ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия постмодернизма. Ø Пришло из искусства.70-80 гг Ø Пришло из искусства. Претендует стать философией. Но философия имеет мировозрение. Философия личности. Формирует философию для каждого. От частного к частному. Некий образ жизни и творчества, имеющий свои ценности. Пример: Худдерт Вассер(архитектура) Реплики Пример: Стадион и купола Осовбождение от правли в культуре и искуссвте. Эклектический объет. Культурный контекст и знания. Узнавание объектов искуссва как взятх, «процетированных» объектов искуссва. Философское содержание: скептицизм и релятивизм. Игра без правил и истин.
С одной стороны, критика философской логики. Логоцентристская. Первопричина, порядок и истина исключаются из философского. Ø Объект не как целостность, а как совокупность знаков. Ø Превращение совокупность знаков в знаковую систему есть процесс творения. Ø Исключение логоса. Процесс творения. Идут от искусства. Ø Дали – использование в качестве домашних предметов неподходящих для этого вещей. Ø Истина не открывается, а заново творится, в зависимости от языка человека. У каждого человека своя истина. Ø Лиотар, Дарида, Фуко, Жрж Батай, Рене Барт, Жиль Де Лез, Жан Беррида, Джордж Бодрияр. Ø Задача философии: не искать способы объяснения мира, а создавать новые. Задача сознания и разума: интерпретация и посредничество между различными областями культуры. Термин “постмодернизм” имеет долгую историю. Впервые это слово употребил Р. Панвиц в 1914 г. в книге “Кризис европейской культуры”. В 1934 г. Ф. Де Онис обозначал этим понятием культурную реакцию на модернизм. В 1947 г. английский культуролог А. Тойнби в своём “Изучении истории” назвал постмодернизмом конец западного господства в культурной и религиозной сферах человеческой культуры. В начале 1970-х гг. американский теолог Ф. Кокс ввёл понятие “постмодернистская теология”. Однако в общенаучный обиход термин вошёл через посредство теории архитектуры: в 1977 г. англичанин Ч. Дженкс назвал постмодернизмом частичное возвращение от неоавангарда к традиции. Вопрос о соответствии языка реальной действительности, о его возможностях адекватно выражать объективное содержание вещей и процессов, стал одним из главных в философии языка XX в. Признавать посредничество языка - значит признавать существование объекта познания, субъекта познания и связь между ними, т.е. признавать субъект объективную модель познания. Но в XX в. смысл данного вопроса был поставлен под сомнение. Так, французский лингвист Ф. Де Соссюр настаивал на произвольности связей между словом и предметом, знаком и означаемым, а американский философ-прагматист Р. Рорти отказал языку в способности быть посредником репрезентации (представительства) или выражения содержания действительности. В конце XX в. в постмодернизме сформировалось определенное толкование проблемы "язык-действительность", согласно которому признается наличие "демаркационной линии" между вещами и словами: то, что выражено в слове, предложении, не существует вне последних. Ни одно описание мира, даже научное, не является точной репрезентацией действительности как она есть "сама по себе". Более того, сама идея такой репрезентации лишена всякого смысла, а высказывание, содержащее эту идею, является бессмысленным. Язык не связан с действительностью, а она не имеет способности говорить. Тексты включены в языковую игру, которая и определяет их смыслы. По сути, предлагается отказаться от прежней гносеологической проблематики, связанной с познанием сущности, истины, от представления, что научный язык способен адекватно описать и выразить содержание действительности. Современные постмодернистские философы "освобождают" язык не только от функции репрезентации действительности, но и от его непосредственной связи с мышлением. Они считают, что язык искажает мысль, ибо диктует ей правила и нормы оформления в порядок. Разорвав связи и взаимоотношения между действительностью, мышлением, логикой, языком, представители аналитической философии, философии языка породили гносеологический (познавательный) плюрализм и релятивизм (относительный) "на грани удручающей бессвязности". Многие усматривают в постмодерне очередной призыв к разрушению любых этических систем. Постмодернизм угрожает всем без исключения политическим системам, поскольку содержит в себе отрицание законов и законопослушания. Смешение философии, искусства и науки привело к неклассическому типу прогресса, где основным производимым продуктом является информация. При этом ключевым термином в описании мира становится “симулякр”. В классической эстетике симулякром именовали подобие действительности, созданное в результате подражания.
Билет №6. 1. Философский рационализм Сократа. Начиная с Сократа стало употребляться слово «философия»- любовь к мудрости. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопрос о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. По отношению к материальному миру он был агностиком, полагая, что познать мир невозможно; зато доступна пониманию душа человека, в познании которой и состоит суть философии. Познать самого себя – это значит для Сократа найти общие для людей нравственные качества. Счастье есть осознанная добродетель, зло – есть незнание добра. Человек, управляющий страстями, обретает счастье, ибо его душа становится добродетельной. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели, как и моральные законы, Сократ считал вечными и неизменными. Философия должна, по Сократу, стать учением о том, как следует человеку жить; обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом – высшей целью. Такое сближение знания и нравственности лежит в основе т.н. «этического рационализма» Сократа. Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречия в рассуждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выявлялись слабые места в знаниях противника. В этом состоит т.н. сократовская ирония. У Сократа мы встречаемся также с первой попыткой классификации форм государства. И здесь он опирается на свой этический рационализм. Такие формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. Сила этического учения Сократа была подтверждена не только его философскими рассуждениями, но и самой его смертью, которую он мужественно принял, выпив яд, подчиняясь несправедливому, но формально правильному решению суда Афин, смерть – это выздоровление. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|