Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия 2 тысячелетия




Исиха́зм («спокойствие, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божьей благодати. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Главным оппонентом учения являлся Никифор Григора. Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в первом тысячелетии. Большая их часть представляла собой монашеские практики, как, скажем, у Симеона Нового Богослова, византийского богослова X века. Но именно теоретиком исихазма стал св. Григорий Палама, живший в XIV веке. Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В 1341 году учение Паламы было признано официальной доктриной православия. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.) Кратко говоря, исихазм — это мистическая практика умно-сердечной молитвы совмещенная с контролем за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая подвижника к богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Схоластика - средневековая «школьная философия», представители к-рой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. 1) Ранняя схоластика (IX—XII века) была периодом почкования, а не расцвета, поскольку не создал достаточно полной философской концепции. Тем не менее он все-таки подготовил расцвет и создал условия для того, чтобы в XIII в. система средневековой философии сразу появилась готовой и завершенной. Схоластика в этот период имела абсолютно религиозный характер. Главные представители: в Германии — Гуго Сен-Викторский; в Англии — Иоанн Скот Эриугена, во Франции — Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, в Италии — Ансельм Кентерберийский и Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции – считается отцом схоластики. Эриугена попытался соединить христианское мировоззрение с неоплатоническим учением. Природу (под этим понятием Эриугена все сущее, в том числе и Бога) он разделил на: -природу творящую и несотворенную (Бог как творец мира); -природу творящую и сотворенную (мир идей);
-природу нетворящую и сотворенную (мир вещей);
-природу нетворящую и несотворенную (Бог как конечная цель, вобравшая в себя все остальное).
Ансельм Кентерберийский (1033–1109) итальянец–подобно Августину утверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально» обоснована.
Иоанн Росцелин (1050–1120)–Франция. Был обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов (бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия– это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.
Пьер Абеляр (1079–1142)–французский философ и теолог. Стал отличным полемистом (диспут появился в средние века.
Согласно Абеляру, общее существует в отдельных индивидах, а человеческий разум в состоянии воспринимать это общее и формировать "концепты" (понятия). Эта позиция получила наименование концепутализм. Абеляр также известен своим анализом интенции (намерения): оцениваться должно не только совершенное деяние, но и интенция (намерения).

Самый значительный философ этого периода - Уильям Оккам (между 1280 и 1290-1349) и Мейстер Экхарт (1260-1328), который развивает мистическое учение.
Оккам - представитель критического номинализма. Бога он рассматривает как свободное и всемогущее, а также не противоречивое по своей сущности существо. Мир, наоборот, противоречив, случаен, грешен. Существуют две формы знания: интуитивное и абстрагированное, на уровне которого появляются универсальные понятия. Оккам утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь «имена» – содержащиеся в уме «понятия» и «слова» устной или письменной речи. «Понятия» – это естественные знаки вещей, а «слова» – всего лишь условные знаки. Реальным существованием обладают не универсалии, а индивидуальные, т.е. единичные, вещи окружающего мира. Этот акцент на единичном как на единственной реальности выражает суть оккамизма.Кроме того, Оккам настаивал на том, что всякое подлинное объяснение (а стало быть – любая теологическая или философская система) должно быть предельно простым. Этот принцип «экономии мышления» получил название «бритвы Оккама». Еще одним ключевым моментом учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Экхарт учил, что вне Бога нет бытия. Бог присутствует во всем, но особенно – в душе человека. Человек, в своем греховном состоянии, не осознает божественного присутствия. Только очистившись от всего греховного, он может приготовить свою душу к мистическому единению с Богом, в чем и состоит главная цель человеческого существования.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных