Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия коммуникативного действия




Коммуникативное действие – символически опосредованное действие, регулируемое нормами, направленное на достижение взаимодействия.

Юрген Хабермас – младший представитель франкфуртской школы социальной философии. Главное отличие социального учения Ю. Хабермаса – теория коммуникативного действия. Для Хабермаса коммуникация – это определенное социальное действие, важный аспект жизненного мира. Жизненный мир – это повседневная реальность человека, которую создает человек посредством действий и общения, коммуникации. Жизненный мир – продукт коммуникативного действия человека.

Большое внимание Хабермас уделял процессу рационализации коммуникативной деятельности. Процессы взаимодействия людей должны быть рационально истолкованными, иначе невозможна коммуникация. Основные компоненты рационализации: нормативные, т. е. опирающиеся на существующие нормы отношений и поведения людей; экспрессивные, т. е. вызванные непосредственной реакцией человека; ценностные, т. е. опирающиеся на существующие жизненные ценности людей.

Уровни рационализации: нормативный, диалектический, риторический. Социальную эволюцию Хабермас понимал как развитие познавательных способностей, развитие рационализации.

Он различал 5 стадий эволюции общества: мифопоэтическая (первобытные люди); космологическая (стремление объяснить происхождение мира); религиозная (Бог – объект познания мира); метафизическая или философская (познание мира мышлением); современная.

Результаты рационализации осуществляются в виде идеальных типов социального действия. Типы социального действия: 1) стратегическое (главное – цель); 2) нормативное (главное – норма поведения); 3) драматургическое (игра, создание имиджа); 4) коммуникативное (свободное соглашение участников для достижения положительных результатов). Хабермас считал, что человек живет в трех языковых мирах – объективном (внешнем), социальном (созданным взаимодействием) и субъективном (внутреннем мире человека). Каждое действие человека должно быть понято с учетом этих компонентов.

Эти положения Хабермас использует для объяснения сущности научного знания. Кроме научного знания большое значение имеет практическая повседневная жизнь людей.

 

Синергетика

В формировании нового мышления в XXI веке большую роль должна сыграть синергетика.Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).Здесь акцент делается на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении.

Вопрос об оптимальной упорядоченности и организации особенно остро стоит при исследованиях глобальных проблем – энергетических, экологических, многих других, требующих привлечения огромных ресурсов. Здесь нет возможности искать ответ методом проб и ошибок, а «навязать» системе необходимое поведение очень трудно. Гораздо разумнее действовать, опираясь на знание внутренних свойств системы, законов ее развития. В такой ситуации значение законов самоорганизации, формирования упорядоченности в физических, биологических и других системах трудно переоценить.

Другая причина, обусловившая создание синергетики, – необходимость при решении ряда задач науки и техники анализировать сложные процессы различной природы, используя при этом новые математические методы.

Эта наука носит интегрирующий характер, объединяя общими законами разные области наук: физику, химию, биологию, психологию, социальные науки, астрономию, философию и т.д.

Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое.

В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Причём это качественно не те же самые образования, отличающиеся только геометрическими размерами, формой или другими физическими особенностями. Во Вселенной возникают уникальные образования, непрерывно возникают новые перестройки (бифурикации), в результате которых рождаются качественно новые структуры, не имевшие до сих пор аналогов. Они обладают новыми неповторимыми свойствами.В некоторых случаях эти свойства можно предугадать, опираясь на свойства элементов этих систем. Простейший пример этому – вода. Она обладает аномальной зависимостью плотности от температуры, и это свойство мы не можем вывести из свойств атомов (или молекулярных свойств) водорода и кислорода, которые более или менее известны.

17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления.

Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения.

Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (16 – 17 века) и Реформации. Специфическими чертами белорусской философии эпохи Возрождения можно назвать следующие:

-в отличие от Западной Европы здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы;

-в отечественной философской практике доминирует идея права, как одного из основных институтов государственного управления;

-гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса можно выделить следующие направления:

-радикальное реформационно-гуманистическое

-умеренное реформационно-гуманистическое течение

Развитие философской мысли Беларуси 17 – нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства.

С середины 19 ст. в связи с увеличением количества этнографических исследований и ростом интереса к ним философская мысль акцентирует проблематику поиска национальной культурной идентификации, идеи национально-культурного возрождения.

Развитие отечественной философии в ХХ столетии во многом определялось социокультурным и идеологическими факторами, доминировавшими в разные периоды. Уже в начале ХХв. можно выделить три направления философской мысли Беларуси – религиозно-идеалистическое, марксистское, национально-возрожденческое. В постчернобыльскую эпоху актуальными стали вопросы, связанные с экологией, гуманизацией инженерной деятельности, модернизацией деятельности.

Современный период философского творчества на Беларуси связан с разработкой идей национальной самобытности белорусов, формированием четкой мировоззренческой позиции, включенности белорусов в мировую культуру и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных