Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Западная философия. Позитивизм и его эволюция.




Во всторой половине XIX в. позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против фиософии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой они понималм умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию).

Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Таким образом, если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1. 1. Собственно позитивизм (30-70 гг. XIX в.) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер.

2. 2. Эмпириокритицизм (конец XIX в.) - Мах, Авенариус.

3. 3. Неопозитивизм (с середины 20-х гг. XX в.) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель позитивизма - О.Конт (1798-1857 гг.). Его работа: “Курс позитивной философии”. Основные идеи этой работы:

1. 1. Попытка классификации наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при котором логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология).

2. 2. Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизикой, с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метафика должна быть отвергнута.

3. 3. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответствующие типы мировоззрения:

a) a) Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов...

b) b) Метафизическая - бог становится субъстанцией...

c) c) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстрактным мышлением.

4. 4. Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое человечество - результат, но не предпосылка исторического процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883 гг.). Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теорию знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествознания и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни системы сменяются другими. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стороны естествознания. Надо методы естествознания применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физика - это теоретическое знание, которое позволяет контролировать процессы. Особенность физики - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физика предполагает 2 уровня знания:

a) a) Эмпирические обобщения.

b) b) Объясняющая теория.

Между этими уровнями существует строгая логическая связь - эмпирическое обобщение есть логический вывод из объясняющей теории. Необходимо их взаимоподкрепление.

Метод социальной науки должен стать точной копией методов физики.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). Он, подобно Конту, поставил задачу создать синтетическую философию без самой философии. По Спенсеру - это вся философия, но без метафизики (т.к. метафизика - это попытка судить о мире вещей, которые непознаваемы). Стержнем единства знаний людей является идея эволюции. Процесс эволюции означает возрастание определенности вида. Спенсер выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из закона сознания, т.е. психической привычки человека.

Человек имеет дело со сплошным потоком впечатлений, этот поток - основа закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции при рассмотрении теоретического познания: он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть результат накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно, для индивида априорно. Т.е в историческом развитии опыт приводит к возникновению нового знания, а затем это новое усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. Ее цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали основным законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость, причинность и др. рассудочных понятий. В итоге эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности нейтральных элементов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составляют ощущения.

Сами по себе элементы мира нейтральны (к материи, сознанию), различие их функционально: одни и те же элементы мира составляют физическую реальность, и в этом случае они связаны цепью физической причинности. Психологические элементы связаны цепью мнемонической причинности и проявляются в том, что мы называем памятью.

Таким образом эмпириокритицизм исходит из феноменологического понимания психического и физического понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания - субъективный идеализм.

Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Главным идейным источником неопозитивизма был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого - экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания, как логических конструкции на основе чувственных содержаний (чувственных данных). Изгоняли из философии метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка”.

Позитивисты считали основной вопрос философии, а также др. коренные вопросы философии неразрешимыми из-за слабости человеческого разума, махисты - что основной вопрос философии снимается и разрешается учением о нейтральных элементах, неопозитивисты заявляют, что и основной вопрос философии и вообще проблемы, считавшиеся ранее философскими - это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача - логический анализ и прояснение положений науки, в которых выражаются знания о мире.

Сведению философии к логическому анализу неопозитивизм обязан Б. Расселу, который воспользовался при этом достижениями математической логики. Попытавшиь дать строгие определения математических понятий он пришел к выводу, что вся математика может быть сведена к логике. Далее Рассел придал более широкое значение методу логического анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что философия состоит в логическом анализе языка.

Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и таким образом очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивисты различают 3 типа осмысленных предложений

1. 1. Высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более).

2. 2. Предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказыванию о эмпирических фактах).

3. 3. Предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания).

Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл необходим специальный метод – верификация. Суть - в сравнении предложения с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения заключается в методе его проверки”. Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа “душа человека бесссмертна” бессмыслены, т.к. не могут быть проверены.

Под фактами неопозитивисты понимают ощущения, переживания, словом состояния сознания. Утверждение о том, что роза, аромат которой я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее материальной или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в процессе верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не может быть верифицированы, так как верификация всегда относится к конкретному эмпирическому факту. В силу субъективизма верификации истины положения науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производящего верификацию. Поэтому было предложено считать предложения верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выяснения истинности предложения сравнивать его с другими предложениями. Понимание истины как соответствия фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой других предложений, что не может быть основой знания.

28.Философия экзистенциалистов. (Камю - “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр - “Экзистенциализм - это гуманизм”).

Экзистенциализм - философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Германии экзистенциализм стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния). Новая волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Экзистенциализм поставили вопос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

Экзистенциализм объявл предметом философии - бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существо есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее преживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека, есть”бытие в себе”, а человеческое существование есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для философии человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого быытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничожество человек испытывает страх - “человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в “пограничных ситуациях” - страдание, борьба, смерть.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода.

Однако, свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопоставляемая необходимости и отрешенная от общества - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным”, свобода есть мучительная необходимость.

Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время - это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных