ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура и методы научного познания.Научное познание - познание целью, которого является открытие объективных обоснованных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Научное познание – высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой. Познание состоит из: цели (достижение истины) и результата (знание). В структуре научного познания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Эмпирический уровень - преобладает чувственный опыт, рациональное познание имеет место, но подчинено чувственному. Исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно. Знание на этом уровне фрагментарно (только об отдельных сторонах изучаемого объекта). Как методы исследования используются: наблюдение, эксперимент, описание. Теоретический уровень – преобладает рациональное познание, при подчиненном положении чувственного; однако при создании (формулировании) теории используются только формы рационального познания. Системность знания (сущность изучаемого объекта). Методы: аналогия, моделирование, абстрагирование, логика. В итоге выявляются законы, создаются научные теории. Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны, и граница между ними условна и весьма подвижна. Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются: Формы научного знания: Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания. Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений. Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности, закономерности связей и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений. (греч. - наблюдение, исследование) Основные методы научного познания: Эмпирические методы: Наблюдение - целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т.е. такими, какие они в действительности). Эксперимент - исследование в специально созданных, искусственных условиях, при активном воздействии на изучаемый предмет. Теоретические методы: Синтез - вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности. Анализ - расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное. Индукция - движение мысли от единичных явлений к общим выводам. Дедукция - движение мысли от общего к единичному (частному). Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях. Моделирование - воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогично ему). Теория - логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы. Исторический метод (последовательные этапы развития объекта) и логический метод (основное содержание в теоретической форме, в системе абстракций).
Билет №16. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|