Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учение Платона об идеях.




Eidos (эйдос) или идея для Платона стал центральным понятием. В нем выразилось и понятийно закрепилось представление Сократа о высших родах бытия.

Мифологическое мышление всегда чувственно наглядно, понятийное же умозрительно. По мысли Платона идеи чувственному восприятию не доступны, их природа не та, что природа вещей наблюдаемого мира. Они бестелесны, и познавать их следует не так, как познается мир наблюдаемых вещей.

В диалоге «Софист» он описывает два рода философов, одни из которых признают существующим только то, что чувственно воспринимается, а другие уверены, что есть сверхчувственные уровни бытия и именно в них скрывается истинная сущность. С этого разделения философов на два лагеря начинает зарождаться двухтысячелетнее противоборство материализма и идеализма.

Позднее Платона причислили к идеалистам, для него сверхчувственное бытие играло первостепенную роль. Можно заметить, что за этим представлением скрывается отголосок недавней мифологической эпохи, когда мир непосредственно воспринимавшийся, не взирая на степень истинности представлений о нем, казался, все-таки, интуитивно ясным, а теперь стал закрытым от понимания, отделенным от человеческого мышления рациональным понятием.

В философии существуют категории сущности и явления, разницу между ними обнаружили еще до Платона Парменид и Зенон из школы элеатов. В «Тимее» Платон отчетливо сформулировал эту, усвоенную им у элеатов разницу между тем, что существует на самом деле и тем, что только кажется существующим, но истинного бытия не имеет. Он назвал это различием между тем, что существует, но никогда не становится и тем, что становится, но никогда не существует, как бы не имеет корней, похоже на мыльный пузырь, оторвавшийся от своего истока.

Таким мыльным пузырем он считал всю чувственно воспринимаемую область явлений, а истину этих явлений он находил в сверхчувственном, скрытом от глаз бытии, которое познавать можно только умозрительно. Позднее в средневековую эпоху это платоновское различие сущности и явлений, истины и кажимости закрепилось в учении о греховности и падшести наблюдаемого мира и об истинности мира Божественного.

Разделив мир на две области - видимую и идеальную - Платон установил между ними соответствие следующим образом. В чувственном мире все явления объединяются в классы одноименных вещей, так, например, все лошади входят в класс лошадей, обозначаемых понятием «лошадь». Так вот, каждому такому классу в умопостигаемом сверхчувственном мире соответствует вечная причина, по которой любой наблюдаемый предмет принадлежит именно к данному, а не к какому-либо другому классу, по которой лошадь появляется на свет лошадью, а не козой. Эту причину Платон и называл eidos, она и есть истинная сущность вещи и ее природа. Что же касается индивидуальных отличий вещей одного класса, тех же лошадей друг от друга, так эти различия означают искажение истины. Замечу, что eidos Платона, идея существует в самой реальности и может выступать предметом познания. Сверхчувственный мир и есть «мир идей».

Идея обладает рядом свойств:

1. Она есть причина и источник бытия вещей;

2. она - парадигма, или образец, гладя на который творец мира создает вещи;

3. она - высшее благо и цель, к которой стремится все существующее.

Не трудно заметить, что перечисленные характеристики и сверхчувственного мира, и каждой принадлежащей ему идеи уже способны стать зародышем средневековых философских взглядов. Христианское мировоззрение в том виде, в каком оно выстроено в Новом Завете, отличается лаконичностью и опирается на интуитивное понимание, оно состоит из намеков. В Новом Завете как бы предполагается, что истинному христианину достаточно намекнуть, может быть, немного разъяснить, а дальше он и сам все сообразит. Поэтому, например, Иисус говорит, что Царство Божие «внутри нас», указывает направление поиска, но не разъясняет, на что похож предмет поиска - царство Божие. Когда его спрашивают, что такое Царство Божие, он отвечает метафорически: оно похоже на горчичное зерно, на вора и т.д.

В древнем мире выбор христианского мировоззрения был добровольным, в средние века и позднее рациональное мышление сделало его в Европе чуть ли не принудительным, на христианской идеологии были построены целые государства, началась борьба с нехристианами, а потом и между конфессиями. В этой борьбе для ее успеха и для самоопределения рациональной культуры потребовалось дать содержательные интерпретации того, что такое Бог, царство Божие, Христос, преображение, воскресение, истина и т.д. В Новом Завете рационального ответа нет, а строители церкви желали именно рационального ответа. Вот тут на помощь и пришли идеи Платона и его последователей о мире эйдосов. Так и получилось, что в Средние Века интерпретации намеков Нового Завета были даны на основе греческой философии. Они и по сей день даются преимущественно таким образом, когда искатели веры задают исключительно рациональный вопрос: «Что это значит?» - Они получают рациональный ответ.

У Платона eidos выступает целью вещей, и это сразу придает всему учению смысложизненный характер. По мнению уже упоминавшегося В.Ф.Асмуса, слово «смысл» получило то значение, в каком оно употребляется в обиходе европейских народов именно благодаря представлению об идеях у Платона. Как цель, eidos есть уже не само бытие, а понятие о нем как о высшей цели существования, замысел, руководящий принцип, предназначение. Каждая вещь стремится обрести всю полноту своего истинного бытия, и это обусловливает основную жизненную проблематику, задает направление жизни.

Идеи вещей противопоставлены самим вещам. Вещи изменчивы и преходящи, их идеи напротив неизменны и вечны. Идеи как особый мир истинного бытия находятся на одном полюсе греческого космоса. На другом полюсе находится противоположная идеям материя, как воплощение полного небытия. Идеи тождественны друг другу, их мир как хорошо ограненный алмаз, переливающийся гранями, где каждая грань - самостоятельная идея, но она не существует сама по себе отдельно от всего целостного идеального мира. Что касается материи, то это - разбитый алмаз, это разложение, пространственная разделенность. Все материальные явления отдельны друг от друга и никакой органической целостности материи нет. Материя и идея оказываются непрерывно сопутствующими друг другу небытием и бытием.

Действительный же греческий мир существует между обоими полюсами, каждая его вещь движется между бытием и небытием. Такая постановка вопроса позволила в будущем определить два основных смысложизненных ориентира человеческой жизни, среди которых человек должен определяться и выбирать: материальное или духовное существование, небытие, дающее сюеминутное процветание и завершающееся безусловным исчезновением и, с другой стороны, бытие, ведущее зачастую к жизненной неустроенности, но обещающее вечность.

Философия Платона - разновидность дохристианских гностических учений, однако, именно она стала на тысячелетие основной содержательной интерпретацией средневековых христианских ценностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных