Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Софисты. Сократ и сократические школы.




Философское движение эпохи зрелых рабов. демократий.(V - VI в. д.н.э.)

В V в.д.н.э. на смену политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений – народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей становились учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время философия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказательствам предвзятой цели, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Такая характеристика опиралась на то, что новые учителя философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерным для всех представителей софизма является тезис об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существуют, что они не существуют.”

Старшая группа: Протагор (481 - 411д.н.э.), Горгий, Гиппий и Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознываемо. Если оно познваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в вопросах права и общеполитических вопросах.

Младшие софисты.(VI в.д.н.э.) В их учениях особенно выделяются этические и социальные идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (Знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Фразимах расространил учение об относительности всякого знания на социально-этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что полезно сильному.

СОКРАТ. Афинянин (469-399 д.н.э.). Сократ собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть которых оказалась врагами рабовладельческой демократии. Это, а также выступления самого Сократа против демократического строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана, а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Философия по Сократу - учение о том как следует жить. Сократ выступает проти натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя. (самопознание)

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, таким образом знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.

В этике Сократа отождествляется добродетель со знанием. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшеее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. Благо человека - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в настоящий момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что человек должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист: “ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно преходяще, но если смысл жизни в наслаждении, которое так трудно получить, то стоит ли жить?”

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей, привязанностей к удовольствиям связывающим человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существует. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили добродетель Сократа с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит характер всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Существует только необходимое, возможности нет.

9.Философия Платона (“Федон”, “Софист”, “Пир”; Федр, Псавний, Эриксимах, Аристофан, Агафон, Сократ).

До конца V в. д.н.э. основным типом древнегреческой философии был материализм.

Платон (427-347д.н.э.). Афинянин, был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах южной Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г. он вернулся в Афины и основал школу (академия).

По-видимому свою литературную деятельность начал с небольших диалогов по вопр этики. В зрелый период им был написан трактат “Государство”, затем диалоги “Пир”, “Теэтет”, “Федон”. К поздним работам относится диалог “Законы”. Философское учение Платона охватывает широкий круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, разделении труда, воспитании, искусстве.

Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувственным вещам идеи, и причины, и образцы, и цели, к которым стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Т.к. чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения) Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество чувствееных вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существующих предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности).

Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между ними и подлинным знанием занимают математические знания. Они имеют нечто родственное чувственным вещам и идеям.

Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах “Софист” и “Парменид” Платон приходит к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движение, покой, тождество и изменение - могут мыслиться только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и разве самому себе и не равенство, и тождественен себе и преходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматривается само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассматривается по отношению к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по Платону, искусство диалектики.

В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы.

Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которая создаётся низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Так как люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами своб граждан.

В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Разной части должен соотв разряд правителей -философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов - личной собственности, а также учение об общности жен и государственном воспитании детей.

“ПИР”

Федр: Эрот - древнейший бог, первоисточник величайших благ. Любовь должна учить стыдиться постыдного и стремиться к прекрасному. Недостойный поступок...стыд перед возлюбленным. Войско или госудаоство из влюбленных. Если Гомер говорит, что некоторым героям отвагу внушает бог, то любящим ее внушает Эрот. Любящие готовы умереть друг за друга (Алкестида решилась умереть за своего мужа). Боги тоже высоко чтут преданность и самоотверженность в любви.

Павсаний: Эротов 2 - небесный и пошлый. Любое дело само по себе не бывает прекрасным или безобразным, а смотря по тому как оно делается. Тот эрот прекрасен, который побуждает прекрасно любить. Пошлый эрот: это та любовь которую любят люди заурядные - любят женщин больше чем юношей и больше тело, чем душу.

Небесный эрот - одержимые этим эротом обращаются к юношам, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим разумом. Так как любое дело может быть и прекрасным и безобразным, то небесная любовь возникает, когда поклонник считает справедливым оказывать уступившему юноше любые услуги, а юноша считает справедливым ни в чем не отказывать человеку, который делает его мудрым и добрым, умным и доблестным.

Эриксимах (врач): Двойственный эрот заключен в самой природе тела(больное начало и здоровое) угождать началу хорошему - хорошо, плохому - плохо.. Гармония, врачевание, музыка, погода, земледелие.

Аристофан: Люди не знают величайшей силы эрота, иначе ему бы воздвигли храмы. Кое-что о человеческой природе. Было 3 пола. Один соединял и мужское и женское начало. Люди были рассечены пополам богами. С этих пор свойственно людям любовное влечение, которое соединяя половины, пытается сделать из 2 одно и тем самым исцелить человеческую природу. Любовь это жажда целостности и стремление к ней.

Агафон. Хочет восхвалить самого Эрота, а не его дары как делали прежние ораторы. Эрот самый молодой, так как он обходит старость и неразлучен с молодыми. Он нежен. Гомер - нежны стопы у нее: не касается ими Праха земного; она по главам человеческим ходит. (о богине Ата) Он гибок, справедлив, никогда не обижает ни богов ни людей. Благоразумен. Храбр и тд.

Сократ: Эрот - это любовь к кому-нибудь. Любовь вожделеет к своему предмету. Вожделеет, когда не обладает (спорный вопрос...). Вожделение вызывает то, чего недостает. Если здоровый человек хочет быть здоровым, то он хочет быть здоровым в будущем. А это означает любить то, чего еще нет, если хочешь сохранить на будущее то, что имеешь теперь. Эрот - любовь к красоте. Значит он не имеет красоты и нуждается в ней.

Речь, услышанная от афинянки. Между мудростью и невежеством есть нечто среднее. Верное, но не подкрепленное доводами представление - не есть знание. Если нет объяснения, какое же это знание (но и не невежество). Эрот, следовательно, по середине, между крайностями. Эрот не бог, так как обделен красотой. Он не смертный и не бессмертный. - он демон, посредник между людьми и богами. Он заполняет промежуток между ними и связывает мир внутренней связью.

Эрот – философ, так как он любит прекрасное, а мудрость прекрасна. Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

Все любят благо и хотят быть счастливыми, но мы говорим не обо всех, что они любят. Мы берем только одну разновидность любви и закрепляем за ней общее понятие, а другие разновидности именуем иначе.

ЛЮБОВЬ - это любовь к вечному обладанию благом. Чтобы стремление к благу можно было назвать любовью необходимо родить в прекрасном как телесно так и духовно. Рождение - это доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. Любовь это и стремление к бессмертию.

Смертная природа может стать бессмертной только деторождением, оставляя каждый раз новое вместо старого. Человек от рождения до старости считается одним лицом, но он никогда не бывает одним и тем же. Все смертное сохраняется устаревая и уходя, но в то же время оставляя свое новое подобие.

Доблесть - ради бессмертной славы.

Высшие таинства любви. Сначала человек должен полюбить прекрасное тело и родить о нем прекрасные мысли. Затем он станет любить все прекрасные тела, а к одному охладеет ибо сочтет такую любовь мелкой. После этого он начнет ценить красоту души выше чем красоту тела, постигнет красоту насущных дел и обычаев. От насущных дел он должен перейти к наукам, чтобы увидеть их красоту и стремясь к красоте уже во всем ее многообразии не быть рабом привлекательности кого-то или чего-то, а повернуть к открытому морю красоты и созерцая его в неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и мысли, пока он не увидит той единственной науки, которая касается красоты.

КРАСОТА: Тот кто пройдет весь путь увидит в конце этого пути нечто удивительно прекрасное, нечто, во-первых вечное, т.е. не знающее ни рождения ни смерти, ни роста, ни оскудения, во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное. Красота предстанет пред ним сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая, все другие разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится больше или меньше. Он увидит ее чистой, без примесей, без искажений, не обремененную человеческой плотью. Это божественная красота.

Человек увидевший эту красоту сумеет родить не признаки совершенства, а совершенно истинное, потому что постигает он истину, а не призрак.

10.Философия Аристотеля (Критика Платоновской теориии “идей”, Логика, Теория познания, Космология и физика).

Родился во Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322 д.н.э.). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - гимнасии (Ликей).

До нас дошли не все тексты Аристотеля. Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого Аристотеля. Например, “Метафизика”, по-видимому, представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля его сочинения: “О душе”, “Физика”, “Категории”. “Физика” Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, политэкономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платоновских атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения представляют большую ценность.

Критика Платоновской теориии “идей”, Логика. Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критики учения Платона об идеях. Эта теория(об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть непосредственными сущностями вещей.

3.Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4.Платоновское учение о сущности идей независимых по отнош к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать едея, то кроме идеи, например человека и кроме соответствующих ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее, для этой новой идеи человека и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна - третья идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.

Противоположность материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является медь. Медь лишена формы т.к. еще не является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего является материя. Согласно этому в пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категориии эти таким образом становятся текучими.

Каждая форма может рассматриваться и как материя для которой должна существовать соответствующая ей высшая форма. Например, если кирпич являющийся формой глины, рассматривать как материю, то формой этой материи будет дом. Однако, так мы поднимаемся до формы, которую уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой является перводвигатель или бог - идеализм. Но вообще, по Аристотелю, чувственно-воспринимаемые вещи есть единство материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существование независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Таким образом, источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает, что в разуме нет ничего, что было бы раньше в ощущениях, утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, которые по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и которые должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей являются по Аристотелю отражениями объективно существующих связей. Аристотель рассматривал логическое строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о правильности умозаключений и доказательств. В центре всех этих исследований лежит теория умозаключений. В соответствии со спецификой античного знания, ограниченного прямым наблюдением и построением умозрительных гипотез Аристотель главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция) а на индукцию обращает мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространяется на все бытие и даже на бога. Эта целесообразность является внутренней и бессознательной целесообразностью природы. Примеры целесообразности видел в росте организмов.

Общественно политические теории Аристотеля. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее совершенный вид блаженства. Созерцательная деятельность разума существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий, однако, они в силу своего образа жизни и территориальной распыленности не могут активно вмешиваться в вопросы управления. Этим делом должны заниматься среднезажиточнуе классы общесва.

Аристотель различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных