Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия эпохи Ренессанса




Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций.

Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви (антиклерикализм), дворянства и всех феодальных порядков. Термин «ренессанс» происходит от франц. renaissance – возрождение, т.е. новый расцвет античной культуры, науки и философии.

Для эпохи Ренессанса характерны следующие особенности:

- переход от теоцентризма к антропоцентризму;

- гуманизм, признание творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью;

- интерес к античному культурному наследию (Платону, Аристотелю, неоплатоникам, стоикам, эпикурейцам и др.);

- привлечение человека к жизненной активности, утверждение веры человека в себя;

- идея всестороннего развития человека (физического и духовного), культа красоты;

- ориентация на искусство, символом Ренессанса становится фигура художника-творца (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.);

- на смену теоцентризму приходит пантеизм – философское учение, признающее слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила; природа обожествляется, божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в человеке;

- стремление управлять природой с помощью тайных, оккультных сил (оккультизм – учение, признающее существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку).

Первому периоду Возрождения (XIV–XV вв.) присущ «гуманистический» характер и сосредоточенность в Италии. Для второго периода (XV – XVI вв.) характерна естественнонаучная направленность, гуманизм в этот период переходит в другие европейские страны.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий) в широком смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни.

Гуманизм в узком смысле слова – идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Представители итальянского гуманизма – Данте Алигьери (1265 – 1321), автор «Комедии»; Франческо Петрарка (1304 – 1374), автор работы «Моя тайна»; Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор «Декамерона»; Марсилио Фичино (1422 – 1495), автор труда «Платоновская теология о бессмертии души»; Пико делла Мирандола (1463 – 1495).

Заальпийский (северный) гуманизм (XV – XVI вв.). Большую роль в гуманизме заальпийских стран играет логика, методология, философия государства и права.

Представители: голландец Эразм Роттердамский (1469 – 1536), француз Мишель де Монтень (1533 – 1592).

По Роттердамскому, смысл жизни состоит в использовании жизненных благ. Философия должна заниматься основными вопросами естественной жизни человека.

Характерная черта мышления Монтеня – скептицизм в духе любви к жизни.

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Н. Коперника (1473 – 1543), И. Кеплера (1571 – 1630), Г. Галилея (1546 – 1642). Важнейшим объектом интереса становится астрономия. Для аристотелевско-птолемеевской картины мира был характерен геоцентризм – в центре конечного космоса находилась неподвижная Земля. Коперник создает принципиально новую астрономическую картину мира – гелиоцентризм, пользуясь принципом относительности: 1) Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звезд; 2) Земля вращается вокруг Солнца, помещенного в центр мира. Коперник считает, что Вселенная безгранична.

В философии эпохи Возрождения анализируются проблемы диалектики. Бог рассматривается как единство актуального (природа) и потенциального (бесконечность). Природа есть проявление божественного. Например, Н. Кузанский (1401 – 1464) растворяет природу в Боге. То, что в природе относительно, не завершено, в Боге абсолютно и завершено. Природа изменчива, подвижна; Бог неизменен и неподвижен. Бог – целое, природа – часть. Из Бога возникает природа, Бог есть сущность, свертывающая в себе все вещи. Кузанский делает вывод: существует всеобщая связь вещей в природе, единство противоположностей.

Представителем магически-мистической философии природы оккультного типа был Парацельс (1493 – 1541). Природа трактуется им как живое целое, пронизанное магическими силами. Она должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов – ртути, серы и соли. Ртуть соответствует духу, сера – душе, соль – телу. В человеке всем «управляет» душа; в каждой части природы находится некое одушевленное начало. Для овладения силами природы необходимо постигнуть его, войти с ним в магический контакт и научиться им управлять.

Дальнейшее развитие пантеизм получил у Дж. Бруно (1548 – 1600). Он отождествил космос (природу) и Бога. Нет границ между творцом и творением. Природа есть «Бог в вещах». Учение Бруно было осуждено церковью как еретическое, а сам он сожжен на костре.

В эпоху Возрождения возникают новые концепции государства и права, которые исходили из положения о естественном характере человека, о его земных интересах и потребностях.

Складывается идеология централизованного государства. Авторами этих теорий были итальянец Н. Макиавелли и француз Ж. Боден.

Потребность в сильном государстве выразил Никколо Макиавелли (1469 – 1527), автор трактата «Правитель». Центральное место в его философии занимает идея «фортуны» (судьбы, счастья), как необходимого естественного хода вещей, имеющего божественный характер. Человек может использовать «фортуну» и достичь успеха в зависимости от того, как ее приспособит и как сможет ей противостоять. Это гуманистическая позиция, отрицающая фатализм.

Политику определяет практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Правитель должен руководствоваться моралью силы этого мира. Человек должен рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы.

Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец «циничности» и аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства».

Представителем политической теории абсолютизма был Жан Боден (1530 – 1596). Он выразил потребность в сильной государственной власти, ставил интересы государства выше религиозных. Основой государства считал семью и частную собственность.

Боден дал географическую типизацию государств: тип государства зависит от климатических условий. Для умеренного пояса типично государство разума, живущие здесь народы имеют чувство справедливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиниться лишь сильному государству.

В эпоху Возрождения складывается концепция «естественного права», согласно которой право имеет человеческое происхождение, оно необходимо, так как его сущность вытекает из общей человеческой природы. Сторонником такого понимания права был голландец Гуго Гроций (1583 – 1645).

Утопические учения XVI в. связаны с трудами английского гуманиста Т. Мора и итальянского монаха Т. Кампанеллы.

Томас Мор (1479 – 1555) в труде «Утопия» рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Идеальное государство, по Мору, основано на общественной собственности, высокоорганизованном производстве, целесообразном руководстве, гарантирующем справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т.д.

Мор был одним из основателей утопического социализма. Полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем.

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) изложил свое социальное учение в работе «Город Солнца». Он выражает мысль о необходимости общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Пытался на практике осуществить свои идеи, за что был осужден на пожизненное заключение, провел в тюрьме двадцать пять лет.

Философские идеи Мора и Кампанеллы позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности, философии Просвещения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных