Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура и цивилизация. Термин «культура» подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу




Термин «культура» подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:

1. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

2. Качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей;

3. Особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.

Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и отрицательную. Тем не менее, культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса.

Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

В современной литературе под цивилизацией понимается такая стадия в развитии общества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и общество начинает функционировать на своей собственной основе. Культура возникает раньше цивилизации.

 

Билет №23.

1. Глобальные проблемы современности: философский аспект.

Глобальными называют общечеловеческие проблемы, которые проявляются в масштабах всей планеты, затрагивают человечество в целом и неразрешимы в рамках отдельных государств и даже географических регионов. Они имеют ряд общих черт. Во-первых, затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом; во-вторых, решение глобальных проблем требует объединения усилий всех людей, всего мирового сообщества. Глобальные проблемы вышли на первый план в ХХ веке в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в постиндустриальном обществе. К глобальным проблемам относятся: проблемы войны и мира, энергетическая, экологическая, демографическая, проблема кризиса культуры, терроризм; освоение богатств Мирового океана и космического пространства; сохранение природы человека. Глобальные проблемы имеют природный и социальный характер. Это обусловлено двумя объективно существующими факторами – отношениями человека или общества к природе и человека к человеку. Наука стала одним из источников глобального кризиса современной цивилизации. Она же взяла ответственность за их преодоление. Важно иметь в виду, что до начала ХХ в., всемирная история представляла собой в основном автономно развивавшиеся цивилизации, не оказывавшие серьёзного влияния друг на друга. А в современном обществе именно интеграция привела к серьёзным переменам, обусловленным глобальными процессами. Деградация окружающей среды обнаруживает тенденцию к деградации самого человека. Рассматривая проблемы различного уровня как конкретное выражение философских категорий «общее», «особенное», «единичное», их обычно интерпретируют таким образом, что частные проблемы выступают как единичные; локальные и региональные – как особенные, а глобальные – как всеобщие (географический критерий). Для более строгого определения собственно глобальных проблем в науке и философии вводятся дополнительные критерии, характеризующие эти проблемы с другой стороны – со стороны их качества, существенных особенностей, которыми они обладают. Среди этих особенностей можно выделить:

1. Глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но судьбу всего человечества.

2. Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты

3. Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

4. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность". Самое первое и главное условие сохранения равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом, человек должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.

 

 

2. Философские проблемы управления: диалектика объекта и субъекта.

Теория управления возникает в древности.

Управление - это совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект. "Философия управления" - интеллектуальная сфера, где пересекаются познавательные интересы философии и управления: она изучает концепции о месте и роли человека-субъекта в системе управления, а также формы и способы их реализации в функционировании и развитии систем управления. Как самостоятельная философская дисциплина, "философия управления" строится на двояком основании – формального (самостоятельное существование "философии искусства", Фридрих Шеллинг) и содержательного характера (анализ философской мысли с точки зрения отражения фундаментальных проблем управления). Умение управлять людьми, это, по выражению Платона, "одно из сложнейших и самых труднодостижимых умений". Управление предполагает не только совокупность действий, но и сумму знаний.

Обращаясь к истории философской мысли мы выясняем, что а) глубинная сущность проблем управления неизменна, меняются лишь исторически определенные формы решения той или иной управленческой проблемы; б) именно философская мысль, до формирования науки об управлении, сохранила и выделила основополагающие идеи и теоретические обобщения управленческого опыта предыдуших поколений; в) большинство философов не просто фиксируют состояние управления общества, государства и других социальных конструкций, но и ищут „лучшие" их формы.

Первые теории:

1)теории совершенствования личности. Воспитание идеальной личности, управляемой и управляющей.

2) концепция государства. Каким должно быть идеальное управление.

Существует 2 уровня управления:

a) обществом

b) производством.

Менеджмент – руководство процессом производства. Управления более широкое понятия – определяется на уровне политических систем, социальных. Функция организованный системы. Поддержка уровней системы, реализация программы и цели.

Виды управления:

a) Стихийное – синергетическое управление. в результате взаимодействия субъектов

b) Сознательное – результат планомерного взаимодействия объекта и управленца. Иерархическое управление.

Выход системы на новый качественный уровень для воплощения поставленной цели. Управление – важный элемент развития. Восхождение к универсальным формам социальной жизни требуют новых методов, обеспечивающих согласованность и гармонию.

Критерии: внутренняя организованность, способность распоряжаться и использовать информацию

Наиболее эффективными системами являются системы с высоким уровнем культуры, предполагающим разделение функций, личную ответственность, здравый смысл, образование и специальные знания. Тейлор, Декрарт. Анри Файоль – общие подходы к администрированию. Специализация, единоначалие, единонаправленность. Маркс Вебер. Гаммиьтон Чёрч – главное в управлении – метод анализа и синтеза.

Элтон Мейо. Психология: Минцберг, Маг Грегор.

Моклер Редден Фитлер ситуационный подход

Подходы к управлению:

a) Процессный

b) Системный

c) Ситуационный

d) Универсальный






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных