Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ, ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ




Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.

Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

Социальные факты — особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах.

Социальная реальность складывается из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых является трудной задачей. Не ставя такой задачи, выделим лишь некоторые важнейшие компоненты социальной реальности.

Сами люди, их объединения, отношения, действия — это главная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. Двухслойное — материальное и духовное — содержание социальной реальности есть след, оставляемый им на всем, что имеет место в человеческом мире. Помимо того, что каждый индивид должен решать «для себя» вопрос о смысле своих действий и своей жизни вообще, в обществе его поведение и он сам приобретают смысл «для других». Люди и группы людей становятся социальными символами, носителями особого смысла, поскольку они выступают не просто как живые существа, а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той или иной профессии и т. д.

Язык. Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. Язык представляет собою код, на котором люди передают друг другу информацию. Общаясь с помощью языка, люди приписывают звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически — как колебания воздуха (или какие-то закорючки) — сами по себе не обладают.

Мир материальных артефактов — это искусственно созданная людьми среда обитания, «вторая природа», в которой живет человеческое общество. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта артефактная среда: пеленки и соски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет — все это продукты человеческого труда. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Общество существует как бы на грани двух миров — естественного и искусственного, причем в ходе исторического развития первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить мир артефактов в замкнутую сферу и полностью отгородиться ею от природы невозможно).

Природные явления, вовлеченные в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл — ценность, пользу и т. д. — также и в естественно возникших ее явлениях.

Коллективные представления. Люди не только создают социальную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как и природу. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира.

В качестве коллективных представлений могут выступать социальные стереотипы — упрощенные, схематизированные образы каких-либо общественных явлений и объектов, получившие широкое признание в общественном мнении. Существуют, например, стереотипные образы представителей разных наций. Стереотипы — это шаблоны, под которые подгоняются человеческие мысли и действия. Часто они являются предвзятыми, связанными с предубеждениями И предрассудками. Реклама и идеологическая пропаганда, создавая и внедряя в массовое сознание стереотипы, использует их как средство манипулирования общественным мнением.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных