Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа как объект естественнонаучного и философского познания. Проблема взаимодействия общества и природы является одной из глобальных проблем современности




Проблема взаимодействия общества и природы является одной из глобальных проблем современности. Понятие «природа» употребляется в широком и узком смысле слова. В широком это эквивалентно понятию Вселенная, универсум, бытие. В узком – это естественная среда, окружающая человека, и она задает рамки для человеческой активности.

В истории можно выделить 3 основные модели взаимодействия человека и природы: 1 – мифологическая модель (господство природы над человеком); 2 – научно-технологическая (стремление человека властвовать над природой); 3 – философско-гуманистическая (гармония человека и природы).

1: активность человека направлена не на внешний мир, а на внутренний. Возможности внутреннего совершенствования безграничны, и это связано с тем, что в космосе силы хаоса до конца не преодолимы. Согласно древним грекам, человек должен не преобразовывать природу, а верно следовать ей. Высшим выражением гармонии человека и природы выступала красота, она была символом разумности бытия. Природа выступает объектом созерцания, эталоном для развития духа, а уж потом – полем приложения творческих сил.однако Древняя Греция подготовила вторую модель – прагматическую, чем вызвала развитие понятийного, логического мышления. Эту же модель развивало и Средневековье: человек должен был подняться над природой и устремиться к Богу. Согласно теоцентризму, человек вправе использовать природу по своему усмотрению. В монастырских хозяйствах поощрялось изобретение технических устройств для того, чтобы освободить время для молитв. Потребность познания природы стимулировалась священным писанием, т.к., изучая природу, человек должен был расшифровать тот смысл, который Бог вложил в мир.

2: эта модель формируется в эпоху Возрождения. Отношение к природе меняется, человек стремится подчинить себе природу, он объявляет себя земным богом, который должен господствовать над природой и преобразовать ее в соответствии со своими потребностями. Религиозный идеал смирения сменяется идеалом творческой активности, через который утверждается ценность индивидуального бытия, достоинство личности и свободы, творческое проявление духа. Стремление сделать человека владыкой природы подстегнуло развитие науки. 3: эта модель призвана преодолеть последствия второй модели. Она строится на основе диалогической культуры, исходя из равнозначности человека и природы. Поэтому надо стремиться к гармонии между человеком и природой, к совместному развитию биосферы и общества в направлении оптимального соотношения. В рамках этой модели очень актуальна идея ноосферы Вернадского, который разработал учение о переходе биосферы в ноосферу. Он рассматривал жизнь как важнейшую геологическую силу, а науку как движущую силу создания ноосферы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных