строгую теоретическую систему, опирающуюся на научный метод. Цели науки – описание, объяснение и предсказание. 3. Наука выступает также и как социальный институт. Т.е. ученые, научные работники – это определенная социальная профессиональная группа. А сфера научной деятельности должна быть организована, должна финансироваться, управляться. Классификация наук: 1. по предмету и методу: естественные, общественные, технические; 2. по направленности и отношению к практике: фундаментальные и прикладные.
Для описания науки используются такие понятия как «научная рациональность» и «типы рациональности». Активно их исследовал В.С.Степин. 1. Классическая наука. Классический тип научной рациональности (18-сер.19 вв.) характеризуется изучением объекта как существующего «сам по себе» (Декарт делил мир на субъект – чистый разум – и объект). Доминирует механистическая НКМ. Господствующей схемой научного знания становится каузально-классическая схема «если …то», задающая строгую однозначность, определенность, линейность, детерминированность обосновываемых знаний, где случайности и гипотезам не было места. 2. Неклассическая наука. Неклассический тип научной рациональности (19-сер.20 вв.) связан с неклассическим этапом развития науки. Характерно высказывание Н.Бора: «мы является не только зрителями, но и актерами на сцене природы». Т.е. признается влияние субъекта на познание, зависимость полученных данных от используемых приборов (Н.Бор: электрон одними приборами фиксируется как поле, другими – как частица. Отсюда принцип корпускулярно-волнового дуализма). Стала пониматься относительность теорий. Произошел отход от одномерности, от однозначности и линейности к пониманию многовариантности знания (принцип дополнительности). 3. Постнеклассическая наука. Постнеклассический тип научной рациональности (сер. 20 – наст.время). Научное знание и познание исходят из следующих принципов: - антропный принцип, из которого следует ответственность человека за то, что происходит в мире, начинает развиваться такое направление как этика науки; - принцип глобального эволюционизма; - коэволюция общества и природы (идея ноосферы); - принципы синергетики как общенаучного подхода; - признается нелинейность развития систем, их неустойчивость (отсюда идея «общества риска» У.Бека и др.). Постнеклассической науке характерен другой тип рассуждения: «что произойдет, если…», какой ценой будет установлен порядок из хаоса? И т.п. Принимается отказ от беспрекословной манипуляции и жесткого контроля над сложными системами. Раз нет однозначности в развитии сложных систем, то используется метод проигрывания возможных вариантов развития системы и анализ причин ее неустойчивости. На основе системного подхода и синергетики уделяется внимание взаимодействию системы и среды, процессам кооперативного взаимодействия и самоорганизации. Вот на такой основе стараются решать и экологические проблемы, аргументация строится «от человека», подчеркивается ответственность человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|