Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философствование в вере




В ту пору проблема соотношения веры и знания решалась по-разному. Так например, гностики отмечали несовместимость веры со знанием о мире. Климент Александрийский утверждал их гармонию, полагая, что вера – критерий истины и философия нужна для защиты веры от нападок. Тертуллиан в III в. сформулировал знаменитый тезис: credo quia absurdum (верую ибо абсурдно). Он считал, что вера нужна потому, что знания не дают полноценной истины. Чудо, да и само существование Бога с точки зрения знания, абсурдны и поэтому необходима вера. Идея Тертуллиана - вера вместо знаний.

Августин так не думал. По его мнению, вера не противоречит разуму, она не подчиняется ему и, в свою очередь, его не устраняет. Разум и вера - взаимодополняют друг друга. Вера - это способ согласия с тем, что ты знаешь, а разум, в свою очередь, рождает веру. Его идея выражается формулой «credo ut intelligam» и «intelligo ut credam» (верю, чтобы понимать и понимаю, чтобы верить).

Это значит, что Августин веру как интимное качество человеческого мышления соединял со знанием о том, что не принадлежит человеку, о Боге. Мысль о таком соотношении веры и знания вытекает из представления Августина о строении души. Он полагал, что взыскующий знания разум есть высшая и чистейшая часть души.

Знание о Боге и страстное влечение к Нему, это - истинная цель познания и высшее блаженство. Влечение к Богу и есть вера, любое знание лишь тогда нужно, когда оно опирается на такое влечение. Вера доставляет знанию смысл и выступает основным побуждением к познанию. Она приводит знания в соответствие друг с другом, в гармонию. Без веры знания - рассыпанная мозаика, лишенная всякого смысла и значения.

Экзистенциальность

Понятием «экзистенциальность» в философии принято обозначать личностное и жизненное начало в познании и в практике.

«Как же люди отправляются в путь, чтобы восхититься горными вершинами, грозными морскими волнами, океанскими просторами, но при этом оставляют в небрежении самих себя?» («Исповедь»). - Это принципиальная для Августина мысль. Для него главная проблема - не Космос, а человек.

Но человек - не абстрактное представление о «некоем человеке», «человеке вообще» и т.д. Часто, когда в книгах пишут или когда в выступлениях слово «человек» беспрестанно повторяется и даже застревает в ушах, не понятно, о каком человеке говорится! У Августина человек конкретен, индивидуален, неповторим, он - мыслящее и одушевленное существо, а единственный человек, которого каждый из людей может таким образом знать, это - он сам. Когда Августин говорит о человеке, он имеет в виду себя лично.

«Я сам стал для меня огромной проблемой, большим вопросом, я не сознаю всего, что я есть». - Так пишет Августин и этим начинается для него самопознание.

Роль личностного начала, введенного Августином в философию, невозможно преувеличить. Вероятно, это - первый экзистенциальный философский писатель в западной мысли. Благодаря ему оказались возможны и Декарт, и Лейбниц, и философское творчество С.Кьеркегора, Н.Бердяева, М.Хайдеггера, французского экзистенциализма. Благодаря ему, личностное начало утвердилось и в восточном православии. Стало возможным само философское творчество, философия из научного познания превратилась в творческий процесс.

Вслед за античным философом Плотином, которого он в молодые годы очень любил, Августин полагал, что истину следует искать не вне себя, а только в мире собственной души. Он рассказывает о всех своих самых тончайших переживаниях, выражает себя и в этом «проговаривании своего внутреннего мира» самораскрытие Августина превращается в самопознание, он все лучше и лучше узнает и определяет себя вплоть до самого глубинного и подлинно тайного в человеке «в непроговариваемом смысле». Он начинает понимать в себе даже то, что невозможно высказать.

Чаще всего в философии самопознание понимается как саморефлексия, то есть осознание в себе различных качеств. Рефлексирующий философ как бы отделяет себя от своей души, отстраняется и рассматривает на расстоянии, словно бы в микроскоп. Потом такой философ может утверждать: «Человеку свойственны такие-то и такие-то качества.» Августин же поступает иначе, ему ясно, что мышление дано человеку мыслящему непосредственно, не надо противопоставлять себя своей душе, так можно убить душу, надо рассказывать о себе, стараясь придерживаться истины, скрытой в наших глубинах Божьей воле и Его образу. Вероятно, от Августина пошло известное в христианстве различение «человека внешнего» и «человека внутреннего».

Августин считает внутреннего человека, душу образом и подобием Божьим. Бог и душа, таковы основные принципы философии Августина

Истина

Истина - то, что соединяет душу с Богом, то, в чем они тождественны друг другу. Познание имеет целью понимание истины. Как же достигается истина в учении св.Августина?

Он начинает с той трактовки ощущения, которой придерживался еще Плотин. Обычно считают, вплоть до нынешнего дня, что ощущение - то, что претерпевает мышление под воздействием внешних предметов. Ощущение как бы образ внешнего мира в человеческих органах чувств.

Плотин и Августин, оба думают иначе: Внешние объекты действуют на чувства, но душа при этом не пассивна, а активна. Она формирует представление об этих объектах. Душа как бы вольна разглядывать объект по своему усмотрению: и правильно, и искаженно, и сверху, и снизу, и солнечным днем, и в полной темноте. Объект при этом выглядит по-разному. Представление об объекте, создаваемое душою, есть восприятие.

Душа, следовательно, воспринимает объект самостоятельно и она свободна от объекта. Это позволяет Августину задаться вопросом: на каком основании душа видит мир тем или иным образом? Такой вопрос как бы предвосхищает немецкого философа XVIII века И.Канта.

Августин полагает, что душа, поскольку она разумна, она оценивает внешние тела. Тела текучи, изменчивы и несовершенны. А душа совершенна по мере того, насколько она уподоблена Богу, мышление же на основе внутренней истины и присущего душе образа Божия абсолютно совершенно. Поэтому, совершенны и оценки, которые душа дает внешним телам. Душа воспринимает мир на основании своих оценок, а оценки ее обусловлены скрытым в ней Божьим присутствием.

Это означает, что мышление на основе веры, то есть истинное познание заставляет видеть в телах гармонию и совершенство, от Бога присущие им. Истинно мысля, мы воспринимаем мир прекрасным. Любое же представление об уродливости мира признак заблуждения, отклонения от истины. Познание, по св.Августину, всегда является эстетическим созерцанием красоты и гармонии. Философия св.Августина - эстетична

Истина есть присутствие в человеке Бога. Но благодаря чему же душа оценивает не только себя, но и внешние вещи? Ведь, получается, что в человеческую истину о самом себе входят и образы других тел.

Да, через Бога - творца мира человек един с внешними телами и способен воспринимать их истину, степень их соответствия Божьему плану. Эта истина, образованная из идей всех тел и вещей есть тот мир эйдосов, о котором учил Платон. Это как бы модель, по которой отливается и создается все, что существует.

Познание Идей доступно не всей душе, но только высшей ее части, которую Августин называет mens (разум) и созерцать идеи способна не каждая душа, а лишь та, какая наиболее чиста и свята, только она может найти родство между собой и идеями.

Познание у Августина связано с идеей всеобщего родства, то есть, с христианской агапэ. Познание по св.Августину есть высшая любовь

Бог

Августин находил в познании стремление к Богу. Он считал, что познание дает людям Истину. Следовательно, он вынужден был поставить перед собой проблему: когда мы познаем Истину, значит ли это, что мы приближаемся к Богу, или Бог еще выше Истины?

В конечном и высшем смысле, он отождествлял Истину с Богом. Но есть Истина и истины. Если истина человека - присутствие Бога, то такова ли и истина камня? Очевидно, есть разные «ступени» истины. Эта идея позволила ему выстроить свое представление о Боге.

Он, как человек, стремящийся мыслить рационально и находящий в разуме высший уровень души, прежде всего, задался тем, чтобы доказать существование Бога. По сей день принято считать, что в сфере разума доказательство бытия Божия невозможно. Когда так утверждают, имеют в виду определенный вид разума: логически рассудочное мышление, находящее в очевидности самый лучший аргумент доказательства. Доказать что-нибудь, значит сделать незримое очевидным, доступным опытной проверке. Такое доказательство бытия Бога, конечно, невозможно.

Но Августин не ограничивал разум способностью к логическому мышлению и стремлению к очевидности.

Его аргументы, подтверждающие для него существование Бога, таковы:

1. Если мы находим в мире черты Совершенства: гармонии, согласованности, то мы должны предположить существование Плана, по которому мир создавался и поддерживается в порядке. А значит, мы должны предполагать и того, кто воплощает этот план в действительность, то есть, Бога. Если бы Его не было, то мир бы развивался хаотически и никакая гармония не могла бы возникнуть. Не могли бы возникнуть тела, да и сам человек, потому что и тела, и человек - цельны и гармоничны. Был бы один сплошной Хаос как то, что лишено любой определенности, как Земля в первом акте творения («Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною.» - Быт.1.2.). Если есть гармония, то есть и ее Создатель.

2. Второй аргумент называется «consensus gentium» (соглашение людей). Если Бог есть, то Он не скрывается от людей, стремящихся к нему. Следовательно, если хотя бы несколько человек верят в Его существование, то Он существует. Сила этого аргумента состоит в том, что согласие людей возможно лишь по поводу истины. Несколько людей не могут одинаково ошибаться, единство мнений возможно лишь по поводу истинного положения дел. Так например, когда многим дана одна и та же задача, то правильное ее решение у всех одинаково, а ошибочное решение у всех различно.

Во времена Августина это был сильный аргумент. Тогда все верили в богов, но все - в разных. Пантеон греческих богов достигал 20 тысяч, число богов в Римской империи превышало 200 тысяч. Число богов было сопоставимо с численностью человеческого населения. Отсюда и распространенность именно христианской религии, подкрепленная родственной иудейской верой воспринималась как критерий правоты.

3. Третий аргумент таков: люди познают вещи (а в этом никто не сомневается), они стараются получить истину о вещах. Если существуют истины вещей, то значит, есть и Истина всяких истин, высшая Истина - Бог. К этому аргументу примыкает и этическое доказательство: если есть различные блага, то есть и высшее Благо всех благ - Бог.

Августин не стремится доказать вещественную реальность Бога. В его концепции идея Бога используется не для того, чтобы объяснить физическое или астрономическое устройство Космоса. Бог Августину нужен, чтобы наполнить пустоту души, придать жизни высший смысл и научиться быть счастливым. Бог, по Августину, экзистенциален.

Бог - Истина особого, высшего рода. В чем же она состоит? Объясняя это, он исходит из того определения Бога, которое Тот сам себе дал. Согласно Библии, он сказал через Моисея: «Я есмь тот, кто Я есмь». Августин утверждал, что важнейшие атрибуты Бога, это - Бытие, Истина, Благо и Любовь. Бог как «Я есмь» - единство всех атрибутов (summa essentia). Он - высшее и неизменное Бытие, и тем вещам, какие Он творит из ничего, Он дает бытие.

Следовательно, бытие тоже как бы ступенчато: есть Бытие всякого бытия - высшее бытие, Бог, это - Бытие Творца. И есть другое бытие, которое он создал, бытие твари (творения). Высшее Бытие Бога - это сущность бытия твари

Различие таких двух родов бытия состоит в том, что одно из них вечно и неизменно, а другое - возникает из ничего и существует во времени, постепенно приближаясь к концу.

Высшая истина состоит в том, что всякая вещь создана Творцом. Но одни созданы более совершенными, чем другие. Самое совершенное творение Бога - человек, именно в него Бог вложил живую душу, созданную по его образу. Постигая истину внешних вещей мы не можем достичь Бога, но по-стигая истину самого себя, мы к нему приближаемся

Однако, в соответствии с христианским откровением, Бог не только Бытие, Истина, Благо и Любовь, Он еще и Троица!

Идея Троицы в христианстве была колоссальным по значению шагом в развитии монотеизма, она позволила объяснить единство потустороннего Царства Божия и посюстороннего видимого Космоса. Суть Троицы в том, что Бог един, но Он - троичен. Бог - один и он пребывает у Себя, но вот, он как бы заглядывает в наш мир, появляется в нем. И тогда, Он остается у себя, но Он же становится Сыном, существующим в нашем мире. Бог бесконечен, поэтому Он всегда у Себя, но именно потому, что Он - бесконечен, Он же находится и в нашем мире.

Его царство - качественно иное, чем наш Космос, и Его существо - тоже качественно отличается от человеческого. Он одновременно и там, и здесь, и тождественен себе, и качественно отличен от себя. Это уже двое. А если мы вспомним, что для соблюдения единства этих двоих между ними должно быть духовное тождество, именуемое Духом Святым, то получается Троица. Я дал несколько вольную трактовку Троицы, а как писал о Ней Августин, а главное, зачем он писал о Ней?

Без христианской идеи Троицы философия Августина была бы невозможной. Троицу он привлек в своем учении о познании. Какую же концепцию познания Августин извлекает из идеи Троицы?

1. Он утверждает, что Троица - единый и истинный Бог, лица Троицы абсолютно равны, нельзя считать, например, что одна ипостась «главнее» другой. Ошибочно думать и то, что одно лицо существует отдельно от другого.

2. И Отец, и Сын в Троице единосущны. Не было такого момента во времени, когда Отец существовал, а Сын еще не появился, Сын рожден от века. Они - одинаковы, но Отец - это Отец, а Сын - это Сын, они различны качеством родственных отношений.

3. Августин находит в сотворенном Космосе и в каждой его вещи троичность, которая позволяет ему считать, что Космос - слабое подобие Троицы. Единый Создатель - Троица, и поэтому все, что Он создает - троично.

Истинный образ Троицы запечатлен лишь в душе человека, как в высшем создании Бога. Августин находит триединство в человеческом разуме, присущем душе. Разум и един, и троичен, его троичность, так же, как и триединство Бога, связана с родственными отношениями. Он - разум, но он же есть и познание, и он же есть любовь, так как познание разума есть высшая любовь, а любовь разума - есть высшее познание. Когда разум, познание и любовь совершенны, тогда они равны и человек, которому они принадлежат, подобен Богу.

В чем же состоит главная идея Августина о познании? Познание Бога есть человеческое самопознание, а познание себя как существа, наделенного душою, самопознание человека есть познание им Бога

Идеи Бога как «разумные семена»

Еще перед древними греками стояла сложнейшая проблема: как из Единого произошло Многое? Почему из вечного, а значит, в сущности неизменного бытия родилось изменение, из-за которого вещи возникают и исчезают, небытие превращается в бытие, а затем снова гибнет?

Решить эту проблему оказалось возможным только с утверждением характерной для средневекового христианства идеи творения мира «из ничего». То есть не из Божественной субстанции, когда Бог бы создавал мир из себя как из материала, Бог вообще не субстанция, и не из бесформенной материи, как думал Аристотель, считая Бога «формой форм», а буквально из ничего.

Августин, считая Бога Творцом, различил два вида творчества «генерацию» и «креацию». Соответственно одному виду, человек, например, может создавать нечто, например, рождать детей, делать произведения искусства. Но это не высшее творчество, это только генерация, так как человек творит всегда не полностью осознанно, а главное, он всегда творит из какого-нибудь материала: скульптуры из камня, книги из слов, картины из красок и холста.

Бог же способен к обоим видам творчества: из себя Он породил Сына, который Ему единосущен (генерация), а Космос он сотворил из ничего (креация). В акте креации к бытию вызывалось то, чего абсолютно никогда не было.

Человек не способен к креации потому, что он - конечен, ограничен, а следовательно, не всемогущ. Бог же бесконечен и всемогущ, креация - Божий дар, осуществленный только по Его свободной воле и благости.

Когда Бог создал мир, он отличил одну вещь от другой и установил между ними связь. Мир имеет структуру. Благодаря структуре, мир изменяется, а изменение мира - это время. Бог создал и мир, и движение, и время, ничего этого до акта творения не было.

С идеей творения времени связана интересная мысль Августина, объясняющая многообразие Космоса. Он задумался: вещи создавались в соответствии с их идеями, а где были идеи до акта творения? - В разуме Творца.

Как утверждает Библия, мир был сотворен почти одновременно, точнее, в шесть дней. Что означают эти шесть дней, почему в несколько дней, а не совсем одновременно? - Это делалось для того, чтобы все, присущее каждой вещи, не сразу в ней проявилось. В каждую вещь с самого начала были заложены как бы «семена» всех ее возможностей. Это - «разумные семена» - идея вещи, некогда существовавшая в разуме Бога, а потом в вещь вложенная. Обусловленные семенами возможности осуществлялись по разному и в разное время. Вместе с миром, бог создал весь набор возможностей, их последующая реализация и есть развитие мира.

Многообразие мира возникает из единого Творца потому, что это многообразие до появления мира существует в его разуме в форме идей. Изменения, которые мы можем наблюдать, происходят потому, что в соответствии с Божьим промыслом, все вещи в разные времена созревают и проявляют свои возможности.

Зло по Августину

Если все от Бога, а Бог - благ, то откуда зло? Августин, отвечая на этот вопрос, взял за основу идею Плотина о том, что зло - не бытие, а лишенность бытия, или, точнее, дефект бытия, ржавчина на нем.

Далее Августин развил эту мысль следующим образом:

1. Зла в космическом смысле нет, есть разная скорость и разное время созревания разумных семян вещей. Мы считаем что-либо злом, исходя из своей личной точки зрения, а с точки зрения мирового целого всякое явление имеет свой смысл.

2. Зло в моральном смысле существует, то, что мы так называем, происходит от нашего греха и само является грехом. Грех же - это дефективность воли, ее привязанность не только к высшему Благу, но и к конечным земным благам. Возможность же злой воли и заблуждения в выборе благ обусловлено свободой человека. Следовательно, причина зла в том, что благо не единственно, благ много.

Однако не сама привязанность к земным благам составляет зло. Зло, это - противоестественная привязанность, нарушающая Божью волю

Два города

С идеей добра и зла связано фундаментальное учение св.Августина о «граде небесном» и «граде земном».

Каждый человек поставлен перед выбором: чей он, Божий или нет. Мы все как бы одновременно живем в двух градах и ежесекундно, в связи с каждой новой потребностью, с каждым соблазном должны делать этот выбор.

Люди разное выбирают. Выбравшие град земной выступают повелителями земли, они - горды и на земле преуспевают. Символически они являются потомками Каина, в небесах их представляют ангелы восставшие и отпавшие от Бога и после смерти они определены к вечному проклятью.

Граждане же небесного града на земле странники, пилигримы, гонимые. Это, порою, не заметно в их образе жизни, но важнее их самоощущение. Они чувствуют, как условия жизни их выталкивают из мира греха, хотя они могут успешно сопротивляться, но это - до времени. Символически - они потомки Сифа, младшего брата Каина и Авеля, которого Бог дал Адаму и Еве после трагической гибели Авеля. В небесах их представляют ангелы, сохранившие Богу верность, а после смерти они предназначены к спасению.

Идея о двух градах представила историю совершенно по-новому, в таком виде, какой не был свойственен ни грекам, ни иудеям. Теперь история имеет начало и конец, Иерусалим отныне перенесен на небеса, завершается земная история воскресением и страшным судом. А затем наступает день восьмой творения - вечное отдохновение духа и тела, вечное счастье и любовь.

Итак, философия Августина отчетливо сформулировала основной набор идей христианской мысли средневековья. Особенно она повлияла на становление западной церкви и католического варианта христианства, хотя философия Августина ценится и восточно-христианской, православной мыслью.

Философия Оригена

Троица по Оригену

По мнению некоторых авторов, Ориген настолько же влиятелен для православия, насколько Августин для католицизма. Это не совсем так. Философия Августина признана всеми старыми конфессиями христианства, это - высочайший образец философского творчества, сравнимых с которым в истории философии немного. Августин не только глубокий философ, но и блестящий, проникновенный писатель. Многие его сочинения не просто умны, они еще и драматичны.

Но и Ориген по-своему велик. Он жил за полтораста - двести лет до Августина в Александрии. Отец его был христианином, замученным во время гонений, но не отрекшимся. Имущество отца было конфисковано и Ориген был бедным, на жизнь себе он зарабатывал только преподаванием. В середине III в. н.э. он, во время очередных гонений на христианство, был брошен в тюрьму и позднее казнен.

Ориген был исключительно образованным и трудолюбивым писателем, ему принадлежит около двух тысяч сочинений, но, к сожалению, многие из них утрачены, и даже главный его теолого-философский труд «О началах» дошел до нас в вольном латинском полу-переводе, полу-пересказе.

Прав, наверное, М.Булгаков, рукописи не горят. То, что мы не можем прочитать, погибшее, дошло до наших дней в идеях мыслителей, чье воображение и чью логику подстегнули труды Оригена, дошло и в христианской культуре, в которой мы уже не всегда можем различить имена. Но, ведь, ни Ориген, ни Августин не заботились о сохранности своих имен в человеческой истории и памяти. Стремление увековечить свое авторство не свойственно христианским мыслителям, они не без оснований считали, что автором всего лучшего является Бог, а под глупостями, созданными людьми, зачем подписываться!

Главной заботой для мысли Оригена была чудесная, удивительнейшая, абсолютно непонятная Троица - троичность единого Бога.

Он сразу отсек старые греческие идеи, наделявшие богов телами. Те, кто понимают Бога похожим на огонь или дыхание - ошибаются. Бог - духовная реальность и Он непостижим. Он превосходит все, что мы способны мыслить, даже самому ясному уму человека неподвластна Его природа.

Мы вспоминали Плотина, когда говорил об Августине. Ориген тоже был последователем этих идей, еще большим, чем Августин. Плотин - позднейший в античности представитель школы Платона, кстати, язычник. Видимо, обе выдающиеся среди отцов церкви фигуры - Августин и Ориген - были увлечены потоком идей, выпущенных в свет великим язычником Платоном за полтысячи - тысячу лет до них.

Решая загадку Троицы, Ориген опирался на Плотиновскую идею эманации (истечения) всего существующего из трансцендентного (запредельного) идеального сущего.

Сын Божий, по Оригену, рожден Отцом посредством эманации, духовной активности, как, например, разум рождает волю, которая отлична от разума, но неотрывна от него. Эта эманация непрерывна и Сын связан с Отцом так же, как сияние со светилом.

Сын той же природы, что и Отец, единоприроден (homoousios. - Греч.). Но Ориген, в отличие от позднейшей и утвердившейся христианской традиции признает субординацию, подчиненность Сына Отцу. В то время, как Отец - абсолютное единство, Сын - единство, включающее в себя множество активностей. Христос - двуприроден, Он и истинный Бог, и подлинный человек. Причем, ни божественность Его природы, ни полная ее человечность не имеют ущерба. Он - Бог, Он - всемогущ, вечен, бесконечен и т.д., Он - человек, слаб, грешен, ограничен и т.д. Душа Христа - посредник между Отцом (Его Дух называется греческим термином Логос) и Сыном, и эта Душа тоже есть Логос - Дух Святый.

Ориген ранее Августина начал внимательно рассматривать индивидуальное воплощение Святого Духа. По его мнению Сын ниже Отца, Святой Дух еще ниже. Возможности Отца многочисленнее, а Его сила безмернее, чем у Сына, а тем более, Духа. Именно поэтому многие мысли Оригена считались в христианстве ошибочными.

Отец, по Оригену, внимателен и к святым, и к грешникам, и к людям, и к бессловесным тварям, животным и др. Святой же Дух на бездушные существа не распространяется, и на тех, у кого есть душа, но кто лишен дара словесности, Он тоже не влияет. Он - только для людей, и то не для всех. Святой дух ничего не может сделать для тех, у кого есть разум, но кто попал под власть зла и чужд добру.

Вот здесь есть интересный момент у Оригена. Если Августин считает разумом только mens, то, что Божественно по своей природе, то Ориген учитывает и возможность злого разума.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных