Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление культуры




ЧАСТЬ II. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА В ПЕРВОБЫТНО-МИФОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

Локальные культуры. Становление культуры. Этапы развития первобытно мифологического мышления. Представление о мире и человеке в первобытно - мифологическую эпоху

Становление культуры

Теория культуры, как и всякая теория, абстрактна. В действительности культуры всегда обусловлены и определены географическими особенностями народов, их национальным характером и историей, в том числе и исторически сложившимися традициями и обычаями. В такой конкретной форме социальные культуры называются локальными культурами. Например, вполне корректно говорить о локальной культуре народов Европы или России, но при этом, и о локальной культуре Франции, ненцев, татар и Тюмени. Однако подобная степень конкретизации выходит далеко за рамки нашего учебника.

Если представить себе историю культуры в самом обобщенном и упрощенном виде, то она такова: Когда-то наши предки осознали свое отличие от того, что ими не является: от географической среды, от животных и стали разумными. Они выступили по отношению к окружающей их действительности родом, племенем, как одно целое.

Внешняя действительность разнообразна и безразлична к людям: то болезни, то засуха, то лесной пожар, то нападение зверей. Многообразие людей в роде и в племени позволяло совместно выживать там, где в одиночку выжить невозможно. Один становится искусным рыбаком, другой - охотником, третий - врачом и шаманом, четвертый - вождь, руководитель, пятый интуитивно чувствует растения и пр. Так складывалось общество, оно опосредовало отношения между людьми и дикой природой. Культура общественной жизни человека стала средством его защиты от нечеловечности внешнего мира. Мышление в это время выступает социальным, коллективным. Социальное единство рождает обычаи и традиции.

Население растет, первобытная общность людей расширяется. Наступает период контактов с другими общностями. Появляются народы, страны, государства, обнаруживаются «свои» и «чужие». Одновременно усложняется и общественная жизнь. Отношения с внешней природой перестают быть единственными причинами развития и изменения социума, появляются свои внутрисоциальные причины и закономерности. Уже в древние времена человек отличает себя от других членов своего же рода, племени или народа, но для того, чтобы жить, он подчиняет собственное мышление и свои желания обычаю коллектива. Этим побеждался разрушительный для маленьких племен индивидуализм.

Но человек все же своеобразен и самобытен, его мышление не тождественно общественному сознанию. Со временем наступает эпоха конфликтов между человеком и обществом и появляется личная культура жизни и мышления, взаимоотношений между людьми, исходящая не из их похожести друг на друга, а из их различий. То, что губительно для маленького социума, для большого становится дополнительным источником развития.

По мере эволюции общества и накопления ценностей, начинает складываться особый мир Европейской культуры. Он напрямую связан с процессом урбанизации, то есть с превращением городов в самостоятельные социальные организмы, содержащие в себе источники своего существования.

Античный город в современном смысле трудно назвать городом. Даже древний Рим, который и сегодня выглядел бы как мегаполис, в сущности, является гигантской деревней, потому что источник его существования – сельское хозяйство, посредническая торговля и эксплуатация государственного бюджета. Отсюда и ментальность Рима становится по преимуществу потребительской, купеческой и чиновно-политической.

Современные города появляются ближе к завершению эпохи средних веков, когда развивается мануфактура и начинается промышленное производство.

Вторая особенность современного города, тоже сложившаяся к началу буржуазной эпохи – производство духовных ценностей и появление особого класса «интеллектуалов», создающих эти ценности. Развиваются университеты, появляются исследовательские учреждения, укрепляется церковный институт и интеллектуалы начинают оказывать огромное влияние на общественное развитие. Они создают набор условий, необходимый для промышленной революции XVII-XVIII веков и научно-технической революции XIX-XX веков.

Третья особенность города – обостренный индивидуализм его жителей.

Города становятся особой средой обитания, которая выступает посредником между человеком и географической средой, но опосредует их не потребительски (за счет максимальной государственной защиты граждан, как в Риме), а творчески, за счет производительного труда населения.

В городах создаются ценности, отсутствующие в естественной природе. Там складывается особый порядок жизни, плохо совместимый с естественной природой и агрессивный по отношению к ней. Возникают свои законы и правила, и городская культура приобретает черты скафандра, некоей ценностной оболочки, отделяющей человека от других культур и от мира в целом. Городская культура – тот источник, из которого произошла вся культура Европы и России, какими мы их знаем.

Современная культура стремится преодолеть негативные черты буржуазных городов: парки, сады, интенсивно развивающееся озеленение, очистка рек, охрана воздуха, культовое отношение к животным и т.д. Но этот процесс только начинается и он ставит проблему диалога с природой: как ее оберегать и восстанавливать, сохраняя человеческую самобытность, привычный образ жизни и высокий ее уровень?

Мы живем в такой период, когда процесс дифференциации и интеграции людей продолжается. Если мы хотим жить, то должны уметь согласовывать нашу культуру межчеловеческих отношений со своими социальными и физиологическими предпосылками. Утратив общество, мы оказываемся с природой один на один, человек, в одиночку противостоящий природе погибает или деградирует. Утратив же сознание собственного отличия от других людей, мы лишаем социум источника саморазвития, делаем его тоталитарным и застойным, слабым перед лицом внешних условий и гибнущим.

Гибкость взаимоотношений внешнего и внутреннего, социального, физиологического и индивидуального, одним словом, человека и мира - основной источник развития культуры современности

Важнейшими предпосылками зарождения, становления и развития культуры России являются культура первобытности более древние культуры других народов: арабов, Китая, Индии, Византии и Европы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных