Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория истины и методология




Его философское становление началось с озарения, пережитого при изучении работ Декарта. Что такое «отчетливость», «ясность», «самоочевидность» как критерии истины? Это, действительно, невразумительно выглядит, пока не поймешь, что Декарт говорил об индивидуальной ясности и самоочевидности, о том, что интуитивно ясно мыслителю в момент переживания им акта философской мысли, озарения идеей. Декарт всегда писал, имея в виду самого себя как субъекта познания. Лейбниц это понял. То, что ясно для одного, не всегда бывает ясным для другого. Лейбниц отчасти согласился с критерием ясности и самоочевидности, но ввел поправку: тогда, когда истина ясна и самоочевидна для него, Лейбница.

Будучи выдающимся логиком, он проанализировал картезианскую интуитивность и пришел к выводу, что интуитивные истины основываются на логическом законе тождества (А = А), то есть на тождественности субъективного акта мысли самой себе. «А» здесь выступает субъектом логического суждения и то же «А» является его предикатом. Человек тождественен самому себе в акте мышления. Но ведь есть и другие предметы познания! Они не тождественны субъекту, и тогда предикатом «А» в логическом суждении выступает уже не это «А», а некое другое «B», «C», «D» и т.д.

Разделение субъекта и предиката заставило его различать два рода истин: истины разума и истины факта.

Истины разума - непосредственно данные, интуитивные, вечные, проистекающие из природы самого разума. Их постигает философия.

Истины факта - вторичны, они слагаются в опыте человека с предметами внешнего мира. Их добивается наука.

Лейбниц в соответствии с духом своего времени различал умопостигаемый мир истинно сущего и чувственно воспринимаемый мир явлений. Двойственность его миропереживания обусловила двойственность и его теории истины.

Идея истин разума позволила ему сформулировать несколько методологических требований к философским рассуждениям. Эти требования вырастали из наличия не зависящих от опыта априорных принципов бытия:

1. Любое возможное или мыслимое бытие должно быть непротиворечиво;

2. Возможное бытие первично по отношению к действительно существующему, существует бесчисленное множество непротиворечивых возможных миров;

3. Тот факт, что существует именно данный мир, а не какой-то другой, происходит данное событие, складывается данная, а не другая ситуация может быть достаточно обоснованно;

4. Достаточным основанием для существования данного мира является его оптимальность (совершенство, гармония сущности и существования, оптимальность соотношения между вещами, максимум результата при минимуме средств).

Примечательно, что методология Лейбница прекрасно согласуется с идеей Декарта о предмете исследований. И у того, и у другого настоящим предметом философствования выступал не действительный мир, а Бог как творец возможного мира, который Он мог бы создать, если бы пожелал.

Принципы Лейбница

Следуя своему методу, Лейбниц вводит собственные принципы, не те, что использовал Р.Декарт. Его принципы: Бог и Субстанция.

Бог - внеприродное, абстрактное, почти безличное «нечто», которому присущи три атрибута:

· Могущество - он источник всего, что существует;

· Знание - он источник всех знаний и идей человеческой души;

· Воля - он причина всех изменений в мире.

Бог у Лейбница оказывается как бы «надмировым разумом», «душою космоса», верховной субстанцией.

Субстанцию он понимал как творческую основу вещей и полагал, что у каждой вещи субстанция собственная, а Бог как верховная субстанция все остальные субстанции создает, предоставляя им власть над своими вещами. Субстанция вещи, любого тела, это как бы его душа. Каждое тело имеет свою субстанцию, являющуюся причиной движения тел. Тело изменяется потому, что его душа - субстанция - хочет того.

Субстанция духовна и создана Богом. Создатель субстанции как бы ограничивается этим актом и предоставляет субстанциям свободу в дальнейших преобразованиях тел.

Монадология

Эти принципы закономерно приводят Лейбница к представлению о сложном иерархическом устройстве мироздания. Известно, что любое тело включает в себя многообразие других тел как своих составных частей: вселенная состоит из планет и звезд, каждая планета состоит из атомов и любое из этих тел имеет собственную душу-субстанцию.

Субстанцию как единичное духовное основание единичного тела Лейбниц называл монадой (единичной, простой). Такая монада суть одухотворенное тело при внутреннем его восприятии. Лейбниц как бы предлагал, познавая, заглянуть в душу вещей и увидеть их как монады. С такой точки зрения, любое тело является монадой: неживой ли это предмет, живой ли или это сам человек. Надо, правда, сказать, что различие между живым и неживым эта позиция смягчает, последовательное ее развитие представляет весь мир наполненным жизнью, и каждое тело мира выглядит как по-своему живое тело.

Человеческая монада называется у Лейбница душою. Конечно, - считал он, - не всякая монада похожа на человеческую душу, душа - одна из высших монад. Монады различаются по степени отчетливости восприятия, человеческая душа от прочих монад отличается отчетливым восприятием и памятью. Иные монады, например, дерева или камня, имеют значительно менее отчетливое восприятие мира и себя, к тому же вовсе не имеют памяти.

Тело состоит из тел, монады - из монад, каждая монада, несмотря на свое сложное строение, проста и неделима, она составляет специфическое качество вещи (человечность человека, молекулярность молекулы в человеческом организме и т.д.). Каким же образом он решает вопрос о сочетании простоты и сложного строения? - Например, человек имеет органы: печень, сердце, мозг и т.д. Каждый орган располагает своей монадой, сам человек тоже ее (душу) имеет. Телесно человек может быть расчленен на эти чести, казалось бы, и монады при этом разделяются? Нет, такого не происходит, монады органов исчезают, органы лишаются жизни, а вместе с ними и вся душа покидает человеческое тело, наступает смерть. Тело можно разделить на части, но душу, как и любую другую монаду расчленить нельзя. В этом смысле душа как всякая монада проста, неделима и индивидуальна.

Философия свободы

Г.Лейбниц был, кажется, первым из европейских мыслителей, кто в своей «Монадологии» создал типично европейское, характерное для эпохи буржуазно-индивидуалистического развития общества, представление о свободе.

До Лейбница преобладал классически-христианский взгляд на свободу как на Божью уступку человеческой своенравности. Люди возжелали не зависеть от творца и тот предоставил им независимость, но сохранил шанс на прощение и возвращение. Человек оказывался свободным в том смысле, что ему предоставлялось право выбирать: Божий ты человек или нет, сифит или каинит или, как писал Августин, пребываешь ты в граде Божьем или в граде человеческом?

Спиноза представлял свободу как осознанную необходимость, эта идея, на самом деле выражала одну из многих граней свободы, но в абсолютизированном виде она была однобокой и не годилась в основание представления о свободе. Тем не менее, она просуществовала два столетия и дошла до Гегеля.

Лейбниц же представлял свободу как индивидуальную самообусловленность. В силу того, что человек внутренне суть монада, а монада - источник всех его изменений и является субстанцией человеческой жизни, то свобода существует тогда, когда человек в самом себе содержит все условия и причины своего существования. Это - способность ставить цели и иметь жизненные силы для их достижения.

Свобода характеризует не только человека, но вообще любое тело, что позволяет Лейбницу представлять себе все развитие мироздания и все изменения природы телеологически как целенаправленное и субъективно обусловленное движение.

Вследствие этого все мироздание ему виделось перекличкой голосов одухотворенных тел, их духовной взаимосвязью. Вещи как люди в обществе или как животные, или как слабо чувствующие рыбы, или как деревья в лесу мыслят, переживают, ощущают, созерцают каждый в той мере, в какой это ему дано. Они действуют, соседствуют, соучаствуют, сражаются и все это целенаправленно. Каждое тело как бы обращается к Богу с просьбой: продумывая устройство мира, предусмотреть и ей особое место, учесть ее индивидуальность, дать предназначение, какое она должна выполнять, указать ей, что она должна делать, но делать свободно, по своему усмотрению. Так умный начальник никогда не диктует каждый шаг своим подчиненным, он ставит перед ними цель, дает задание, а каким образом это задание будет выполнено, это забота подчиненных, тут они свободны, лишь бы не нарушали некоторые общие для всех правила. Мир складывается как одухотворенное взаимодействие самостоятельных тел, но при этом он остается высшим единством, Универсумом.

Универсум - что-то вроде «тела Бога», а Его монада, высшая субстанция, «Божественность Бога», Его качество есть Дух. Дух существует в каждой монаде, присущей составляющим Универсум телам, но он не означает качества этих тел, не принуждает монады. Дух Универсума выступает основой единства всех монад в одном целостном мировом организме.

Философия Г.Лейбница была прообразом идеологии буржуазно-демократического общества и его индивидуализмом, классической частной собственностью как условием свободы и самостоятельности, с правами человека как индивидуального и самостоятельного существа. Присутствуя при зарождении буржуазной европейской культуры, Лейбниц предвидел ее высший расцвет, предугадывал середину XX века.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных